Сборник рабочих листов к "Разговорам о важном" за 2023-2024 учебный год

Сборник рабочих листов содержит рабочие листы в отдельных файлах (архив ZIP, распаковывается на компьютере) к темам внеурочной деятельности «Разговоры о важном» 2023-2024 уч. года.

Автор материалов: Елена Маслова
Автор материалов: Елена Маслова

1. 100-летие со дня рождения Зои Космодемьянской. Разговоры о важном 2023-2024

1. Вставь пропущенные слова.

2. Кто такие герои, как ты думаешь? Напиши.

3. Прочитай слова, сказанные Зоей в последние минуты ее жизни.
4. Зоя Анатольевна Космодемьянская стала первой женщиной, которой присвоили звание Героя Советского союза во время Великой Отечественной войны. Пропиши название медали:
5. Вставь пропущенные слова в пословицы
6. Найди и прочитай информацию о брате Зои Космодемьянской, Александре Космодемьянском.

7. Разгадай филворд, в котором спрятано 15 слов-ассоциаций к слову ГЕРОИЗМ.

2. Избирательная система России.

1. Как расшифровывается аббревиатура ЦИК РФ?

2. Зачем нужны выборы? Прочитай текст из 67 ФЗ

3. Ходил ли ты на выборы вместе с родителями? Напиши, как это было и что тебе запомнилось?
4. Кого выбирают путем голосования в нашей стране? Какие выборы бывают – отметь правильный ответ

5. Как выглядит ящик для голосования на избирательном участке? Дорисуй.
6. Разгадай филворд, в котором спрятано 10 слов-ассоциаций к слову ВЫБОРЫ

3. По ту сторону экрана. Российскому кинематографу 115 лет.

1 - Чего не было у первых кинофильмов? Обведи верный ответ.

2 - Над созданием кинофильмов трудится большая команда профессионалов. Знаешь ли ты, кто чем занимается? Найди соответствие.

3 - Найди 14 слов-ассоциаций, связанных с кинематографом (филворд).

4 - Помнишь ли ты, какой фильм впервые посмотрел в кинотеатре? Напиши название.

5 - Верны ли факты? (отметь да или нет)

6 - Впиши название российского фильма, ставшего первым в мире полнометражным художественным фильмом, снятым в космосе.

7 - Прочти, какие бывают жанры кино.

8 - Попробуй себя в профессии актера дубляжа: каким голосом и какими фразами здоровается по утрам взрослый человек, ребенок, сказочный персонаж. Напиши фразы и произнеси их.

9 - Найди названия известных советских мультфильмов и обязательно посмотри их на досуге.

4. Рабочий лист Там, где Россия.

1. Отметь верные факты о нашей стране России
2. Отметь на карте России место где ты родился и где живешь
3. Напиши, в каких городах России ты уже побывал. Какие города ты хотел бы увидеть?
4. Найди соответствия между названиями природных памятников и тем, чем они являются
5. Прочти, как исторически менялось название Российского государства.
6. Разгадай филворд, в котором спрятано 14 слов-ассоциаций к слову Родина.

5. Что такое Родина?

1 - Вставь пропущенные буквы в однокоренные словах.

2 - Что бывает родным? Соедини прилагательное и существительное.

3 - Раскрась одним цветом начало и конец пословиц.

4 - Найди 6 слов, сходных по смыслу со словом Родина.

5 - Пользуясь картинками, напиши, с чем часто ассоциируется твоя Родина - Россия.

6 - Подумай, какое твое самое любимое, родное место? Почему это именно оно?

7 - Нарисуй, какой ты видишь свою Родину?

6. Россия - взгляд в будущее. Разговоры о важном. Экономика, умный дом.

1 - На схеме представлен процесс кругооборота экономических благ. Назови каждый этап.

2 - Кто как участвует в экономическом процессе? Выбери верное определение к термину.

3 - Допиши определение цифровой экономики, вставляя пропущенные слова.

4 - Выдели все особенности цифровой экономики.

5 - Как называется город (или дом), сочетающий в себе все передовые цифровые и автоматические технологии, помогающие сделать пребывание в нем лучше и комфортнее, а управление - проще (с помощью системы устройств, датчиков, голосового управления и т.п.)

6 - Напиши, какие элементы “умного” дома ты хотел бы видеть в своем доме.

