17,4K подписчиков

Рок-кладовая Александра Галина. Японская блюзовая хеви-психоделия от BLUES CREATION.

Если по-быстрому, «галопом по Европам» обозначить события в японском роке периода 1960-1970 гг., то из коллективов движения Group Sound,

Я бы сравнил его с нашими ВИА. А.Галин

игравших инструменталы, бит-музыку, свои песни на японском, чужие на английском, постепенно выделились всего несколько команд, исполнявших нечто вроде тяжелого блюз-рока с психоделическими интонациями. Это, во-первых, THE HAPPENINGS FOUR и THE FLOWERS, имевшие непосредственное отношение к феномену GS и, во-вторых, новая формация в лице THE HELPFUL SOUL, POWER HOUSE, APRYL FOOL и, конечно же BLUES CREATION, которые занимают в этой плеяде самое достойное место.

Рассказ следует начать с гитариста-вокалиста Кацуо Такеда (Kazuo Takeda, род. 11.03.1952 г. в Токио). Он начал играть на гитаре в 1965 году, когда ему было 13 лет. Это было в самый разгар «электрического бума», вызванного популярностью THE VENTURES. Такеда стал профессионалом в 1968 году в возрасте 16 лет, выступая по клубам в городе Сибуй в составе THE VICKIES, которую считали «младшим братом» GS-группы THE JAGUARS. Кроме Такеды в ней играл второй гитарист Эйрю Ко (Eiryu Ko, род. 07.10.1947 г. в Токио), а на вокале был Фумио Нунойя (Fumio Nunoya, род. на острове Хоккайдо 25 января 1947 г., ex-TOKYO R&B5, TABOO).

А в следующем году Такеда с Нунойей сформировал BLUES CREATION. В состав команды в январе 1969 года также вошли басист Йошиюки Ноджи (Yoshiyuki Noji) и барабанщик Шиничи Таширо (Shinichi Tashiro).

Изображение взято из книги издательства Rock-Express
Изображение взято из книги издательства Rock-Express

Они выпустили свой дебютный одноименный альбом (Polydor Records SМР-1446, 01.10.1969).

Fumio Nunoya – vocals; Kazuo Takeda – lead guitar, vocals, harmonica; Yoshiyuki Noji – bass; Shinichi Tashiro – drums; +Hugh Cutler – harmonica (1, 6).

Оригинальная обложка.
Оригинальная обложка.

На первый взгляд, BLUES CREATION не особо отличались от THE HELPFUL SOUL и POWER HOUSE, играя утяжеленный блюз-рок с нотками психоделии. Но как играли! Уровень исполнения был высокий.

Казалось бы, да что здесь такого – обычный для конца 1960-х блюз-рок с вкраплениями игры на губной гармошке, к тому же одни кавер-версии. Но вы послушайте внимательно – это не просто обработки, это грамотная передача аутентичного материала, причем в жестком стиле, которая по качеству не уступала в то время аналогичным европейским работам. Кстати, два трека длились более 7 минут. Всё это вкупе для Японии тех лет это было просто нереально. И этот альбом стал отличной стартовой площадкой для двух следующих, просто изумительных лонгплеев.
Интересные факты:
- только «Double Crossing Time» взята из дебютника британской команды BLUES BREAKERS (1966), где блистали Джон Мэйолл и Эрик Клэптон, все остальные треки принадлежат авторству исключительно американским черным блюзменам;
- прослушав «Steppin’ Out», вы узнаете у кого гитарист DEEP PURPLE Ритчи Блэкмор «содрал» не просто рифф, а всю мелодию;

На их первом альбоме представлено 8 каверов, в основном из репертуара классиков блюза, исключение сделано для «Double Crossing Time» BLUESBREAKERS Джона Мэйолла (John Mayall). И вот тут включился тот самый механизм прогрессии. Именно на примере BLUES CREATION можно проследить, как произошел качественный скачок от блюз-рока к прогрессиву. Правда для этого потребовалось почти два года, за которые появился ряд групп, установивших новые тренды в прогрессив-роке. Но BLUES CREATION не подкачали.

Гитарист Кацуо Такеда реформировал команду, взяв в свои ряды басиста Масаши Саеки (Masashi Saeki), барабанщика Масаюки Хигучи (Masayuki Higuchi, 24.02.1954-03.07.2017) и вокалиста Хироми Осаву (Hiromi Osawa), с которыми записал ставший культовым альбом Demon & Eleven Children (Denon Records CD-5029, 25.08.1971), причем сочинил все композиции сам. На примере таких вещей, как «Just I Was Born» и «Sorrow», видно как протаптывается дорожка от тяжелого, гитарного блюз-рока к прогрессиву.

