Найти тему
365 историй

Семья на троих. Грета Гарбо и Валентина Санина делили одного мужа

Они были очень похожи — кинодива и дизайнер русского происхождения Валентина Санина. Обе невероятные красавицы с аристократичными манерами. И если имя первой стало нарицательным, то блистательный модельер оказалась незаслуженно забытой.

Валентина родилась в Киеве то ли в 1894 году, то ли в 1899 — биографические данные разнятся. Тем более, что бежав от революции, она вынуждена была покупать поддельный греческий паспорт. Сама она рассказывала, что до революции училась театральному искусству и даже служила в Харьковском театре. Где-то там познакомилась с певцом Александром Вертинским.

На меня медленно глянули безмятежно спокойные, огромные голубые глаза с длинными ресницами, и узкая, редкой красоты рука с длинными пальцами протянулась ко мне. Она была очень эффектна, эта женщина. Её голова была точно в тяжёлой золотой короне. У неё были чуть раскосые скулы, красиво изогнутый, немножко иронический рот.
Кроме того, она ещё была очень похожа на пушистую ангорскую кошку. Санина лениво тянула через соломинку какой‑то гренадин и спокойно разглядывала меня, как змея кролика, перед тем как проглотить.
Александр Вертинский, Мемуары, 1918 год

Он был влюблен в красавицу и долгие годы хранил ее письма, хотя позже отомстит ей. Революция развела их судьбы.

Валентина стремилась попасть на немецкий корабль, который отправлялся из Севастополя в Константинополь, с собой у нее были фамильные драгоценности и она очень опасалась, чтобы ее не обокрали. К счастью, она познакомилась с Георгием Шлее, с которым после скиталась по Европе в течение нескольких лет. Он вероятно происходил из знаменитой крымский династии немецкого происхождения Шлее, и как покажут дальнейшие события, станет успешным финансистом и предпринимателем.

В 1923 году они прибыли в США в составе танцевальной группы "Летучая мышь" и остались там. Это было время, когда Америка набирала силу, здесь довольно быстро можно было сколотить состояние, появлялись нувориши, которые нуждались в роскоши и богатстве. Георгий Шлее, в США он станет Джоржем, и Валентина Санина быстро влились в местную богему, феномен которой назывался общество Cafe. Бежавшие аристократы из России наверняка выглядели очень интересно и экзотично, они были хорошо образованы, имели безупречный вкус. Валентина мечтала о сцене, но ее английский был не идеальным, что ставило крест на карьере. И тем не менее без нее невозможно будет представить Голливуд.

Это была эпоха джаза, когда девушки носили прямые бесформенные платься с заниженной талией, но Валентина сама шила себе наряды, которые подчеркивали ее женственность. Она пыталась устроиться в Дом моды, но настолько не соответствовала их стилю, что ей отказали. Зато богатая клиентка увидела большую перспективу и уговорила мужа стать инвестором, он выписал чек в $10 тыс. на создание компании Valentina Gowns.

И буквально за год Валентина обзавелась собственной клиентурой, что немаловажно, с хорошими доходами. К началу 30-х годов ее прибыль составила $90 тыс., а средняя цена платья доходила до немыслимым по тем временам $250.

Валентина на примерке
Валентина на примерке

Чтобы отточить мастерство, Валентина отправилась в Париж и вернулась с убеждением: "Я выучила только одну вещь, и это никогда не быть копией". И она действительно создала свой собственный узнаваемый стиль, невероятно элегантный. С 30-х годов он ворвется в американскую киноиндустрию и станет основой для "голливудского гламура". Известно, что первые кинонаряды, которые сшила Валентина, сразу заметили критики, что открыло ей дорогу на киноолимп. Она одевала практически всех кинодив того времени: Кэтрин Хепберн, Глорию Суонсон, Кэтрин Корнелл и других.

Кетрин Хемпберн в "Филадельфийской истории" 1939 года. Платье, сшитое в Доме моды Валентины.
Кетрин Хемпберн в "Филадельфийской истории" 1939 года. Платье, сшитое в Доме моды Валентины.

Но самое главное, Валентина стала главным дизайнером и модельером Греты Гарбо. Известно, что каждое третье платье кинодивы было сшито Валентиной, она изготавливала для Гарбо шляпки, перчатки и другие аксессуары.

Грета Гарбо.
Грета Гарбо.

Они были невероятно похожи и дружили. Их даже иногда путали и приходили к Валентине за автографом. Неудивительно, ведь Валентина оставалась фотомоделью, демонстрируя собственные наряды, ее много снимали для журналов, не только женских, но и к примеру для Life, который всегда был довольно влиятельным в США.

В 1948 году журнал Vogue опубликовал фотосессию из квартиры Валентины Шлее. На одном из снимков видно в зеркале отражение ее мужа — Джорджа Шлее. К тому времени он стал успешным финансистом.

Валентине здесь уже под 50 лет. Она выглядит по-прежнему хорошо. Однако Александр Вертинский, прежний ее обожатель, встретив ее в 1949 году, написал довольно злые стихи.

«Где теперь вы вянете, старея?
Годы ловят женщин в сеть морщин –
Так в стакане вянет орхидея,
Если в воду ей не бросить аспирин.
Хорошо, что вы не здесь, в Союзе.
Что б вы делали у нас теперь,
когда Наши женщины – не вампы, не медузы,
А разумно кончившие ВУЗы
Воины науки и труда!...
Как Вы были мне когда-то близки!
Как от Вас кружилась голова!»
Александр Вертинский, 1946 год

Стихи были несправедливыми, ведь Валентина не вамп и не медуза, она сама, своим трудом и талантом пробивала себе дорогу.

