234 подписчика

Пушкин и… Михайловское. Начало

В прошлом году «Общество друзей Пушкиногорья» запустило сериал «Пушкин… и Михайловское».

В прошлом году «Общество друзей Пушкиногорья» запустило сериал «Пушкин… и Михайловское». Фактически это было «Трое из Простоквашино», только вместо дяди Фёдора – Александр Сергеевич, а вместо почтальона Печкина – Арина Родионовна. Набор из кота, пса, галчонка на месте, а вместо Гаврюши – милая мышка. Это трёх-пятиминутные серии, разыгрывающие иногда серьёзные сюжеты, иногда чистые гэги в Михайловском, куда Пушкина отправили в ссылку, которые завершались подобранными фрагментами из стихотворных произведений Пушкина. Чаще всего этот подбор ощущался как хаотичный, но иногда он даже попадал в сюжет и настроение каждой отдельной серии.

Причём тут «Пушкин и… Михайловское. Начало»? При том, что это и есть тот самый сериал. Переупаковка контента под требования полного метра. В сущности, это аналог видео на ютубе, где в один ролик склеиваются много-много серий подряд. Длительность примерно та же самая, чуть больше часа, никакого нарративного единства у анимационного фильма «Пушкин и… Михайловское. Начало» нет. То есть сперва как будто бы есть, Пушкин вроде бы хочет вырваться из ссылки к своей большой, «настоящей» жизни, но финал этой линии приходится на тридцатой минуте. А далее – наборы из коротеньких историй, у которых нет единого сюжета.

Если не знать о сериале, то ощущение создаётся очень странное. Вроде бы выглядит как антология, но у них общий стиль – хотя художники ощутимо различаются, вплоть до того, что Пушкин сам на себя не похож от серии к серии. Особенно если используется флешбек из других эпизодов, нарисованных другими художниками: впечатление создаётся и комичное, и спутанное одновременно. Но раз это не антология, тогда что это такое?

Помимо своей странной структуры, мультфильм «Пушкин и… Михайловское. Начало» не подходит для показа в кинотеатрах ещё из-за своего исполнения. То, что сносно смотрится на Youtube, теряет все свои положительные качества на большом экране. Предметы, нарисованные на разных слоях, выглядят инородными относительно друг друга и не стыкуются в общую картину (потому что у одних жирные силуэты, у других тонкие, третьи вообще стилизованы под карандашный рисунок). Аниматоры про перспективу не слышали как про концепцию, и огромный кот заходит в крошечное здание. Кстати, про огромного кота – предметы меняют свои размеры от сцены к сцене, и крошечная домовая мышка в следующем кадре становится размером с капибару. И вовсе не для юмористического эффекта.

Можно было бы многое сказать про неудачные дизайны отдельных животных (особенно досталось птицам и коту), но это вопросы вкусовщины. К тому же они рифмуются с творчеством Игоря Шаймарданова, одного из автора идеи сериала. Но его стиль не работает в компьютерной перекладке, особенно низкобюджетной: его воздушные линии и хорошее владение гуашью плохо интегрируется в условный мультик, кое-как состряпанный на компьютере, да ещё с разными художниками от отрывка к отрывку. К тому же он очевидно не аниматор, и его композиции требовали бы адаптации от концептуалиста, работающего именно с анимацией, но этого не произошло.

Сюжет, может быть, и не линеен, но что по содержанию? Тут всё сложно. Александр Сергеевич показан как вдохновенный, слегка хаотичный творец, и это здорово: это отлично передаёт лёгкость его натуры, находящейся на стыке избалованного аристократизма, здорового жизнелюбия, едкого сарказма и мистического мироощущения. То, что касается самого Пушкина, сделано скорее хорошо. Но этого классного персонажа не всегда бывает куда приткнуть – хотя, казалось бы, вся его литература даёт массу вариантов. Некоторые сюжеты худо-бедно интересные, вроде «Пушкина и цыган» или первых трёх серий, но некоторые просто ставят в тупик, вроде плохого пересказа «Фауста», «Пушкина и гриба» или сегмента с Доном Кихотом. Серия про попытку побега в Париж идёт вразрез с заданными прежде обстоятельствами; мысль про то, что дом родной лучше Парижа, конечно, приятная, но авторы видимо забыли, что Пушкин в Михайловском в ссылке был… Ну и анахронизмы обаяния не добавляют, тем более что большая часть из них использована неумно: отсылки к «Матрице» или ICQ могут посмешить родителей центральной аудитории (маловероятно), но вряд ли вызовут у детей хоть тень улыбки.

Кстати, а почему «Начало»? Что «начинает» «Пушкин… и Михайловское»? Планируется разветвлённая франшиза? Так это же просто уютный домашний сериал про Пушкина в деревне, какое ещё «Начало»?

Ругать в целом подобную мультипликацию не очень хочется, потому что она явно сделана руками энтузиастов, любящих свою тему, пусть и не очень разбирающихся в анимации как виде искусства. Правда, потом вспоминаешь российские любительские Youtube-проекты, которые созданы вообще без бюджета, но выглядят на порядок лучше, и становится совсем грустно.

Увы, доброе начинание вряд ли приведёт к какому-то ответу. То, что можно посмотреть без проблем на экране ноутбука, не стоит похода в кинотеатр – особенно когда чисто техническое качество ниже уровня ожиданий.

АВТОР: Беляева Марина