Ютуб-канал Xaris Rotten

Hiromi Osawa – vocals; Kazuo Takeda – guitar; Masashi Saeki (ex-MELTING GLASS BOX) – bass; Akiyuki Higuchi – drums.

Бесспорно культовый альбом японского рока, причем раннего периода становления. «Atomic Bombs Away» – не просто антивоенная песня. здесь прослеживаются явные параллели, к примеру, с «Paranoid» BLACK SABBATH. Далее идут жесткий ритм-энд-блюз в духе Джона Мэйолла («Mississippi Mountain Blues»), хард-рок в духе CREAM, причем с интонациями из русских народных песен («Just I Was Born»), психоделия («Sorrow»), хрупкая баллада («One Summer Day»), гитарная пиротехника а-ля Джими Хендрикс («Brane Baster»), гараж+прогрессив с японскими традиционными ритмами («Sooner Or Later») и, наконец, финальная одноименная 9-минутная пьеса, которая реально «сносит крышу». В ней темп меняется постоянно, сложная структура, так что элементы прогрессив-рока явно налицо. Прекрасно скомпонованный, динамичный и эклектичный рок-альбом, который необходим к прослушиванию для меломана любого возраста.

Поклонники группы еще не успели прийти в себя от этого альбома, как в следующем месяце последовал не менее уникальный релиз – сногсшибательный альбом Carmen Maki / Blues Creation (Denon Records CD-5030, 09.1971).

Пять из 8 треков сочинил Такеда (также игравший на органе) и они ни капли не уступали классическим блюз-роковым стандартам. Для записи была приглашена замечательная певица Кармен Маки

Кармен Маки. Фото взято из книги издательства Rock-Express
Кармен Маки. Фото взято из книги издательства Rock-Express

Carmen Maki – lead vocals; Kazuo Takeda – lead guitar, organ; Masashi Saeki – bass, harmonica; Masayuki Higuchi – drums.

В августе того же года она выступила с ними на фестивале 3rd All Japan Folk Jamboree. А.Галин

с высоким, режущим перепонки голосом, которая единогласно была признана японским аналогом Дженис Джоплин

Хотя Реми Асо (Remi Aso), гитаристка THE FLOWERS, еще как могла бы с ней посоперничать. А.Галин.

Кармен Маки до этого пела только баллады и фолк-композиции. А тут она неожиданно показала себя в качестве блюз-роковой примадонны. Исполнение хард-роковой «Understand» сродни пению Дженис Джоплин и Грейс Слик (Grace Slick). За ней идет хрупкая баллада «And You», потом блюз «Lord, I Can’t Be Going No More», от которого лично у меня мурашки бегают по спине. Гитара словно плачет и стонет. Этой песне сродни «Empty Heart», которая закрывает первую сторону пластинки.

Вторую сторону открывает еще один хард-роковый боевик – «Motherless Child», весьма оригинальная обработка народной песни, с неожиданно медленной вокальной частью сразу после мощного вступления. Затем снова мы попадаем в царство весьма эмоционального блюза «I Can’t Live For Today», после которого идет энергичный ритм-энд-блюз «Mean Old Boogie» с традиционными гитарными запилами. Ну а завершает альбом исполнение «St. James Infirmary» с режущим уши вокалом Кармен Маки.

Интересный факт: из восьми треков только три кавер-версии, остальные принадлежат перу лидера и гитариста Кацуо Такеды. И выглядят они вполне достойно.

А затем снова наступил длительный перерыв.

В 1972 году Кармен и Хигучи создали хард-роковую Carmen Maki & OZ. Кстати отмечу, выпущенный в январе 1975 года одноименный альбом группы, был продан тиражом 100 000 копий, что является беспрецедентным рекордом в истории японского рока. Гитарист Такеда вместе с Сигеру Мацумото (бас) и Масами Наито (ударные) сформировал BLOODY CIRCUS, но это power trio просуществовало недолго.

И лишь в 1975 году Такеда, вокалист Хироми Осава и барабанщик Масаюки Хигучи объявились в коллективе, названном просто CREATION, с добавлением второго гитариста Йошияки Иджимы (Yoshiaki Iijima) и поющего басиста Шигеру Матсумото (Shigeru Matsumoto). Осава вскоре уходит и лидер-вокалистом приходится стать Такеде.

CREATION записали ряд неплохих альбомов на основе блюз-рока, фанка, соула и прогрессив-рока. Они порадовали уже своим дебютным альбомам Creation (Express Records ETP-72072, 05.06.1975),

на обложке которого были изображены голые писающие японские мальчики. На пластинке записан матерый, энергичный блюз-рок пополам с хард-роком и с проговыми импровизационными вставками. Налицо полная преемственность с BLUES CREATION.

