Сборник рабочих листов содержит рабочие листы в отдельных файлах (архив ZIP, распаковывается на компьютере) к темам внеурочной деятельности «Разговоры о важном» 2023-2024 уч. года.
1. 100-летие со дня рождения Зои Космодемьянской. Разговоры о важном 2023-2024
1. Вставь пропущенные слова.
2. Кто такие герои, как ты думаешь? Напиши.
3. Прочитай слова, сказанные Зоей в последние минуты ее жизни.
4. Зоя Анатольевна Космодемьянская стала первой женщиной, которой присвоили звание Героя Советского союза во время Великой Отечественной войны. Пропиши название медали:
5. Вставь пропущенные слова в пословицы
6. Найди и прочитай информацию о брате Зои Космодемьянской, Александре Космодемьянском.
7. Разгадай филворд, в котором спрятано 15 слов-ассоциаций к слову ГЕРОИЗМ.
2. Избирательная система России.
1. Как расшифровывается аббревиатура ЦИК РФ?
2. Зачем нужны выборы? Прочитай текст из 67 ФЗ
3. Ходил ли ты на выборы вместе с родителями? Напиши, как это было и что тебе запомнилось?
4. Кого выбирают путем голосования в нашей стране? Какие выборы бывают – отметь правильный ответ
5. Как выглядит ящик для голосования на избирательном участке? Дорисуй.
6. Разгадай филворд, в котором спрятано 10 слов-ассоциаций к слову ВЫБОРЫ
3. По ту сторону экрана. Российскому кинематографу 115 лет.
1 - Чего не было у первых кинофильмов? Обведи верный ответ.
2 - Над созданием кинофильмов трудится большая команда профессионалов. Знаешь ли ты, кто чем занимается? Найди соответствие.
3 - Найди 14 слов-ассоциаций, связанных с кинематографом (филворд).
4 - Помнишь ли ты, какой фильм впервые посмотрел в кинотеатре? Напиши название.
5 - Верны ли факты? (отметь да или нет)
6 - Впиши название российского фильма, ставшего первым в мире полнометражным художественным фильмом, снятым в космосе.
7 - Прочти, какие бывают жанры кино.
8 - Попробуй себя в профессии актера дубляжа: каким голосом и какими фразами здоровается по утрам взрослый человек, ребенок, сказочный персонаж. Напиши фразы и произнеси их.
9 - Найди названия известных советских мультфильмов и обязательно посмотри их на досуге.
4. Рабочий лист Там, где Россия.
1. Отметь верные факты о нашей стране России
2. Отметь на карте России место где ты родился и где живешь
3. Напиши, в каких городах России ты уже побывал. Какие города ты хотел бы увидеть?
4. Найди соответствия между названиями природных памятников и тем, чем они являются
5. Прочти, как исторически менялось название Российского государства.
6. Разгадай филворд, в котором спрятано 14 слов-ассоциаций к слову Родина.
5. Что такое Родина?
1 - Вставь пропущенные буквы в однокоренные словах.
2 - Что бывает родным? Соедини прилагательное и существительное.
3 - Раскрась одним цветом начало и конец пословиц.
4 - Найди 6 слов, сходных по смыслу со словом Родина.
5 - Пользуясь картинками, напиши, с чем часто ассоциируется твоя Родина - Россия.
6 - Подумай, какое твое самое любимое, родное место? Почему это именно оно?
7 - Нарисуй, какой ты видишь свою Родину?
6. Россия - взгляд в будущее. Разговоры о важном. Экономика, умный дом.
1 - На схеме представлен процесс кругооборота экономических благ. Назови каждый этап.
2 - Кто как участвует в экономическом процессе? Выбери верное определение к термину.
3 - Допиши определение цифровой экономики, вставляя пропущенные слова.
4 - Выдели все особенности цифровой экономики.
5 - Как называется город (или дом), сочетающий в себе все передовые цифровые и автоматические технологии, помогающие сделать пребывание в нем лучше и комфортнее, а управление - проще (с помощью системы устройств, датчиков, голосового управления и т.п.)
6 - Напиши, какие элементы “умного” дома ты хотел бы видеть в своем доме.
7 - Определи, какие изображения были созданы рукой человека, а какие с помощью искусственного интеллекта (нейросети) - отметь галочкой.
