Страшные окна на исторических фасадах Петербурга - чья вина?

1,9K прочитали

Друзья, вы ведь замечали невероятное? Идешь по городу, любуешься фасадами исторических зданий, а любоваться-то не особенно и получается иногда:

Друзья, вы ведь замечали невероятное?

На фасаде одного исторического здания мы видим и современные коричневые стеклопакеты, старые деревянные рамы и "ужасные белые" и старые деревянные рамы.

Друзья, вы ведь замечали невероятное?-2

И вся эта пестрая куча самых разнообразных окон напрочь убивает весь исторический облик здания.

Коричневые стеклопакеты, белые и старые деревянные рамы на маленькой части фасада. Фотография автора.
Коричневые стеклопакеты, белые и старые деревянные рамы на маленькой части фасада. Фотография автора.

А практически все дома у нас отнесены к объектам культурного значения.

Друзья, вы ведь замечали невероятное?-4

Но прежде, чем мы вернемся к этому вопросу, давайте проведем небольшой исторический экскурс про эти самые окна.

Дело в том, что доходные дома - это не только дома для проживания. Владеть домом - это статус. И чем шикарнее фасад дома, тем более пафосно ощущает себя домовладелец.

И история развития окон очень интересна. Поехали:

Окнам уделялось огромное значение. Их делали с максимально возможной площадью, для того, чтобы как можно больше освещать пространства естественным светом:

Витражи - обязательный атрибут доходных домов.
Витражи - обязательный атрибут доходных домов.

Но особенно интересны были окна и из устройство в квартирах для горожан среднего класса и выше (про доходные дома для беднейших слоев населения сейчас не говорим, там "с завода" всё плохо было).

Окна доходных домов были самым настоящим произведением искусства. Ни в коем случае не стоит думать, что это просто деревянные рамы и вставленные стекла.

В течении двух веков окна претерпели значительную эволюцию. Изначально стекло стоило очень дорого и делать его было сложно. Поэтому окна в домах премиального класса (то есть тех домах, где были прямо вот окна со стеклом), эти самые окна выглядели примерно следующим образом:

Друзья, вы ведь замечали невероятное?-6

Стекло стоило дорого, делать его было сложно, поэтому окна имели очень маленькие стеклянные вставки.

По мере развития стекольной промышленности окна стали просторнее, рамы стали меньше, света стали пропускать больше.

И окна начинают приобретать привычным нам сегодня вид. А в конце 19 века и начале 20 окна превращаются в настоящие произведения искусства.

Сохранившееся окно в одной из Петербургских квартир. Фотография автора.
Сохранившееся окно в одной из Петербургских квартир. Фотография автора.

Невероятно красивыми будут не только окна, но и все механизмы управления ими:

Друзья, вы ведь замечали невероятное?-8

И ни в коем случае не стоит думать, что красота ограничивались лишь внешней формой и красивыми латунными ручками.

Даже расположение штор и способ их подвешивания - это был отдельный проект под каждую комнату (гостиная, столовая и так далее).

Примеры окон
Примеры окон

Таким образом, как писалось ранее, окна, что изнутри, что снаружи до революции были предметом искусства и гордостью домовладельцев.

Обрамление окон снаружи.
Обрамление окон снаружи.

Учитывая, что рамы были деревянные, окна требовали особого ухода. И уход за окнами часто прописывался прямо в договоре найма жилого помещения.

Проект фасада доходного дома.
Проект фасада доходного дома.

Такие окна делились на зимние и летние. Специальные двойные зимние рамы хранились как правило на чердаке.

При их установке возникали достаточно большие щели между стеной и рамой, которые на внешней раме герметизировались смесью опилок и ваты. Иногда между рамами для красоты укладывали уголь, который осушал воздух и не позволял стеклам "плакать".

Наглухо щели не замазывали на первой раме, а вот на внутренней раме герметизация проводилась значительно серьезнее.

С приходом весны всё оттиралось, отковыривалось, рамы снимались и убирались в специальное помещение. Ответственность за сохранность рам несли квартиросъемщики.

После революции, когда происходит национализация жилищного фонда, Великая Отечественная Война и эпоха восстановления страны, практически никто не беспокоится о состоянии самих рам.