7 - Определи, какие изображения были созданы рукой человека, а какие с помощью искусственного интеллекта (нейросети) - отметь галочкой.

7. Россия - взгляд в будущее. Разговоры о важном. Инновации, технологии, профессии будущего.

1 - Сопоставь ученого и его открытие.

2 - Прочти основные направления и сферы развития науки и технологии в России.

3 - Закрась синим цветом устаревшие профессии, а зеленым - профессии будущего.

4 - Какую профессию ты бы выбрал для себя в будущем и почему?

5 - Какие профессии могут быть заменены технологиями и роботами в будущем?

6 - Какие элементы и процессы в доме можно сделать “умными”?

7 - Распредели этапы создания нового продукта-инновации по порядку.

8 - Посети дополнительные ресурсы в сети Интернет: сайты “Достижения современной России”, “Дети в науке”

8. Герои нашего времени.

1 - Какие героические профессии ты знаешь? Найди 12 слов.

2 - Как ты думаешь, кто может стать героем?

3 - Какими качествами характера обладает человек, который может стать героем в той или иной ситуации? Найди их ниже.

4 - Что такое героизм? Приведи известные тебе примеры героизма.

5 - За что присваивают звание героя в современной России? Сопоставь.

6 - Раскрась одним цветом профессию и дату профессионального праздника.

7 - Как расшифровывается аббревиатура МЧС?

8 - По каким номерам телефона можно вызвать помощь в твоем городе?

9. Налоговая грамотность.

1 - Обведи верный ответ.

2 - Одна из обязанностей гражданина Российской Федерации (согласно Конституции РФ) - это уплата налогов. Как ты думаешь, почему? Напиши ответ ниже.

3 - Кто (что) и какими налогами облагается в РФ? Соедини стрелками.

4 - Какие налоги существовали в России, но были затем упразднены? Закрась верное.

5 - На что тратятся налоги из бюджета: подпиши картинку.

6 - Найди 15 экономических слов и терминов, связанных с налогами.

10. От А до Я. 450 лет Азбуке Ивана Федорова.

1 - Обведи верный ответ (факты об “Азбуке”).

2 - Подпиши названия букв кириллицы старославянского алфавита.

3 - В “Азбуке” есть декоративные элементы из листьев, цветков, бутонов, шишек. Попробуй украсить букву этими элементами.

4 - Как издавались книги на Руси до книгопечатания?

5 - Прочти качества, которые советовал воспитывать в детях Иван Федоров в своем обращении к родителям в “Азбуке”. Знаешь ли ты значение этих слов?

6 - Соедини начало и конец пословиц об азбуке.

7 - Найди в открытых источниках и прочитай биографию Ивана Федорова.

11. Менделеев. 190 лет со дня рождения.

1 - Подпиши названия предметов, которые могут находиться в научной лаборатории.

2 - Сопоставь название химического элемента и его знак в периодической системе химических элементов (таблице Менделеева)

3 - Какое хобби было у Д.И. Менделеева? Чем он увлекался?

4 - Как называется воздушный шар, созданный Д.И. Менделеевым? Впиши название в клеточки ниже.

5 - В каких научных областях работал Дмитрий Иванович Менделеев?

6 - Каких еще выдающихся ученых-химиков ты знаешь?

7 - Найди в филворде 8 слов-ассоциаций к слову “ученый”

12. День первооткрывателя.

1 - Дополни названия географических объектов фамилиями их первооткрывателей.

2 - Сопоставь даты праздников, связанных с путешественниками.

3 - Каких первооткрывателей ты знаешь? Напиши ниже.

4 - Найди в открытых источниках информацию о первооткрывателях в любой интересной тебе области.

5 - Какими качествами обладают первооткрыватели в любых областях науки? Выпиши слова (9 шт.) из облака слов.

6 - Найди в филворде названия 10 мест, куда совершались экспедиции русских первооткрывателей.

13. Союзники России.

1 - С какими странами граничит Российская Федерация?

2 - Какие страны входят в состав межгосударственного объединения БРИКС? (BRICS)? Расшифруй буквы ниже.

3 - Какие товары привозят в Россию из разных стран: найди соответствие.

4 - С каким островным государством в Латинской Америке Россия сотрудничает в области биомедицины и биофармацевтики?

5 - Напиши, в чем выражается союз между странами и в чем они могут помогать друг другу?