7. Россия - взгляд в будущее. Разговоры о важном. Инновации, технологии, профессии будущего.
1 - Сопоставь ученого и его открытие.
2 - Прочти основные направления и сферы развития науки и технологии в России.
3 - Закрась синим цветом устаревшие профессии, а зеленым - профессии будущего.
4 - Какую профессию ты бы выбрал для себя в будущем и почему?
5 - Какие профессии могут быть заменены технологиями и роботами в будущем?
6 - Какие элементы и процессы в доме можно сделать “умными”?
7 - Распредели этапы создания нового продукта-инновации по порядку.
8 - Посети дополнительные ресурсы в сети Интернет: сайты “Достижения современной России”, “Дети в науке”
8. Герои нашего времени.
1 - Какие героические профессии ты знаешь? Найди 12 слов.
2 - Как ты думаешь, кто может стать героем?
3 - Какими качествами характера обладает человек, который может стать героем в той или иной ситуации? Найди их ниже.
4 - Что такое героизм? Приведи известные тебе примеры героизма.
5 - За что присваивают звание героя в современной России? Сопоставь.
6 - Раскрась одним цветом профессию и дату профессионального праздника.
7 - Как расшифровывается аббревиатура МЧС?
8 - По каким номерам телефона можно вызвать помощь в твоем городе?
9. Налоговая грамотность.
1 - Обведи верный ответ.
2 - Одна из обязанностей гражданина Российской Федерации (согласно Конституции РФ) - это уплата налогов. Как ты думаешь, почему? Напиши ответ ниже.
3 - Кто (что) и какими налогами облагается в РФ? Соедини стрелками.
4 - Какие налоги существовали в России, но были затем упразднены? Закрась верное.
5 - На что тратятся налоги из бюджета: подпиши картинку.
6 - Найди 15 экономических слов и терминов, связанных с налогами.
10. От А до Я. 450 лет Азбуке Ивана Федорова.
1 - Обведи верный ответ (факты об “Азбуке”).
2 - Подпиши названия букв кириллицы старославянского алфавита.
3 - В “Азбуке” есть декоративные элементы из листьев, цветков, бутонов, шишек. Попробуй украсить букву этими элементами.
4 - Как издавались книги на Руси до книгопечатания?
5 - Прочти качества, которые советовал воспитывать в детях Иван Федоров в своем обращении к родителям в “Азбуке”. Знаешь ли ты значение этих слов?
6 - Соедини начало и конец пословиц об азбуке.
7 - Найди в открытых источниках и прочитай биографию Ивана Федорова.
11. Менделеев. 190 лет со дня рождения.
1 - Подпиши названия предметов, которые могут находиться в научной лаборатории.
2 - Сопоставь название химического элемента и его знак в периодической системе химических элементов (таблице Менделеева)
3 - Какое хобби было у Д.И. Менделеева? Чем он увлекался?
4 - Как называется воздушный шар, созданный Д.И. Менделеевым? Впиши название в клеточки ниже.
5 - В каких научных областях работал Дмитрий Иванович Менделеев?
6 - Каких еще выдающихся ученых-химиков ты знаешь?
7 - Найди в филворде 8 слов-ассоциаций к слову “ученый”
12. День первооткрывателя.
1 - Дополни названия географических объектов фамилиями их первооткрывателей.
2 - Сопоставь даты праздников, связанных с путешественниками.
3 - Каких первооткрывателей ты знаешь? Напиши ниже.
4 - Найди в открытых источниках информацию о первооткрывателях в любой интересной тебе области.
5 - Какими качествами обладают первооткрыватели в любых областях науки? Выпиши слова (9 шт.) из облака слов.
6 - Найди в филворде названия 10 мест, куда совершались экспедиции русских первооткрывателей.
13. Союзники России.
1 - С какими странами граничит Российская Федерация?
2 - Какие страны входят в состав межгосударственного объединения БРИКС? (BRICS)? Расшифруй буквы ниже.
3 - Какие товары привозят в Россию из разных стран: найди соответствие.
4 - С каким островным государством в Латинской Америке Россия сотрудничает в области биомедицины и биофармацевтики?
5 - Напиши, в чем выражается союз между странами и в чем они могут помогать друг другу?
6 - Найди в филворде 15 стран, с которыми осуществляется финансово-экономическое сотрудничество.