Еще одно предательство случилось совсем рядом. Дружба с Гретой Гарбо была настолько близкой, что они всюду стали появляться втроем с мужем Валентины.

Снимок папараци: супруги Шлее и Грета Гарбо на заднем сидении автомобиля
Снимок папараци: супруги Шлее и Грета Гарбо на заднем сидении автомобиля

Пошли нехорошие слухи. В 1953 году Грета Гарбо даже переехала в тот же дом, где жили Шлее и Валентина. В конце-концов, она буквально "приватизировала" ее мужа Джорджа Шлее. Рассказывают романтическую историю, что их встреча произошла в мастерской Валентины, где Грета Гарбо примеряла какой-тио наряд и неплотно задернула полог примерочной. И якобы Шлее влюбился, но скорее всего речь не шла о страсти, а о тонком расчете.

-8

Любопытно, что Грета Гарбо слыла очень холодной дамой. Она много лет отвергала любовь талантливого фотограф и дизайнера Сесила Битона. И скорее всего связь со Шлее была платонической, тот был довольно богат, и занимался финансами и делами Гарбо, просто был удобным для кинодивы, она его приблизила и не отпускала. Хотя в глазах посторонних выглядело наоборот.

Сесил Битон и Грета Гарбо
Сесил Битон и Грета Гарбо
«Она снова опутана по рукам и ногам своей странной преданностью этому довольно-таки зловещему Распутину из «Дорожной Компании», и я даже не представляю, удастся ли ей когда-нибудь освободиться от этих пут. Этот ее друг ужасно ревнив и настоящий хищник. Он словно околдовал ее. Все это весьма прискорбно. Когда мы все-таки встречаемся, то пылаем, как два дома, охваченные пламенем. Непохоже, однако, чтобы ей снова удалось улизнуть от него»; «…то, как ему удалось взять в свои руки интересы Гарбо, вселяет тревогу, и я не вижу никакой возможности освободить ее из-под его влияния; и хотя общество друг друга их больше не возбуждает и они частенько сидят, не проронив ни слова, она придает чувство важности его тоскливому существованию, и вряд ли он позволит ей выскользнуть из его мертвой хватки. Она же, в свою очередь, до глубины души глубоко тронута его преданностью и его попытками помочь ей, и это еще теснее привязывает их друг к другу».
Cесил Битон, фотограф, дизайнер, икона стиля. Дневники. Цитата по изданию Софья Бенуа. Грета Гарбо. Исповедь падшего ангела

К тому моменту дружба между Гретой Гарбо и Валентиной прекратилась, поскольку отношения явно выходили за рамки нормальных. Тем не менее они продолжали жить рядом, стараясь не попадаться друг другу на глаза. Будучи довольно умной и острой на язык дамой, Валентина стала называть Грету "пятый этаж", а при случайном столкновении будто невзначай крестилась.

Тем не менее Шлее не уходил от Валентины и после долгих путешествий по Европе с Гретой возвращался к жене. Он умер в 1964 году от сердечного приступа. И, самое удивительное, оказалось, что Шлее свои капиталы завещал Грете Гарбо, а не супруге, с которой прожил всю жизнь и разделил тяжелые годы скитаний в эмиграции.

Валентина на тот момент уже закрыла свой Дом моды, произошло это в 1957 году. Во-первых, доходов супруга хватало, чтобы вести безбедную жизнь, кроме того, дизайнеру не нравилось, что мир моды больше склоняется к угловатым подросткам, а не элегантным женщинам, которых всю жизнь воспевала Валентина в своих платьях и аксессуарах.

Италия, 1959 год.
Италия, 1959 год.

На протяжении 25 лет после смерти Шлее Валентина и Грета Гарбо прожили рядом в одном доме. Известно, что у них был составлен даже график перемещений, чтобы избегать встретить друг друга в холле здания.

Если верить биографическим данным, Валентина Санина-Шлее прожила 90 лет, и умерла в 1989 году. Через год скончалась и ее соперница Грета Гарбо.

Валентина Санина 13 января 1977 года на вечеринке, возможно по случаю "Русского" нового года.
Валентина Санина 13 января 1977 года на вечеринке, возможно по случаю "Русского" нового года.

Многие наряды Валентины попали в музеи мира, а ее имя занесено в Зал славы самых стильных женщин. В 2009 году в Музее Нью-Йорка прошла выставка нарядов, сшитых Валентиной, чтобы напомнить о ее вкладе в мировую культуру.

На сайте Google Art&Culture можно рассмотреть ее платья в деталях.

Фразы Валентины стали афоризмами:

Молодой актрисе:

«Вы спрашиваете цену за платье, которое изменит всю вашу жизнь?»

О силуэтах:

«Простота выдерживает изменения моды».

"Шикарные женщины теперь носят платья, которые они купили у меня в 1936 году. Соответствуйте веку, забудьте о моде на один год.

"Никогда ничего не выглядит таким вечным как пара лайковых перчаток"

О шубах:

"Норка — для футбола"

"Горностай — для халатов"

Об имидже

"То, что ты носишь, находясь у себя дома, похоже, твоя истинная роль"

Полетт Годдар, когда она попросила платье для... скандального появления:

"Скандал? Хорошо, но пусть это будет благородный скандал"

Актрисе Китти Карлайл:

Хотите бантики? — Тогда идите в Macy’s !