1,6K подписчиков

ИСТОРИЯ СОВЕТСКОГО ПОП-ФЕНОМЕНА - ГРУППЫ «МИРАЖ» . САМАЯ ПОЛНАЯ И БЕЗ КУПЮР.

ИСТОРИЯ СОВЕТСКОГО ПОП-ФЕНОМЕНА - ГРУППЫ «МИРАЖ» . САМАЯ ПОЛНАЯ И БЕЗ КУПЮР.

Лицо группы "Мираж" солистка Татьяна Овсиенко с фирменного плаката группы.
Лицо группы "Мираж" солистка Татьяна Овсиенко с фирменного плаката группы.

ГЛАВА 1.

Установить, в какое именно утро, день или вечер началась история группы «Мираж» сегодня достаточно сложно - у каждого будет своя правда, как и взгляд на то, можно ли именно с «Миража» вести летоисчисление всей российской эстрады, попсы и шоу-бизнеса, как такового. Попробуем разобраться, представив свою, исторически-выверенную версию происходящего, сколько бы злобы и желчи не вылили на неё сторонники альтернативных, удобных, собственных версий «под себя». Мысленно отправив всех жаждущих свести исключительно к собственной фамилии имевшие место быть заслуги по известному адресу, сажусь за разбор взятых у участников группы интервью, изучению исторических справок, дабы за полученный продукт не краснеть и над всеми распрями и разборками бывших и ныне здравствующих «миражовцев» оказаться. А разборки эти не утихают, в разной степени накала то замедляя, то ускоряя судебных и бандитских баталий ход, о чём будет рассказано отдельно, уже ближе к концу летописи нашей. Сегодня о начале славного пути, когда зарождалось то, что «Миражом» обзовётся, когда были свергнуты с пьедесталов герои советских «Песен года» и «побед социализма» соловьи, когда петь о личном и сокровенном стало допустимо, когда был послан на х… литовочно-цензурный аппарат, а стадионы затрещали от натиска публики, готовой платить за песни, оказавшиеся ближе и родней, чем «Любовь, комсомол и весна» и прочих «шедевров», времён услаждения патриотичных ушей сидельцев райкомов и ЦК. Итак, от предисловий оторвавшись, в век пройдённый вернёмся, пытаясь разобраться, с чего всё это началось.

Группа "Мираж" в расцвете популярности своей с Татьяной Овсиенко в роли солистки.
Группа "Мираж" в расцвете популярности своей с Татьяной Овсиенко в роли солистки.

Началось ли это со знакомства одного из будущих создателей группы с легендарным подпольным московским промоутером и продюсером «Артурчиком» или с того, как из-под пианино Дворца Пионеров раздался детский голосок, очень уверенно выводивший «Во поле берёза стояла.» или с потрясённой смертью перспективного и талантливого супруга матери, вознамерившейся «сделать большим человеком» и предметом гордости юного сына или всё началось с идеи, мысли, желания, поселившихся в головах создателей будущей супергруппы… Разберёмся... Начнём…

Гитарист группы "Мираж" Алексей ГОРБАШОВ и солистка Татьяна ОВСИЕНКО
Гитарист группы "Мираж" Алексей ГОРБАШОВ и солистка Татьяна ОВСИЕНКО

«Мираж» точно не начинался с группы «Зона активности», о чём настойчиво, переписывая друг у друга, сообщают отдельные порталы и энциклопедии, совершенно не понимая, чем «Зона активности» была и какую роль играли в ней отдельные представители творческого образования, которые в последствии объединившись, будут взрывать дискотеки страны под именем «Мираж» с первым магнитоальбомом «Звёзды нас ждут…».

Один из первых составов группы "Мираж". Андрей Литягин (с гитарой), Светлана Разина, Роман Жуков (с клавишными- "расчёской"), Наталья Гулькина и Солопов Сергей (на барабанах).
Один из первых составов группы "Мираж". Андрей Литягин (с гитарой), Светлана Разина, Роман Жуков (с клавишными- "расчёской"), Наталья Гулькина и Солопов Сергей (на барабанах).

Теперь о версиях подробней. С чего же всё началось и кому обязана страна существованием того, что сейчас обильно двигается и издаёт звуки на российских музыкальных экранах, именуя себя, на заграничный манер, «шоу-бизнес», с приставкой российский.