14. "Труд Крут".
1 - Когда отмечается Праздник Весны и Труда в России?
2 - Соедини начало и конец пословиц.
3 - Найди и обведи 14 профессий (филворд).
4 - Кем бы ты хотел работать и какие трудовые навыки для этого необходимы? Напиши ниже.
5 - Прочти названия востребованных в 2024 году профессий.
6 - Что для тебя будет важно при выборе работы мечты? Выбери и раскрась.
15. "215-летие со дня рождения Н.В. Гоголя".
1 - Выбери верный ответ.
2 - Прочти и сосчитай слова, которые связаны с творчеством Н.В. Гоголя.
3 - Какое произведение Н.В. Гоголя тебе знакомо? (прочитано тобой, прослушано как аудиокнига или спектакль, просмотрено как фильм)
4 - Ты можешь виртуально посетить музей Н.В. Гоголя в Москве. Открой страницу по QR-коду.
5 - Обведи названия произведений Н.В. Гоголя
16. "Экологичное потребление".
1 - Соедини примеры экологичного потребления.
2 - Найди и обведи 11 слов того, что можно сдать на переработку как вторсырье.
3 - Что такое "мусорный континент"? Что им называют и как он образуется?
4 - Найди ближайший пункт приема вторсырья возле твоего дома.
5 - Нарисуй свой плакат об экономии воды и электричества.
17. "Россия - здоровая держава".
1 - Подпиши виды спорта по картинкам.
2 -Соедини начало и конец фраз о спорте.
3 - Каким видом спорта ты занимаешься и почему? Напиши ниже.
4 - Разомнись и повтори движения по картинкам. Следи за своим дыханием.
5 - Найди и обведи 11 слов-факторов, помогающих человеку оставаться здоровым.
6 - Знаешь ли ты свой режим дня? Добавь время напротив событий.
18. "Крым и Севастополь: 10 лет в роднойгавани".
1 - Обведи верный ответ.
2 - Прочти строки из Государственного гимна Республики Крым.
3 - Напиши названия двух городов-героев Крыма.
4 - Чем знаменита Республика Крым? Соедини изображения и слова.
5 - Найди 15 крымских городов (филворд).
6 - Нарисуй любой понравившийся тебе пейзаж Крыма или крымскую достопримечательность.
19. "От южных морей до полярного края»
1 - Раскрась одним цветом фамилии великих русских людей и область их деятельности.
2 - Соедини начало и конец пословиц о Родине.
3 - В чем особенности края, в котором ты живешь? Перечисли достижения своего региона ниже.
4 - Рассмотри интерактивную вышитую карту России.
5 - На каких языках разговаривают народы России? Найди 15 слов - государственных и официальных языков в субъектах Российской Федерации.
6 - Нарисуй герб твоего города, края или региона. Из каких элементов он состоит и что они означают?
20. Будь готов! Ко дню детских общественных организаций.
1 - Когда отмечается День детских общественных объединений и организаций в России?
2 - Пропиши ниже миссию-девиз организации «Движение первых».
3 - Найди и обведи 14 слов-ассоциаций для “детской общественной организации”.
4 - Чем занимаются общественные организации «Школа безопасности», «Зеленая планета», «Детский орден милосердия», «Интеллект будущего»?
5 - Расшифруй и прочти девиз и отзыв на девиз пионеров в СССР (1924 – 1991).
6 - Придумай свое поздравление с Днем детских общественных объединений и организаций.
21. «Как найти свое место в обществе».
1 - Распредели человеческие способности по основным группам.
2 - Подпиши потребности человека, руководствуясь картинками.
3 - Выпиши из облака слов человеческие качества и способности для каждой профессии.
4 - Найди и обведи 13 слов, означающих ценности современного общества.
5 - В чем ты видишь свою личную самореализацию? Напиши ниже.
22. День спецназа.
1 - Как расшифровывается сокращение “спецназ”?
2 - Сопоставь название элитных подразделений спецназа с видом их деятельности.
3 - Дополни пословицы.
4 - Найди 12 слов-ассоциаций, связанных со спецназом.
5 - Какие еще профессиональные праздники ты знаешь.
6 - Верны ли факты?