6 - Найди в филворде 15 стран, с которыми осуществляется финансово-экономическое сотрудничество.

14. "Труд Крут".

1 - Когда отмечается Праздник Весны и Труда в России?

2 - Соедини начало и конец пословиц.

3 - Найди и обведи 14 профессий (филворд).

4 - Кем бы ты хотел работать и какие трудовые навыки для этого необходимы? Напиши ниже.

5 - Прочти названия востребованных в 2024 году профессий.

6 - Что для тебя будет важно при выборе работы мечты? Выбери и раскрась.

15. "215-летие со дня рождения Н.В. Гоголя".

1 - Выбери верный ответ.

2 - Прочти и сосчитай слова, которые связаны с творчеством Н.В. Гоголя.

3 - Какое произведение Н.В. Гоголя тебе знакомо? (прочитано тобой, прослушано как аудиокнига или спектакль, просмотрено как фильм)

4 - Ты можешь виртуально посетить музей Н.В. Гоголя в Москве. Открой страницу по QR-коду.

5 - Обведи названия произведений Н.В. Гоголя

16. "Экологичное потребление".

1 - Соедини примеры экологичного потребления.

2 - Найди и обведи 11 слов того, что можно сдать на переработку как вторсырье.

3 - Что такое "мусорный континент"? Что им называют и как он образуется?

4 - Найди ближайший пункт приема вторсырья возле твоего дома.

5 - Нарисуй свой плакат об экономии воды и электричества.

17. "Россия - здоровая держава".

1 - Подпиши виды спорта по картинкам.

2 -Соедини начало и конец фраз о спорте.

3 - Каким видом спорта ты занимаешься и почему? Напиши ниже.

4 - Разомнись и повтори движения по картинкам. Следи за своим дыханием.

5 - Найди и обведи 11 слов-факторов, помогающих человеку оставаться здоровым.

6 - Знаешь ли ты свой режим дня? Добавь время напротив событий.

18. "Крым и Севастополь: 10 лет в роднойгавани".

1 - Обведи верный ответ.

2 - Прочти строки из Государственного гимна Республики Крым.

3 - Напиши названия двух городов-героев Крыма.

4 - Чем знаменита Республика Крым? Соедини изображения и слова.

5 - Найди 15 крымских городов (филворд).

6 - Нарисуй любой понравившийся тебе пейзаж Крыма или крымскую достопримечательность.

19. "От южных морей до полярного края»

1 - Раскрась одним цветом фамилии великих русских людей и область их деятельности.

2 - Соедини начало и конец пословиц о Родине.

3 - В чем особенности края, в котором ты живешь? Перечисли достижения своего региона ниже.

4 - Рассмотри интерактивную вышитую карту России.

5 - На каких языках разговаривают народы России? Найди 15 слов - государственных и официальных языков в субъектах Российской Федерации.

6 - Нарисуй герб твоего города, края или региона. Из каких элементов он состоит и что они означают?

20. Будь готов! Ко дню детских общественных организаций.

1 - Когда отмечается День детских общественных объединений и организаций в России?

2 - Пропиши ниже миссию-девиз организации «Движение первых».

3 - Найди и обведи 14 слов-ассоциаций для “детской общественной организации”.

4 - Чем занимаются общественные организации «Школа безопасности», «Зеленая планета», «Детский орден милосердия», «Интеллект будущего»?

5 - Расшифруй и прочти девиз и отзыв на девиз пионеров в СССР (1924 – 1991).

6 - Придумай свое поздравление с Днем детских общественных объединений и организаций.

21. «Как найти свое место в обществе».

1 - Распредели человеческие способности по основным группам.

2 - Подпиши потребности человека, руководствуясь картинками.

3 - Выпиши из облака слов человеческие качества и способности для каждой профессии.

4 - Найди и обведи 13 слов, означающих ценности современного общества.

5 - В чем ты видишь свою личную самореализацию? Напиши ниже.

22. День спецназа.

1 - Как расшифровывается сокращение “спецназ”?

2 - Сопоставь название элитных подразделений спецназа с видом их деятельности.

3 - Дополни пословицы.

4 - Найди 12 слов-ассоциаций, связанных со спецназом.

5 - Какие еще профессиональные праздники ты знаешь.

6 - Верны ли факты?