Вскоре после выхода альбома CREATION выступали на разогреве американской легенды хард-рока – трио MOUNTAIN, посетившего с концертами Японию. А по окончанию японского тура MOUNTAIN распадаются, в том числе из-за проблем со слухом у басиста Феликса Паппаларди (Felix Pappalardi) из-за очень большой громкости на концертах.

Феликс, подружившийся с Такедой, приглашает японских рок-музыкантов к себе домой в Нантакет, штат Массачусетс, где они начинают совместно репетировать над материалом нового альбома, который вскоре выходит в Японии как CREATION/Felix Pappalardi (Express Records ETP-72151, 05.04.1976), в других странах лонгплей издан с иной обложкой и под названием Felix Pappalardi And Creation. Честно говоря, эта пластинка была гораздо слабее всего, над чем работал Кацуо Такеда сотоварищи за всю свою карьеру. Хотя были и неплохие вещи, типа хард-роковой «She’s Got Me», но и в них крылась некая червоточина вроде мажорных ноток.

Третий альбом CREATION выходит через год под названием Pure Electric Soul (Express Records ETP-72234, 05.03.1977). Это тоже весьма достойный блюз-роковый альбом.

Мне понравилась вещь «Tokyo Sally» с женским хором. «Spinning Toe Hold» с этой же пластинки стала известной, потому что она стала использоваться в качестве вступительной музыкальной темы для американской команды братьев-рестлеров The Funks. После этого группа продолжила свою деятельность до 1993 года, выпустив еще несколько альбомов.

Кацуо Такеда продолжил запись сольных альбомов, которых уже более двадцати. Стоит отметить первые два – Misty Morning Flight (Express Records ETP-80028, 1978) с влияниями от фанка и фьюжн, а также чисто блюзовый Sometime Blues (Eastworld Records WTP-90209, 1982).

Такеда также работал как сессионный музыкант в самых разных музыкальных стилях и направлениях, не только как гитарист, но и как аранжировщик, композитор и продюсер. Среди его проектов можно назвать формацию Kazuo Takeda & BOYS ON ROCKS, выпустившую энергично звучащий альбом Shoo-Shoo (JVC Records VIL-28066, 1987), на котором представлен джаз и рок (баллада и даже реггей!), но никак не джаз-рок. Причем порой звучит красивый женский вокал.

Экс-вокалист BLUES CREATION Фумио Нунойа основал команду DEW, которая выпустила реально тяжелый блюз-роковый концертный альбом Dew (GNS Records GNS-1001~2, 12.1971), записанный 7 августа 1971 года на фестивале Japan Folk Jamoree. В 1972 году Фумио распустил группу и стал соло-певцом. Осенью 1973 он записал неплохой блюз-роковый альбом Kanashiki Natsubate («Грустная летняя тусовка», Polydor Records MR-5037, 21.09.1973). После этого Фумио работал в собственной группе Fumio Nunotani & BLUES BREAKERS. 15 января 2012 года певец скончался в больнице города Ушику из-за кровоизлияния в мозг.

Стоит пару слов сказать о RANMADOU, которая была создана бывшим участником BLUES CREATION первого созыва (она тогда называлась THE VICKIES) гитаристом Эйрю Ко после расформирования его второй по счету группы DEW. На Ranmadou (Polydor Records MR-5016, 01.08.1972) музыканты представили мелодично звучащие песни, это мягкий блюз-рок, хард-рок и даже буги-рок («Shuppatsu»), исполненный на японском языке. Среди интересных назову «Kaze Ga Pyu Pyu» с органом и постоянной сменой темпа, которую уверенно можно назвать прог-композицией, «Okashina Sekai» с эффектом дисторшен (distortion) и «квакушкой» (wah wah pedal). Так что с большой натяжкой можно назвать этот релиз с проговыми влияниями.

RANMADOU образовались еще в 1971 году, приняв участие в третьем по счету ежегодном летнем рок-фолк-фестивале Folk Jamboree. Мало того, их выступление (почти часовой сет из каверов блюзов и блюз-рока, – прим. ред.) было записано, но увидело свет лишь в 1989 году на лонгплее 1971 Summer (Kitty Records H20K-25043, 25.11.1989). Это был настоящий tour-de-force – гитары ревели и скрежетали, фузз зашкаливал. Но что-то я отвлекся, про японский рок можно говорить часами.

Ютуб-канал MrElectricwarrior

Автор, редактор - Александр Галин. Дополнительная редактура, вставка музыкальных фрагментов - БиС.

Предыдущие материалы по теме:

Книги о рок-музыке от издательства Александра Галина Rock-ExPress

Книги издательства
Книги издательства

Дзен-канал "Рок на БиС" с удовольствием сообщает, что тестовое вещание интернет-радиостанции "Рок на БиС" продолжается. Вы можете услышать нас вот здесь: