68,6K подписчиков

Стометровый Ленин и горизонтальные небоскребы. Что мечтали построить в СССР

Сто лет назад ушла в историю одна страна и появилась другая. Все в ней было новым и требовало нового же. Мира, языка, облика.

Сто лет назад ушла в историю одна страна и появилась другая. Все в ней было новым и требовало нового же. Мира, языка, облика. Власти всерьез взялись за смену архитектурных парадигм в рамках целого государства, инициируя новый подход к строительству. Который предполагал бы, во-первых, воплощение идей единения, общности, совместного бытия от и до. Во-вторых - имперского масштаба, мощи, эпичности. Здание Дворца Советов, увенчанное стометровой статуей Ленина, Дворец техники с причальной мачтой для дирижаблей, горизонтальные небоскрёбы словно из фантастических фильмов - вот, что собирались реализовать в архитектуре СССР в 1930-1950х гг. Но, человек предполагает, Бог располагает - даже если речь об "безбожном", атеистическом государственном строе. В указанный период стране и без того было чем заняться. Репрессии, голод, а затем и война. Так что есть в истории СССР глобальные архитектурные проекты, которые так и не дождались своего воплощения.

Так, конкурс на строительство Дворца Советов стал одним из самых масштабных за всю историю СССР. Архитекторы предложили более 160 вариантов.

Проект Дворца Советов авторства Бориса Иофана
Проект Дворца Советов авторства Бориса Иофана

Постройка задумывалась поистине грандиозной: самое высокое здание в мире должно было являть собой символ победившего социализма. Его высота вместе со стометровой статуей Ленина должны была составить 415 метров. Символичность и моральное значение тоже были впечатляющи - В 1931 году на месте, где должно было начаться строительство, был взорван храм Христа Спасителя и заложен фундамент будущего проекта. Война спутала карты. После Победы стройку решили начать на юго-западе Москвы, затем затянули с воплощением, а после наступил 1953 - со смертью Сталина и последующим развенчанием культа личности. В контексте вызревавшей Оттепели строительство подобного зиккурата выглядело неуместным. Кстати, сразу после смерти Иосифа Сталина и до решающего ХХ съезда в 1956 году была еще одна идея, призванная возвеличить имя вождя и память о нем. Пантеон решили построить после смерти Сталина, и для захоронения тел вообще всех полагаемых будущих и прошлых великих вождей и других выдающихся советских личностей. В конкурсе было представлено очень много проектов на стыке сталинской и древнегреческой архитектуры. Архитектор Николай Колли предложил строительство Пантеона площадью 500 000 м².

Пантеон славы авторства Николая Колли
Пантеон славы авторства Николая Колли

Главный зал, в котором должны были покоиться тела Ленина и Сталина, должен был занять площадь в 2000 м². Позже по понятным причинам отказались и от этой идеи.

Советский период предполагал масштабное строительство жилья для растущего государства, прибывающих в города из деревень жителей. Замечательный художник, идеолог и архитектор Эль Лисицкий предложил оригинальный способ уплотнить существующую застройку — пойти не только вверх, но и вширь. Предложенный им в 1920-х годах проект напоминает декорации фантастического фильма о будущем, и это близко к правде — Лисицкий хотел построить здания принципиально нового типа. Горизонтальные конструкции длиной 180 метров должны были «лежать» на трёх опорах, причём по одной из них можно было бы спуститься прямо в метро.

Горизонтальные небоскребы Лисицкого выглядели бы в столице именно так
Горизонтальные небоскребы Лисицкого выглядели бы в столице именно так

Проект сочли слишком футуристическим, плюс в стране не хватало стали и бетона для реализации такой задумки. Позже похожие идеи были реализованы в Грузии, Германии и Китае. Сегодня в ОАЭ идет строительство дома-город, тянущегося сквозь пустыню к море. По этому же принципу построена школа «Сколково».

Дом Аэрофлота на площади Белорусского вокзала должен был появиться как архитектурный проект в честь героев советской авиации. Архитектор Дмитрий Чечулин в 1934 году предложил концепцию монументального здания аэродинамической формы. Внутри планировали разместить административный персонал и оборудовать залы для культурного досуга сотрудников авиакомпании. Проект не был реализован, но Чечулин использовал некоторые из наработок при строительстве Белого дома в 60-х.

Дом аэрофлота по проекту Чечулина
Дом аэрофлота по проекту Чечулина

СССР знали во всем мире не только благодаря военной мощи, научной базе и пространству. Но и в связи с творческими, в том числе, театральными успехами. Большой театр - визитная карточка нашей страны до сих пор. Планы по кинематографическому развитию были не меньшими! Огромный академический кинотеатр на 4000 мест должен был появиться напротив Большого театра и архитектурно как бы подчинить его себе. Тем самым советская власть хотела подчеркнуть статус кино как важнейшего из искусств. На конкурс прислали много проектов, но стройку отменили по двум основным причинам. Во-первых, все проекты страдали гигантоманией, от которой уже начинали отказываться. А во-вторых, ни один из вариантов не решал проблему реконструкции площади Свердлова.

Большой академический кинотеатр
Большой академический кинотеатр

Ну и напоследок - высотка в Зарядье - это та самая нереализованная «восьмая сестра» из серии сталинских высоток. 32-этажная высотка должна была стать доминантой в силуэте центра столицы. Стройка началась в 1947 году, и уже в 1953 году цоколь был практически готов. Со смертью Сталина и приходом к власти Хрущёва сменилась градостроительная политика. Здание разобрали, в 1967 году на остатках фундамента построили гостиницу «Россия». Автором обоих проектов стал архитектор Чечулин.

Не реализованная восьмая высотка столицы
Не реализованная восьмая высотка столицы

Но и сегодня Москва полна примеров сталинского ампира, имперского величия, советского масштаба и классической архитектуры. Основные положения которой тянутся еще из времен Античности. Что снова доказывает, как преемственность поколений, несмотря на разницу исторических эпох и взглядов, никуда не девается.