Планетарные втулки для велосипеда.

1,7K прочитали

Планетарная втулка. Фото свободного доступа.
Планетарная втулка. Фото свободного доступа.

Привет друзья, подписчики и гости канала!

Лето наступило, стоит жаркая погода, я стараюсь в свободное время, чаще выезжать на природу. Для меня это отдых, как медитация. Приезжаю на свой пляж, включаю радио, купаюсь. В свободное время захожу почитать комментарии. Большое спасибо Вам, мои подписчики, что пишите мне, я порой впечатляюсь и узнаю много нового. Мне пишут аргументированные ответы, очень развернутые и понятные. Впереди много дел, нужно поменять мачту на антенне, сделать новую. Думаю над поворотным устройством. Работаю. Отпуск летом брать не люблю. В этом тоже есть смысл, о нем как нибудь расскажу. Перейдем к нашей теме - планетарные втулки. Мало я с ними сталкивался, хотя существуют они очень давно. Другое название дифференциальные втулки. И применяются они в основном в обычных дорожных велосипедах. Планетарная втулка, это , по сути коробка передач , для изменения передаточного отношения, с механизмом зацепления, установленным внутри втулки. Естественно это большие размеры втулки и вес. Чем больше скоростей, тем втулка тяжелее и дороже. Разработаны планетарные втулки, больше ста лет назад, и имели две передачи. Позже, появились трёхскоростные втулки, и несколько десятилетий внедрялись в велосипеды. Но так как, передаточные отношения были небольшими, начали разрабатывать переключения передач, с набором задних, а позднее и передних звёзд. Планетарные втулки, помимо набора скоростей, имеют так же и ножной тормоз.

Shimano Nexus.
Shimano Nexus.

Давайте рассмотрим плюсы и минусы планетарок.

Достоинства планетарных втулок.

1.Надёжность. Планетарные втулки, начиная от самых простых, недорогих моделей, являются очень надежными узлами. Все элементы механики, установлены внутри корпуса втулки, хорошо загерметизированы, и часто залиты жидким трансмиссионным маслом. В итоге смазываются они непрерывно, масло не выливается. Есть втулки с густыми маслами. Есть специальные отверстия, для замены масла, и разборки втулки не требуется. Обслуживание, в основном раз в 5.000км. Слил старое масло, залил новое, и можно ездить дальше. Ввиду их безотказной работы - многие велотуристы, любители очень больших путешествий , используют планетарные втулки. Не нужно бояться, попадание внутрь влаги, песка. Но есть конечно недостатки, о них поговорим далее.

2. Нет выпирающих частей, которые могут сломаться.

Ну почти нет. Обычно сбоку, установлен переключатель натяжителя тросика. Смотрите на фото. И его закрывают скобой. В случае поломки, в результате падения, переключать передачи не получится.

 Привет друзья, подписчики и гости канала! Лето наступило, стоит жаркая погода, я стараюсь в свободное время, чаще выезжать на природу. Для меня это отдых, как медитация.-3

3. Большой срок службы цепи.

Цепь на планетарных втулках, всегда расположена на прямой линии, не подвергается перекосам, и поэтому служит намного дольше, как и у обычного односкоростного велосипеда. Многие ошибочно полагают, что износ цепи, зависит от силы давления на педали, но это не так. Перекос вредит цепи гораздо больше, чем если вы с силой давите на педали. От перекосов цепь быстрее растягивается. У таких велосипедов , цепь как правило меняется, если зубья звёздочек стали очень острыми и тонкими, а это многие тысячи километров пробега.

4. Переключение передач можно выполнить во время стоянки велосипеда.

Планетарные втулки, позволяют переключать передачи, когда велосипед стоит на месте. И даже можно переключиться на несколько передач сразу. Это очень удобно, если вы стоите на светофоре. Или забыли вовремя переключить передачу перед подъемом. Но, следует сказать , что планетарки, не любят переключения под нагрузкой! Да любые переключатели тоже не любят переключения под нагрузкой, особенно передний.

5. Минимальное обслуживание. Почему то, я написал об этом в последнюю очередь , а ведь это, наверное главное достоинство планетарных втулок. Достаточно менять масло. Разбирать вовсе не обязательно.

6. Нет смысла тщательно следить за цепью.