7 - Раскрась зеленым цветом обязательные требования к желающему служить в спецназе:

8 - Берет какого цвета носят бойцы спецназа внутренних войск, как высший
знак отличия, символ мужества, несгибаемого духа, высочайшей физической и морально- психологической подготовки? Напиши название и раскрась.

23. Непокоренные. Блокадный Ленинград.

1 - Обведи верный ответ (факты)

2 - По какому озеру проходила “Дорога жизни” блокадного Ленинграда? Впиши ответ в клеточки ниже.

3 - Как ты думаешь, что помогло жителям города выстоять? Используй слова из филворда для рассказа об этом.

4 - Прочитай факты о блокадном Ленинграде и вставь пропущенные в тексте цифры.

5 - Напиши известные тебе названия городов-героев, прославившихся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны.

6 - Найди и прочитай информацию об известных личностях блокадного Ленинграда.

7 - Пройди виртуальную экскурсию по экспозиции Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда на сайте Президентской библиотеки (QR-код)

24. 23 февраля. День защитника Отечества.

1 рабочий лист:

1 - Соедини даты и название праздника.

2 - В каком возрасте юноши в нашей стране вступают в ряды вооруженных сил Российской Федерации?

3 - Раскрась одним цветом рода войск и воинскую специальность, которая им соответствует.

4 - Прочти текст военной присяги.

5 - В каких родах войск служили твои родственники, напиши ниже.

6 - Выпиши название всех предметов на картинке и раскрась их.

2 рабочий лист:

1 - Как ранее именовался в России День защитника Отечества? Напиши ниже.

2 - Соедини начало и конец пословиц, связанных с защитой Родины.

3 - Найди и обведи в филворде 10 имен великих русских защитников Отечества.

4 - Прочти текст об адмирале Ф. Ушакове.

5 - Подпиши название флотской награды - Ордена, который соответствует полководческому ордену Суворова и раскрась

его ленту.

6 - Впиши в клетки ниже названия пяти мест крупнейших морских сражений, в которых адмирал Ф. Ушаков одержал победу.

25. Новый год – традиции праздника разных народов России.

1 - Найди 11 слов-ассоциаций к празднику “Новый год”:.

2 - Какого числа отмечался Новый год на Руси?

3 - Сопоставь название праздника “Новый год” у разных народов России.

4 - Что бы ты хотел пожелать в новом году своим родным и близким, самому себе?

5 - Что обязательно нужно подготовить к Новому году? Закрась одним цветом начало и конец фраз.

6 - Прочти, как будет “С Новым годом!” на разных языках народов России.

7 - Раскрась елочку.

26. Главный закон страны. День Конституции Российской Федерации.

1 - Обведи верный ответ (факты о Конституции)

2 - Что изображено на обложке экземпляра Конституции, которая используется для принятия присяги Президентом Российской Федерации?
3 - Расположи в верном порядке права гражданина РФ (как они записаны в Конституции РФ)
4 - Как ты думаешь, почему Конституцию называют главным законом страны? Напиши свой ответ ниже.
5 - Раскрась одним цветом права человека, которые гарантированы Конституцией РФ, и их группу.
6 - Какие обязанности есть у гражданина Российской Федерации? Прочти текст.

27. Мы вместе. Милосердие.

1 - Выпиши примеры дел милосердия.

2 - Раскрась одним цветом начало и конец пословиц.

3 - Подумай и запиши, какие добрые дела и дела милосердия ты сам можешь совершать дома, на улице, в школе, в транспорте?

4 - Какие качества противоположны милосердию и состраданию: прочти текст.

5 - Представь, что тебе нужно нарисовать эмблему для благотворительной организации. Какие элементы ты бы включил в эту иллюстрацию? Нарисуй ниже (см. пример).

6 - Найди 12 слов-синонимов к слову “милосердие”.

28. Взаимоотношения в семье.

1 - Подпиши на фамильном дереве имена и степень родства членов твоей семьи.

2 - Раскрась одним цветом начало и конец пословиц о семье.

3 - Какую семью можно назвать крепкой? Какая это семья, напиши.

4 - Прочти негласные правила семьи ниже. Соблюдаются ли они в твоей семье?

5 - Кто какие обязанности выполняет в семье? Соедини стрелочками, дополни при необходимости.

6 - Впиши ниже 5 основных правил твоей семьи.