Окна и латунь закрашиваются белой краской, на зиму все щели забиваются ватой, заклеиваются скотчем (замазкой), кто во что горазд и некогда прекрасные окна приобретают ужасающий вид.

Друзья, вы ведь замечали невероятное?-12

А в 2000-х относительно доступными становятся современные стеклопакеты. И с этого времени начинается кошмар любого архитектора. Фасады, где отродясь не подразумевалось белых рам всё больше и больше обрастают современным пластиком.

Из-за того, что у кого-то есть средства на новые окна, у кого-то нет, начинается та самая чехарда, о которой говорилось в начале.

Друзья, вы ведь замечали невероятное?-13

Целые этажи домов (объектов культурного наследия, к слову) похожи на какой-то рот, где не хватает пары зубов:

Друзья, вы ведь замечали невероятное?-14

И вот, спустя года, когда все дома запестрели "прекрасными белыми стеклопакетами", чиновники схватились за голову. Фасады безнадежно испорчены, выглядит всё это ужасно и надо что-то с этим делать в срочном порядке.

Придумалось потрясающе - запретить ставить белые стеклопакеты. А всех, кто уже установил - обязать за свой счет заменить на коричневые.

Пример оконной чехарды.
Пример оконной чехарды.

Компании, занимающиеся установкой и продажей стеклопакетов, моментально встали в охотничью стойку и тут же задрали стоимость на свои "коричневые" стеклопакеты на 20-30 процентов.

И получается очень двоякая ситуация: В то время, как одни в "интернетах" пишут язвительные комментарии из серии "сами купили жильё в историческом доме, так будьте любезны раскошелиться и на сохранение его исторического облика", другие (те самые, кто купили) ломают голову, что делать и как быть.

Ведь комнаты в СПБ в коммуналках покупают не от избытка средств. Как правило, такое жилье приобретается как временное теми, кто переехал в город недавно, либо родители покупают детям для выхода в самостоятельную жизнь.

То есть, вопреки расхожему мнению, проживание в таких домах как на фото, это как раз таки не от избытка доходов. И вопрос экономии стоит очень остро. Красота красотой, история историей, но деревянные окна, которым больше века свою функцию уже не выполняют. Вот пример:

Сохранившиеся рамы.
Сохранившиеся рамы.

Окна страшные, зато вписываются в исторический облик здания. И вот тут возникает вопрос - коричневый стеклопакет дорого, белый нельзя. И что лучше? Вот такой вид или все же аккуратное современное (пусть и белое) окно.

Их полноценная реставрация стоит астрономических денег. Самое простое и недорогое - поставить обычный стеклопакет, но тут же ты нарываешься на статью 18 кодекса об административных правонарушениях по Санкт-Петербургу:

Самовольное, в нарушение правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, изменение фасада здания, сооружения, включая размещение (устройство) дополнительных оконных проемов, дополнительного остекления, дополнительных входов, дополнительных входных групп, козырьков, навесов, инженерного и технического оборудования фасадов зданий, сооружений, а также ликвидацию оконных и дверных проемов посредством их закладки строительными материалами или специальными заполнениями, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.

Как итог, хорошо от этого всем.

Оконные компании кошмарят клиента, что ставить надо исключительно цветные стеклопакеты, которые стоят дороже, но зато не будет штрафа и проблем с последующей продажей жилья (их, к слову, так и так не будет), власти заботятся о сохранении исторического облика фасадов, а заплатит за это собственник жилого помещения, который чаще всего в этом помещении проживает не от избыточного достатка, а совсем наоборот.

В Петербурге десятки тысяч коммунальных квартир и далеко не у всех есть возможность заменить окна не то, что на коричневые стеклопакеты, но и на белые, которые подешевле.

Решение?

Казалось бы, ну если нельзя ставить белые стеклопакеты - не перекладывайте стоимость в их разнице на жителей старых домов.

Можно придумать компенсации, частичное разделение расходов на замену, ограничить наценку на коричневые стеклопакеты и так далее.

Но это полет фантазий. Решений нет, только запреты, как итог видим чудовищную чехарду на фасадах исторических зданий.

А вам такие окна бьют по глазам? Как считаете, каким образом можно победить оконную болезнь Петербурга?