14,7K подписчиков

Сорок лет спустя.

4,8K прочитали

Сорок лет, что ли? Неужели сорок лет прошло? Когда успело-то, а?

... Мне Людка позвонила неожиданно. Ехидина. Мы обе по отношению друг к другу всегда были такие ехидины! Сколько себя помню, столько мы с Людкой всегда друг друга подковыривали, подзуживали, подвысмеивали... И кто-то там, в нашей юности, даже говорил, что есть люди, а есть - Людки?

А я при этом понимаю: Людка! Как я тебя люблю, ты б знала. Не знаю, почему и за что, тебя любить-то не за что, ты ж вредина и ехидина, а я тебя люблю! И это правда.

Всех предупреждаю сразу: ничего умного или полезного тут нет и не будет. Ни в отдельно взятой статье, ни в целом на канале. Пенсионерка, по совместительству немножко риэлтор, ведет свой дневник и излагает свои мысли. Некоторым кажется, что излагает коряво, да и мысли то-так себе. Нередко вдаряется в какие-то идиотские воспоминания, кому они нужны. Нуднятина, одним словом. Дальше можно не читать и не тратить на меня своё драгоценное время, особенно на комментарии.

Ну и - ЗДРАВСТВУЙТЕ все! ЗДРАВСТВУЙТЕ, клуб! Не в смысле - привет вам всем, а в смысле "Будьте все здоровы. Это главное".

Так вот, позвонила мне Людка и говорит:

- Ко мне тут Галка приехала на пару дней в гости, и мы тут с ней и группу нашу вспоминаем, и общежитие вспоминаем, и вообще... Давайте соберемся, а? Не курсом нашим, а вот мы. Вчетвером. Нашей комнатой в общаге! Прямо завтра, пока Галка тут! Ты можешь?

А я ещё как могу. Однорукость моя разве встрече помеха? Обниматься и одной рукой можно. И бокал за встречу поднять тоже можно одной левой.

- Ну раз и ты можешь, мы сейчас нашей Ленке звоним! Пусть едет из своего Волжского, тут недалеко совсем! И завтра встречаемся! Где встречаемся? Да в центре где-нибудь, на Аллее Героев, а там решим, куда пойдём. Хоть в "Керамику".

А "Керамики"-то уже сто лет как нет... Есть там теперь "Маруся". Ну, кому "Маруся", а кому навсегда - "Керамика".

Ну вот! Вот наконец появился достойный повод шляпу свою зеленую выгулять! А то езжу только к инструктору по ЛФК и обратно. В спортивном виде сразу. Разве к футболке шляпу напялишь, чтоб от машины до кабинета инструктора три минуты пройти?

Шляпу с вешалки сняла, пыль с неё стряхнула, а в голове... А в голове воспоминания лезут, как грибы! Какие мы были худые, вечно голодные, юные и веселые! Мы все были простые девчонки из области, поэтому нам дали места в общежитии. Одна Людка, ехидина эта, жила у родной тёти на квартире, а с нами, девчонками с общаги, просто дружила.

И вот они стоят на Аллее Героев, Ленка, Галка и Людка. И они ни грамульки не изменились за эти годы, чест слово! И мы идём в "Керамику", которая теперь "Маруся". Была "Керамика", лучшее в городе кафе-мороженое. И тут можно было заказать салат "столичный", горкой который. И котлету по-киевски. Но главное - это было мороженое, три шарика в стальной креманке, посыпанные сверху или орехом, или шоколадной крошкой, на выбор. И мы все помним, как тут стояли столы, и где витрины были, и официантов не было, и вообще все по-другому было. Только я говорю, что мороженое было вот в такой, трёхногой металлической креманке:

https://bangkokbook.ru/galereya/kafe-morozhenoe-kak-v-sovetskie-vremena-83-foto.html
https://bangkokbook.ru/galereya/kafe-morozhenoe-kak-v-sovetskie-vremena-83-foto.html

Конечно, мы с этой Людкой снова спорим. Людка, понимаете ли, утверждает, что у меня склероз, и я путаю всё, и креманки да, были металлические, но не трёхногие, а вот такие вазочки на одной ножке:

https://bangkokbook.ru/galereya/kafe-morozhenoe-kak-v-sovetskie-vremena-83-foto.html
https://bangkokbook.ru/galereya/kafe-morozhenoe-kak-v-sovetskie-vremena-83-foto.html

Вот мы все помним, что мороженое было или тертым шоколадом посыпанное, или орехом, а вот креманки...

Я говорю - трехногие, Людка говорит - одноногие! Я говорю:

- Людка, да у тебя склероз!

