23,1K подписчиков

Таинственное исчезновение женщины и водопад самоубийц: загадка Анны Минцловой

«…Я помню, бывало, – дверь настежь; и – вваливалась, бултыхаяся в черном мешке (балахоны, носимые ею, казались мешками); просовывалась между нами тяжелая глыбища; и дыбились желтые космы над нею» -

«…Я помню, бывало, – дверь настежь; и – вваливалась, бултыхаяся в черном мешке (балахоны, носимые ею, казались мешками); просовывалась между нами тяжелая глыбища; и дыбились желтые космы над нею» -...

Так живописал Анну Минцлову известный поэт и писатель Серебряного века Андрей Белый. А дальше больше:

«…как ни старалась причесываться, торчали, как змеи, клоки над огромнейшим лбиной, безбровым; и щурились маленькие, подслеповатые и жидко-голубые глазенки; а разорви их, – как два колеса: не глаза; и – темнели: казалось, что дна у них нет; вот, бывало, глаза разорвет: и – застынет, напоминая до ужаса каменные изваяния степных скифских баб средь сожженных степей»…

Образ получается какой-то жуткий. А ведь на самом деле он ей восхищался и даже какое-то время был ее преданным последователем, да и не только он.

Страшно интересная: мистическая натура Минцловой

На самом деле у Анны было много поклонников – не ее самой, разумеется, а ее специфических талантов. Что касается внешних данных женщины, то они действительно оставляли желать лучшего.

На фотографии Анна сидит в первом ряду слегка: даже плохое качество снимка не может скрыть рыхлости, дряблости, одутловатости черт и поплывшего вниз лица. И это все при том, что она не старая: на момент ее исчезновения в 1910 году ей было всего 45 лет – не слишком много даже по меркам начала 20 века.
На фотографии Анна сидит в первом ряду слегка: даже плохое качество снимка не может скрыть рыхлости, дряблости, одутловатости черт и поплывшего вниз лица. И это все при том, что она не старая: на момент ее исчезновения в 1910 году ей было всего 45 лет – не слишком много даже по меркам начала 20 века.

Так чем объясняется ее популярность? Прежде всего, она была человеком, окружившим себя атмосферой мистического флера. Сама себя она называла проповедницей идей теософа и философа Рудольфа Штайнера в России и духовной наставницей.

На начало 20 века как раз пришлось время повального увлечения мистицизмом. Все наперебой пробовали свои таланты в различных видах магии и духовных практиках, перемешивая в единую кашу буддизм, индуизм, алхимию и собственную буйную фантазию. Так, Валерий Брюсов занимался спиритизмом и черной магией. Андрей Белый писал в журнал э з о т е р и ч е с к и й «Ребус» (аналог нашего Рен-ТВ). Николай Гумилев планировал создать Географическое общество, посвященное сакральной географии, а в перерывах вызывал д ь я в о л а. Приготовления к встрече с потусторонним были длительными и сложными: нужно было несколько дней не есть и читать тематическую литературу. В итоге Мефистофель визитом не осчастливил — наверное, следовало начать с зубной феи…

Минцлова с ее проникновенным томным взглядом, умением гадать несколькими способами и потрясающей способностью рассказывать сказки пришлась как раз ко двору.

Чем Анна привлекала людей?

Анна Рудольфовна, несомненно, обладала одним потрясающим даром – она могла улавливать и формулировать, предъявляя как собственные прорицания, подсознательные надежды и устремления собеседника. Она громко заявляла, что ее миссия состоит в том, чтобы передать русской интеллигенции древние э з о т е р и ч е с к и е знания.

В таком виде Минцлова властвовала над умами, хотя есть и более удачное ее фото (см.ниже)
В таком виде Минцлова властвовала над умами, хотя есть и более удачное ее фото (см.ниже)

При всем при этом необходимо подчеркнуть, что она была далеко неглупа. Анна родилась в семье юриста, получила отличное образование, много путешествовала. Тот же Штайнер, которого она считала своим главным наставником, помимо уклона в мистицизм был гениальным педагогом, разработавшим отлично работающие методики обучения детей, а также выдающимся философом. Мистическая натура Минцловой не мешала ей вращаться в кругах ученых и естествоиспытателей: например, с Александром Котсом, основателем и первым директором Дарвиновского музея, даже сохранилась переписка.