7 - Раскрась зеленым цветом обязательные требования к желающему служить в спецназе:
8 - Берет какого цвета носят бойцы спецназа внутренних войск, как высший
знак отличия, символ мужества, несгибаемого духа, высочайшей физической и морально- психологической подготовки? Напиши название и раскрась.
23. Непокоренные. Блокадный Ленинград.
1 - Обведи верный ответ (факты)
2 - По какому озеру проходила “Дорога жизни” блокадного Ленинграда? Впиши ответ в клеточки ниже.
3 - Как ты думаешь, что помогло жителям города выстоять? Используй слова из филворда для рассказа об этом.
4 - Прочитай факты о блокадном Ленинграде и вставь пропущенные в тексте цифры.
5 - Напиши известные тебе названия городов-героев, прославившихся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны.
6 - Найди и прочитай информацию об известных личностях блокадного Ленинграда.
7 - Пройди виртуальную экскурсию по экспозиции Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда на сайте Президентской библиотеки (QR-код)
24. 23 февраля. День защитника Отечества.
1 рабочий лист:
1 - Соедини даты и название праздника.
2 - В каком возрасте юноши в нашей стране вступают в ряды вооруженных сил Российской Федерации?
3 - Раскрась одним цветом рода войск и воинскую специальность, которая им соответствует.
4 - Прочти текст военной присяги.
5 - В каких родах войск служили твои родственники, напиши ниже.
6 - Выпиши название всех предметов на картинке и раскрась их.
2 рабочий лист:
1 - Как ранее именовался в России День защитника Отечества? Напиши ниже.
2 - Соедини начало и конец пословиц, связанных с защитой Родины.
3 - Найди и обведи в филворде 10 имен великих русских защитников Отечества.
4 - Прочти текст об адмирале Ф. Ушакове.
5 - Подпиши название флотской награды - Ордена, который соответствует полководческому ордену Суворова и раскрась
его ленту.
6 - Впиши в клетки ниже названия пяти мест крупнейших морских сражений, в которых адмирал Ф. Ушаков одержал победу.
25. Новый год – традиции праздника разных народов России.
1 - Найди 11 слов-ассоциаций к празднику “Новый год”:.
2 - Какого числа отмечался Новый год на Руси?
3 - Сопоставь название праздника “Новый год” у разных народов России.
4 - Что бы ты хотел пожелать в новом году своим родным и близким, самому себе?
5 - Что обязательно нужно подготовить к Новому году? Закрась одним цветом начало и конец фраз.
6 - Прочти, как будет “С Новым годом!” на разных языках народов России.
7 - Раскрась елочку.
26. Главный закон страны. День Конституции Российской Федерации.
1 - Обведи верный ответ (факты о Конституции)
2 - Что изображено на обложке экземпляра Конституции, которая используется для принятия присяги Президентом Российской Федерации?
3 - Расположи в верном порядке права гражданина РФ (как они записаны в Конституции РФ)
4 - Как ты думаешь, почему Конституцию называют главным законом страны? Напиши свой ответ ниже.
5 - Раскрась одним цветом права человека, которые гарантированы Конституцией РФ, и их группу.
6 - Какие обязанности есть у гражданина Российской Федерации? Прочти текст.
27. Мы вместе. Милосердие.
1 - Выпиши примеры дел милосердия.
2 - Раскрась одним цветом начало и конец пословиц.
3 - Подумай и запиши, какие добрые дела и дела милосердия ты сам можешь совершать дома, на улице, в школе, в транспорте?
4 - Какие качества противоположны милосердию и состраданию: прочти текст.
5 - Представь, что тебе нужно нарисовать эмблему для благотворительной организации. Какие элементы ты бы включил в эту иллюстрацию? Нарисуй ниже (см. пример).
6 - Найди 12 слов-синонимов к слову “милосердие”.
28. Взаимоотношения в семье.
1 - Подпиши на фамильном дереве имена и степень родства членов твоей семьи.
2 - Раскрась одним цветом начало и конец пословиц о семье.
3 - Какую семью можно назвать крепкой? Какая это семья, напиши.
4 - Прочти негласные правила семьи ниже. Соблюдаются ли они в твоей семье?
5 - Кто какие обязанности выполняет в семье? Соедини стрелочками, дополни при необходимости.
6 - Впиши ниже 5 основных правил твоей семьи.
29. О взаимоотношениях в коллективе. Тема дружбы и примирения.