А Людка мне:

- Нет, у меня артроз! А склероза у меня нет, склероз-то как раз у тебя!

И вот понимаете, у нас с Людкой всегда так! А я что, не помню, что ли, за какой креманкой я в этом кафе 40 лет назад забыла за креманкой свой кошелёк с целой зарплатами? Если бы креманка одноногая была, я бы кошелек, где столько денег лежало, ни за что не забыла!

Ну, был момент, когда мы с подругой получили зарплаты, мы ж ночными сторожами подрабатывали. И зарплаты всей стране давали в один день. И мы с подругой Маринкой, получив свои зарплаты, пришли их обмыть. Точней, объесть. Шиканули, и салат "столичный", и котлеты по-киевски, и конечно ж, мороженое, чем-то там посыпанное. А потом из-за столов встали и в общежитие поехали. То ли проездные студенческие на автобус были, то ли подруга шикарным жестом заплатила за такси, но про кошелек с деньгами я вспомнила только на следующее утро. А у меня ни кошелька, ни денег. Вспоминали-вспоминали, где я его вынимала в последний раз-то. В "Керамике", точно. Больше нигде я кошелёк не вынимала. Поехала в "Керамику". Совесть успокоить. Еду, тоскую, как весь месяц жить, не знаю. Ну кто мне вернёт кошелек с деньгами-то? Но надо попытаться использовать последний шанс... Хуже ж уже не будет.

Вхожу в "Керамику", подхожу к раздаче, а тётки там улыбаются...

- Ну что, вспомнила, где кошелек-то забыла?

И я сразу улыбаюсь от уха до уха. Понимаю, что эти тётьки сейчас меня спасут от месячной голодухи!

- Только говори, какого цвета кошелек был, что в кошельке лежало, какими купюрами деньги были?

Посмеялись надо мной и кошелек мне - вернули! Поэтому я помню, какие тут были креманки!

- А ты, Людка, кошельки не забывала, поэтому можешь напутать, запросто!

Мы заходим в эту "Марусю", которая для нас не "Маруся" вовсе. Вход на прежнем месте. Окна на прежнем месте.

Сорок лет, что ли? Неужели сорок лет прошло? Когда успело-то, а?  ... Мне Людка позвонила неожиданно. Ехидина. Мы обе по отношению друг к другу всегда были такие ехидины!-3

А внутри всё-всё вообще по-другому. А мы идем и:

- А помнишь, вот тут раздача была? А вот досюда тянулась очередь за мороженым?

И вот парадокс-то какой, "Керамика" изменилась, а мы - нет! Мы как хохотали тогда, так и теперь хохочем. Только девчонки фамилии свои девичьи поменяли, точно как кафе своё название.

Девчонки, разве мы могли тогда представить, что нам когда-нибудь будет под шестьдесят, а мы вот так соберемся снова, да еще на прежнем месте! Ага! Только место это стало в сто раз лучше, но мы тоже стали в сто раз лучше! Мы с Людкой были такие худые селедки, а теперь-то мы стали гоораздо лучше! Килограммов на десять каждая лучше! Особенно я. Я стала лучше себя сорокалетней давности даже на тридцать килограммов!

Сколько же мы в этот вечер хохотали! С бесконечным "А помнишь?"

- А помните, как мы в детстве мечтали, что когда-нибудь вся еда будет как у космонавтов, в тюбиках? Заходишь в магазин и покупаешь тюбик сыра, тюбик мяса, тюбик конфет? И из тюбика прямо в рот выдавливаешь? Ну что, дождались? Сбылось! Только из тюбика мяса не хочется, совсем. Хочется нормального мяса! И нормальных овощей!

И мы заказали. Нормального мяса, нормальных овощей, свежих и малосольных, не из тюбиков.

Похвастались фотографиями детей, внуков, артрозами, склерозами и разводами. Само собой, после того, как похвастались детьми, уехавшими в Питер, в Москву, в Германию и в Австралию, стали хвастаться питомцами. Я считаю, что мой Антоха лучше всех и победитель конкурса в хвастовстве питомцами. Людка, конечно же, считает, что лучше всех - её кот. Кот у неё и правда шикарный, но Антоха - лучше!

Мы все до сих пор работаем... Сколько хохота легло на стол при рассказах про работу!

- А я своим ученикам говорю: да мне уже столько лет, я Ленина видела! Верят, девчонки! Верят! Верят, что я Ленина живым видела!!! Соображалки не хватает хоть в интернете годы смерти Ленина посмотреть, чтоб понять, что это невозможно. Я Ленина и правда видела, но в школе, нас на экскурсию в мавзолей возили. А современные дети думают, что я с живым Лениным за руку здоровалась! Ну, раз я всю жизнь историю преподаю, то и с Лениным могла встречаться, запросто.