Художница и поэтесса Маргарита Сабашникова так писала про эту странную женщину:

«Общение с Минцловой приподнимало над обыденным бытием. <….>
Каким счастьем явилась для меня ее дружба, как ярко вспыхнуло все, что лишь слабо тлело в моей душе! Она гадала мне по ладони и открыла много значительного для меня. <….>
Как же меняется город, когда рядом с нами эта женщина! Перед внутренним взором ее то и дело предстают картины прошлого, и она все описывает нам. Как-то в Пале-Рояле она с такой удивительной достоверностью говорила о людях, живших перед Французской революцией, что я не удержалась и спросила, откуда ей все это известно. Она назвала нескольких писателей, в их числе Гонкуров, я прочитала указанные книги, но там не было ничего подобного! Запомнился мне один вечер, когда на небе стоял ущербный месяц. Мы шли мимо места казни тамплиеров, внезапно на лице ее выразился такой ужас, что я испугалась за нее, после она ничего нам не объяснила...»

Фактически, она делала то, что и сейчас делают все, извините меня, м о ш е н н и к и: сначала заставляла человека чувствовать себя особенным и даже избранным, а затем погружала к некую тайну и секретное действо. Все это сочеталась с тонким чувством человека и умением считывать его желания и эмоции.

Вот тут Анна выглядит вполне вменяемо 😁
Вот тут Анна выглядит вполне вменяемо 😁

В итоге она поставила в ряды теософов-оккультистов чуть ли не всех значимых деятелей культуры Серебряного века. Впрочем, запомнилась она не этим, а своим таинственным исчезновением.

Куда пропала Анна?

А потом Анны не стало. Это случилось в августе 1910 тогда – тогда ей было всего-то 45 лет. В один день она перестала выходить на связь, ее было не найти ни по одному известному адресу. Несмотря на широкий круг общения, никто точно не мог пояснить, куда она делась. Человек как будто испарился.

Выдвигались многочисленные теории, объясняющие произошеднее.

Кто-то рассказывал, что она вступила в тайный орден. Была версия, что она отправилась в паломничество на восток.

Другие говорили, что она прыгнула в финский водопад Иматре, так как друзьям-соратникам она признавалась, что ее «зовет пучина». А причин уйти из жизни у нее было несколько: с одной стороны, она рассказывала, что ее зовет к себе некий всевышний, и теософка просто ждала финального знака. С другой стороны, она явно ревновала Вячеслава Иванова, к которому была несколько неравнодушна, к его же падчерице, и даже пыталась внушить мужчине, что мол не надо ему с женщинами якшаться, чтобы достичь величия. Внушения не помогли, и разочарованная Анна Рудольфовна в состоянии аффекта могла сотворить всякое. Версия выглядит правдоподобной, но тела Анны найти не удалось.

Загадка эта не разгадана до сих пор. Но, поскольку знакомых, друзей, почитателей и ненавистников у нее было действительно много, история сильно всколыхнула общественность. Так сильно, что мы помним об этом до сих пор.

Кстати, Иматре, куда могла отправиться Минцлова, – водопад непростой. Если поехать в это живописное местечко, можно увидеть там памятник, изображающий девушку, купающуюся в волнах, который называется Imatran Impi.

Тот самый памятник.
Тот самый памятник.

Словом Impi на финском языке называют девушку, утонувшую в реке или озере, а затем превратившуюся в русалку, и монумент этот посвящен всем людям, утонувшим в водах Иматранкоски. А было таких очень немало. На рубеже XIX и XX веков романтически настроенная петербургская молодежь сделала этот водопад излюбленным местом для самоубийства: юноши и девушки массово приезжали сюда и бросались с моста в водную пучину. Трагических случаев набралось столько, что в 1909 году было законодательно запрещено продавать билет из Петербурга в Иматру в один конец. Считается, что эта нехитрая мера действительно помогла некоторым удержаться от непоправимого шага в пропасть – хотя казалось бы, почему бы не купить по такому случаю два билета?..

И да, как всегда буду очень благодарна за лайк! Поддержите меня немножко - вам несложно, а мне - приятно :)