29. О взаимоотношениях в коллективе. Тема дружбы и примирения.

1 - О каких взаимоотношениях идет речь на картинках ниже? Впиши в клеточки одно слово, обозначающее эти отношения (дружба)

2 - Напиши, какая цель объединяет разные коллективы.

3 - Закрась одним цветом начало и конец пословиц.

4 - Умеешь ли ты мириться? Прочитай пример “мирилок”

5 - Какие качества помогают людям дружить и не ссориться? Выпиши из облака слов эти качества (их спрятано 8).

6 - Напиши, как ты понимаешь фразу “Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе ”.

30. День народного единства.

1 - Обведи верный ответ (факты о празднике)

2 - Назови имена тех, возглавлял освободительное народное ополчение 1612 г.? Закрась верный ответ

3 - Соедини начало и конец пословиц о единстве ни объединении

4 - Найди 9 слов-ассоциаций к празднику “День народного единства” (филворд)

5 - Какие еще государственные праздники ты знаешь? Напиши.

6 - Нарисуй символ единства народа нашей страны. Что это может быть и почему?

31. О взаимоотношениях в коллективе. Ментальное здоровье.

1 - Соотнеси типы отношений сверстников в школьном коллективе и их суть (друзья, приятели, неприятели, товарищи, одноклассники)

2 - Какие взаимоотношения преобладают в вашем классе? Закрась вагончик/часть вагончиков классного паровоза.

3 - Опиши свой “идеальный класс”, в котором тебе было бы комфортно находиться.

4 - Прочти определение ментального здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения (волна с текстом).

5 - Что может помочь человеку сохранить психическое здоровье? Прочти и обведи верное зеленым цветом.

6 - Угадай, о чем идет речь в тексте. Вставь пропущенные буквы.

32. День учителя. Советники по воспитанию.

1. Чья работа связана с преподаванием знаний? Отметь верное.

2. Прочитай пословицы и вставь пропущенные слова.

3. Когда отмечается «День учителя» и в каких странах?

4. Кто и как помогает учителю в его работе? Найди соответствия. (рассматриваются советник по воспитанию, педагог-психолог и тьютор)

5. Напиши, каких известных русских педагогов ты знаешь?

6. Какие слова благодарности ты бы хотел сказать своему учителю? Напиши их в книгу.

7. Какими качествами должен обладать человек, выбравший профессию учителя? Найди их в филворде (10 слов: ответственность, выдержка, аккуратность, пунктуальность, решительность, креативность, внимательность, чуткость, доброжелательность, гуманизм).

33. День знаний. Образование в России.

1. Как знания передаются людям? Отметь верные утверждения.

2. Прочитай пословицы о знании и вставь пропущенные слова.

3. Напиши, какими знаниями ты уже обладаешь? Что ты уже знаешь хорошо, а о чем хочешь узнать поподробнее?

4. Книга - источник знаний. Какие бывают книги и о чем они могут нам рассказать? Найди соответствие.

5. Образование – это система обучения и воспитания. Ты знаешь, какое образование можно получить в России? Подпиши ступени образования и раскрась их.

6. Заполни баночку тем, что даст тебе новые знания.

34. Русский язык. Великий и могучий. 225 лет со дня рождения А.С. Пушкина

1 - Когда родился А.С. Пушкин? Выбери верное.

2 - Соедини начало и конец пословиц о речи.

3 - Найди и обведи 9 героев сказок А.С. Пушкина (из “Сказки о рыбаке и рыбке” и “Сказки о царе Салтане”)

4 - Какие сказки А.С. Пушкина ты знаешь? Напиши ниже.

5 - Раскрась ложный факт об А.С. Пушкине.

6 - Нарисуй иллюстрацию к любому произведению А.С. Пушкина.

35. "День Победы"

1 - Какого числа в России отмечается День Победы?

2 - Впиши в клетки буквы лозунга, обращённого к подвигу блокадных ленинградцев и солдат Великой Отечественной войны.

3 - Найди и обведи 12 слов, связанных с Праздником Дня Победы (филворд)

4 - Какие песни, посвященные Празднику, ты знаешь? Напиши ниже.

5 - Найди в открытых источниках информацию о Параде Победы, ежегодно проводимом на Красной площади. Посмотри видеозаписи с Парада Победы прошлых лет.

6 - Добавь к рисунку надпись и раскрась.