- Я умнику говорю: ты почему реферат тупо из интернета скачал и хочешь хорошую отметку? Хочешь, расскажу, как я диплом писала? В декрете была, уехала к родителям за 200 км от Волгограда, а диплом-то писать надо! И вот я в четыре утра встаю, сажусь на первый автобус, приезжаю в Волгоград, к открытию областной библиотеки, сижу там допоздна, монографии всякие читаю, последним автобусом еду домой, два дня перерабатываю то, что конспектами в библиотеке писала, потом опять в четыре утра подъем, на автобус и на целый день в библиотеку. С животом. И диплом написала! Не скачала с интернета, а ручкой написала, на бумаге! А этот ребенок мне: а что, разве у вас в деревне интернета не было, что ли? Зачем надо было так далеко ездить?

Дааа... Хорошее дело интернет, но думать как-то отучает. А помните, как нам, чтоб начать думать, надо было сначала очередь отстоять, чтоб попасть в библиотеку? Чтоб книжки умные почитать, надо было отстоять в очереди и дождаться, когда в старой библиотеке в читальном зале кто-то выйдет и место освободится? И хвост очереди, который тянулся чуть не до входа в ресторан "Волгоград", помните? А помните, как какой-то мужик пристраивался в нашу очередь, потому что подумал, что это мы в ресторан стоим, и как пальцем у виска нам крутил, когда понял, что мы не в ресторан, а в библиотеку?

Подходит официант.

- Прошу прощения, довольны ли вы горячими блюдами? Нет ли претензий, пожеланий?

Нет у нас никаких претензий. А пожеланий у нас полно, только у вас тут нет пережаренных пирожков с луком вместо мяса! Их больше вообще нигде нет, тех пирожков!

Мы воспоминаем жареные пирожки с мясом, где лука было больше, чем мяса, прям ржавые такие пирожки, вкуусные, таких больше не делают, разучились, наверное. И еще кофе в гранёных стаканах, которОЕ (про то кофе нельзя в мужском роде писать, только в среднем!) из огромной кастрюли на раздаче разливала огромная бабища в бывшебелом фартуке огромным половником! Помните? Как стоим мы вокруг столика, выбежав из библиотеки перекусить, и перед каждым ржавый пирожок и мутный стакан с кофе! А теперь там, на месте той кулинарии, такое кафе приличное, "Конфетки-бараночки".

Официант ушёл... А мы:

- А помните, как раньше было? Даже в голову не могло прийти, чтоб официант спросил, нет ли к блюду претензий, той ли прожарки мясо! Пожалуй, если б мы попробовали высказать претензии к мутному кофе, так получили запросто огромным половником промеж глаз!

- Девчонки, стоп. А вот если у нас есть претензии? Ну вот смотрите, мы все съели по половине порции примерно. А если сейчас официант подойдет, а мы ему: а у нас претензии! Ваше мясо несъедобное, дайте жалобную книгу! Интересно, нам что, предложат на замену другое блюдо? Вот представляете, я съела половину свинины с грибами на сковородочке, а недовольную физиономию скорчила и сказала, что мясо отвратительное. А принесите-ка мне судачка, может, вы рыбу готовите несколько лучше, чем мясо? И можно так же откушать от судачка и сказать опять: неее, у нас и по поводу судачка претензии! Что будет?

Подходит официант снова. А он ненавязчиво, но частенько подходил убрать опустевшую посуду, спросить, не желают ли дамы еще чего. Задаем вопрос по поводу претензий. А что будет, если у нас претензии, нам поменяют это мясо на другое блюдо?

Не-а. Не поменяют. Просто в следующий раз при приготовлении блюда учтут пожелания клиентов.

- Ааа. Ну тогда ладно. Тогда мясо у вас тут замечательное!

Заодно спросили, не слишком ли мы шумно тут себя ведём. Понимаете, мы все вчетвером, оказывается, последний раз собирались сорок лет назад. Ровно сорок лет назад, в 1984 году, когда к нашей Ленке на свадьбу ездили! И в этом кафе тоже часто-часто бывали, тоже сорок лет назад. А еще мы хотим мороженое на десерт. Без претензий.

Какое мороженое? Если честно, то как сорок лет назад... А у вас случайно креманок из нержавейки нету? Хоть одноногих, хоть трёхногих, без разницы.