В отличии многоскоростных велосипедов с внешними звездами, в планетарке достаточно изредка чистить и смазывать трансмиссию. Можно установить хороший щиток, и ваши брюки или джинсы будут защищены от попадания масла, и в тоже время , лишняя грязь не попадет на трансмиссию. Очень часто встречается хорошо закрытая цепная передача.

Недостатки планетарных втулок.

1. Цена.

Планетарные втулки очень дорогие. Цена на некоторых из них, сравнима с стоимостью половины а то и больше велосипеда. Особенно это касается именитых брендов типа Shimano, Alfine. Ноунеймовские непонятные фирмы мне не встречались. Ввиду их сложности, может быть их не подделывают.

2. Тугой ход. У планетарных втулок, вне зависимости от передачи , немного тяжеловатый ход. Это связано с тем, что усилия с педалей, проходит по нескольким передачам, и шестеренкам.

3. Малое количество передаточных отношений. Самое большое количество передач - 14. Велосипеды с внешними звездочками имеют от 21 до 30 передач. При этом, часто бывает большой разрыв между скоростями, что не всегда удобно, в зависимости от рельефа местности. Отсюда следует , что невозможно подняться в крутую горку, или разогнаться на равнинной местности.

4. Большой вес. Планетарки имеют довольно большой вес, из за большого количества различных шестерён и роликов внутри втулки. Часто, вес составляет от полутора килограмм. Это больше чем самая большая кассета, с 12 звездочками, где самая большая звезда , напоминает диск от циркулярной пилы и имеет 52 зуба.

5. Практически не ремонтируемые.

Планетарки, ввиду их сложности редко ремонтируют и не каждый веломеханик возьмётся. И запчасти найти сложно.

6.Специальная рама, с расширеными перьями для планетарных втулок. Для больших планетарок, нужна специальная рама. Есть обычные, трёхскоростные - могут подойти к любым рамам, даже на советские велосипеды. Под пять и более скоростей, втулка больше и на раму просто не налезет.

14 скоростная втулка Rohloff
14 скоростная втулка Rohloff

7. Зимой плохо работает, в следствии загущения масла. Любители кататься на велосипеде зимой, отмечали что втулка тяжело крутиться и передачи переключаются хуже. Более того, несмотря что зарекомендовали втулку как герметичную, внутри из за перепада температур , возникает конденсат, масло теряет свойства. Бывали случаи, и заклинивало втулку, в лучшем случае можно ехать на одной скорости, переключение передач не работало.

8. Для качественной работы втулки, нужны специальные масла. Какое попало масло в планетарку не зальешь. Нужны специальные масла, под конкретный тип втулки. И как уже писал, замена масла, после обычно после 5.000км.

9. Ножной тормоз не во всех втулках. Есть тип втулок, без ножного тормоза, что не очень удобно.

Конечно то что я написал про недостатки, необязательно что они могут проявиться. Технологии развиваются, и надёжность втулок повышается. Разрабатываются новые схемы шестерён и внутренних редукторов. Конечно и усилия от велосипедиста требуется больше, так как большие потери, на внутреннее трение, сложных механизмов.

 Привет друзья, подписчики и гости канала! Лето наступило, стоит жаркая погода, я стараюсь в свободное время, чаще выезжать на природу. Для меня это отдых, как медитация.-5

Давайте подведем итоги.

Так кому же нужна планетарная втулка? Обычному велосипедисту , для прогулок по парку, городе. В тёплое время года, без экстрима или дальних путешествий. В обычный дорожный велосипед. Для каких либо экстремальных условиях, сложно пересеченных участках, дальних поездках не рекомендуется. Из за возможной поломки, или заклинивания. В худшем случае , когда колесо вообще не будет вращаться!

Подойдёт велокурьерам. Для поездки на работу. Для различных поездок по делам, где нет сильного перепада высот. Для серьезного профессионального туризма, на дальние расстояния, особенно в глуши, планетарка не будет лучшим вариантом. Отремонтировать , перебрать её будет очень сложно. И не каждая веломастерская возьмётся Вам помочь. В случае, если вышла из строя шестерня или редуктор - её нелегко будет заменить, или найти замену. Даже собрать в правильном порядке будет сложно.

Одним словом - планетарная втулка для города.

Кто ещё не подписался - подпишитесь. Периодически буду выкладывать свои планы по статья и видео через телеграмм канал "Человек с железным оленем "

Ставьте лайки, задавайте вопросы и комметируйте. Рад каждому подписчику!