1 - О каких взаимоотношениях идет речь на картинках ниже? Впиши в клеточки одно слово, обозначающее эти отношения (дружба)
2 - Напиши, какая цель объединяет разные коллективы.
3 - Закрась одним цветом начало и конец пословиц.
4 - Умеешь ли ты мириться? Прочитай пример “мирилок”
5 - Какие качества помогают людям дружить и не ссориться? Выпиши из облака слов эти качества (их спрятано 8).
6 - Напиши, как ты понимаешь фразу “Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе ”.
30. День народного единства.
1 - Обведи верный ответ (факты о празднике)
2 - Назови имена тех, возглавлял освободительное народное ополчение 1612 г.? Закрась верный ответ
3 - Соедини начало и конец пословиц о единстве ни объединении
4 - Найди 9 слов-ассоциаций к празднику “День народного единства” (филворд)
5 - Какие еще государственные праздники ты знаешь? Напиши.
6 - Нарисуй символ единства народа нашей страны. Что это может быть и почему?
31. О взаимоотношениях в коллективе. Ментальное здоровье.
1 - Соотнеси типы отношений сверстников в школьном коллективе и их суть (друзья, приятели, неприятели, товарищи, одноклассники)
2 - Какие взаимоотношения преобладают в вашем классе? Закрась вагончик/часть вагончиков классного паровоза.
3 - Опиши свой “идеальный класс”, в котором тебе было бы комфортно находиться.
4 - Прочти определение ментального здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения (волна с текстом).
5 - Что может помочь человеку сохранить психическое здоровье? Прочти и обведи верное зеленым цветом.
6 - Угадай, о чем идет речь в тексте. Вставь пропущенные буквы.
32. День учителя. Советники по воспитанию.
1. Чья работа связана с преподаванием знаний? Отметь верное.
2. Прочитай пословицы и вставь пропущенные слова.
3. Когда отмечается «День учителя» и в каких странах?
4. Кто и как помогает учителю в его работе? Найди соответствия. (рассматриваются советник по воспитанию, педагог-психолог и тьютор)
5. Напиши, каких известных русских педагогов ты знаешь?
6. Какие слова благодарности ты бы хотел сказать своему учителю? Напиши их в книгу.
7. Какими качествами должен обладать человек, выбравший профессию учителя? Найди их в филворде (10 слов: ответственность, выдержка, аккуратность, пунктуальность, решительность, креативность, внимательность, чуткость, доброжелательность, гуманизм).
33. День знаний. Образование в России.
1. Как знания передаются людям? Отметь верные утверждения.
2. Прочитай пословицы о знании и вставь пропущенные слова.
3. Напиши, какими знаниями ты уже обладаешь? Что ты уже знаешь хорошо, а о чем хочешь узнать поподробнее?
4. Книга - источник знаний. Какие бывают книги и о чем они могут нам рассказать? Найди соответствие.
5. Образование – это система обучения и воспитания. Ты знаешь, какое образование можно получить в России? Подпиши ступени образования и раскрась их.
6. Заполни баночку тем, что даст тебе новые знания.
34. Русский язык. Великий и могучий. 225 лет со дня рождения А.С. Пушкина
1 - Когда родился А.С. Пушкин? Выбери верное.
2 - Соедини начало и конец пословиц о речи.
3 - Найди и обведи 9 героев сказок А.С. Пушкина (из “Сказки о рыбаке и рыбке” и “Сказки о царе Салтане”)
4 - Какие сказки А.С. Пушкина ты знаешь? Напиши ниже.
5 - Раскрась ложный факт об А.С. Пушкине.
6 - Нарисуй иллюстрацию к любому произведению А.С. Пушкина.
35. "День Победы"
1 - Какого числа в России отмечается День Победы?
2 - Впиши в клетки буквы лозунга, обращённого к подвигу блокадных ленинградцев и солдат Великой Отечественной войны.
3 - Найди и обведи 12 слов, связанных с Праздником Дня Победы (филворд)
4 - Какие песни, посвященные Празднику, ты знаешь? Напиши ниже.
5 - Найди в открытых источниках информацию о Параде Победы, ежегодно проводимом на Красной площади. Посмотри видеозаписи с Парада Победы прошлых лет.
6 - Добавь к рисунку надпись и раскрась.