Официант сказал, что какое мороженое было сорок лет назад, он не знает. Его, само собой, в это время еще и зачинать никто не пытался. Его родители в это время еще сами на карусельках катались. Несчастное поколение, не представляют даже, какое мороженое - самое вкусное!

И нету у них креманок из нержавейки. Зато мороженое есть любое, вот вообще любое. Сто сортов мороженого с сотней всяких разнообразных добавок. А мы такие:

- Не-не-не! Нам, пжалста, по два шарика белого обычного пломбира, и чтоб сверху посыпать. У можно посыпать тертым орехом или тертым шоколадом?

Можно!

Я такая:

- Мне орехом!

Ленка сразу:

- А мне шоколадом!

А Людка, продуманная самая всегда:

- А мне сразу и орехом, и шоколадом!

Эх, а так тоже можно? Раньше было - нельзя! Раньше или орехом, или шоколадом!

И нам принесли мороженое в стеклянных креманках, посыпанное сразу и орехом, и шоколадом. В стеклянных одноногих креманках. И кофе в красивых чашках, а не в гранёных стаканах. И ещё принесли подарок от заведения, кусочек торта, в котором был настольный фейерверк-фонтан. Потому что у нас тут круче, чем день рождения.

А потом, после кафе, мы пошли гулять. По набережной, вообще по городу. Вообще память такая вещь странная. Избирательная какая-то. Или это склероз подкрадывается так? Ну вот мы все были у Ленки нашей на свадьбе. Все вчетвером. А помним эту свадьбу все по-разному, и "тут помню, тут не помню".

-А помнишь, как мы в салон для новобрачных тебе фату выбирать ездили? На Гагарина был салон для новобрачных!

- Мне? Фату выбирать?

- Ну здрааасти! Я помню, как мы ТЕБЕ фату выбирали, а ты - не помнишь? Еще веночек такой был, как корона!

- Фату свою помню, веночек помню, а как ездили выбирать, да еще с тобой - не помню.

- Людка, а ты помнишь, какое у тебя на Ленкиной свадьбе платье было, с люрексом? И ты такая танцуешь, зaдницей своей худосочной вертишь, а люрекс этот на весь танцпол переливается!

_ У меня??? Платье с люрексом???? Да у меня не было платья с люрексом! Зaдница худосочная и вертлявая была, тут не поспоришь, а вот платье с люрексом...

А они мне втроём, хором: было! Было!!! А потом из памяти всплывает давным-давно забытое коричневое трикотажное платье с серебристой ниткой. Я его в комиссионке нашла. За бешеные деньги.

- Людка, а ты больше не рисуешь?

- Девчонки, вы чего? Я и не рисовала! Это Андрюха абстракции свои рисовал, они у меня до сих пор дома есть, Андрюхины рисунки! Когда портрет каждого из нас в духе Сальвадора Дали под Андрюхиным девизом "Я так вижу!"

- Это ты "чего!" У нас же вся комната твоими рисунками была обвешана! У меня потом долго твои рисунки дома хранились! И у меня! И у меня! И вспомни, ты акварелью рисовала, и мы некоторые рисунки, которым места не хватало, на шифонер на время положили! А в общаге было столько тараканов, что они всю акварель на твоих картинах сожрали, потому что акварель была медовая! Ну ты что, как ты могла забыть-то? У тебя еще вымышленный зверь на всех рисунках был! Милый зверь, которого в природе не существует. С огромными глазами и с огромными ушами, и на кота похож, но не кот! И его звали... Шиза?

И я вспомнила! Вспомнила! Да, я рисовала его, Шизика. Это были своего рода комиксы почти. И Шизик этот был студент, спал на лекциях, витал в облаках, искал еду на дне кастрюли. Я вспомнила глаза своего Шизика и его "ухи"... И тараканов тоже вспомнила, которые сожрали всю медовую акварель.

Темно уже на улице. Расставаться надо... Когда мы еще раз вот так встретимся, а? Девчонки, давайте встречаться чаще! Пока мы еще не всё забыли. Есть мороженое сразу с орехом и шоколадом. Ржать, вспоминая, как мы в совхозе в Самофаловке вместе были. И как в Смоленске на раскопках были. И много чего вспоминать. Дня мало, чтоб всё вспомнить.

Они так и записаны у меня в телефоне, мои девчонки. Все под девичьими фамилиями, а не под настоящими. Ленка, Галка, Людка...

Ленка, Галка, Людка! Я вас очень-очень люблю. И тебя, Людка, тоже, хоть ты и ехидина. Ты ехидина почти такая же, как я.

А я к новой встрече, пожалуй, нарисую каждой из нас по Шизику. С огромными глазами и огромными ушами. Медовой акварелью...