Ярчайшие представители российского щоу-биза: Киркоров Филипп и Николай Басков
Ярчайшие представители российского щоу-биза: Киркоров Филипп и Николай Басков

У кого с чего, а у Суханкиной Риты «из-под рояля» путь творческий стартовал, да простит мне Рита вольный оборот. Но именно так и началось «восшествие» в свой первый хор девочки, с раннего возраста обнаружившей незаурядные способности к вокалу. Они – эти способности - расцветут через много лет и дадут завидный успех ни одному альбому «Миража», но тогда, в нежном возрасте, на девочки талант внимание обратили её воспитатели в саду детском, порекомендовав родителям увлечения ребёнка учесть и в нужное русло направить. Первой ступенькой стал хор Дворца Пионеров на Ленинских горах, куда четырёхлетнюю Риту родители за ручку и привели.

Московский Дворец Пионеров на Ленинских горах.
Московский Дворец Пионеров на Ленинских горах.

Росточком юная певунья, в силу возраста, была совсем небольшого и подходя все ближе и ближе к педагогу, проводившему прослушивание кандидатов, сама не заметила, как под чёрным роялем оказалась, но оказавшись скрытой от глаз «жюри», ничуть не растерялась, а песнь для всех неожиданно завела. Так и зазвучал из-под рояля красивый и уверенный голосок, на многие годы связавший себя с этим детским коллективом, по дороге к жизни большой и большому и настоящему успеху.

Рояль. Примерно под таким Рита и оказалась.
Рояль. Примерно под таким Рита и оказалась.

Знай в тот момент Рита, что в дне сегодняшнем её ждут лишь суды и запреты на исполнение ранее записанных песен + несколько «визитов» «крепких» парней – не издала бы она в тот день, возможно, не звука, хотя, как знать… юношеский максимализм и детская вера в добро и лучшее часто ломают все возможные оглядки на «туманный перспектив». Как бы там ни было, Рита шажок первый совершила, на пути в свою творческую жизнь и на пути к рождению будущей советской супергруппы – в детский хор взяли девочку без вопросов. О том, что было дальше и каким было рождение мечты, через несколько абзацев, сейчас немного о герое другом …

типичные "крепкие парни" из 90х, Иллюстрация на тему.
типичные "крепкие парни" из 90х, Иллюстрация на тему.

«Сейчас вы&&&бем тебя всем отделом, по-другому запоёшь!» - ревел милиции сержант в ухо не сильно напуганной молодой девушке, объясняя все жуткие перспективы массового проникновения «стажей порядка» в тело молоденькой солистки группы «Браво». Через год, после появления «Браво» на «Музыкальном ринге», где их представила сама Примадонна, вот, кстати оно: dzen.ru/video/watch/65cae49f4ef96c6de39e75e3, страна, как и оравший на девушку сержант, не раз пожалевший, что обещанного так и не осуществил, узнали, что девушку зовут Жанна, фамилия странная у неё - Агузарова.

Жанна Агузарова.
Жанна Агузарова.

Но в тот вечер, сцена описанная имела ценность тем, что наблюдал её из искусственно созданного укрытия будущий поэт и создатель группы "Мираж" Соколов Валерий. Не ведомо, что в тот момент промелькнуло в голове у юного поэта – представил ли он себя на месте доблестных милиционеров, насильно овладевающих тельцем юной солистки или на месте тех, кого в эту минуту «паковали» в зрительном зале сержанта сослуживцы. История умалчивает. В остатке то, что Соколов в тот вечер от «ментов» ушёл, чему позавидовало несколько десятков упакованных в милицейский транспорт слушателей музыки популярной, пришедших на концерт набиравшей популярности группы «Браво», и оказавшихся не только с испорченным вечером и настроением, но и с письмами отправленными всем задержанным на предприятия и места учёбы о недопустимом поведение… Хавтан после памятного концерта был отчислен, а наш герой Соколов через несколько дней нашёл повод чтобы с юной солисткой группы встретиться лично, под предлогом необходимой передачи ей каких-то фонограмм. Предлог, конечно, был надуман, а вот фантазии не прошли… К истории «Миража» эта встреча тоже имела отношение, как показавшая необходимость мыслить и двигаться в сторону коллектива с поющей девушкой на сцене, в идеале сексуально привлекательной, вызывающей желание ей овладеть не только милицейского состава страны, но и большей части её мужского населения. Обо всём этом Соколов, как создатель группы, помнил всегда, по этому принципу рекрутировались те, кто роль солисток был должен исполнять, это же стало причиной того, почему на одной из солисток группы Светлане Разиной сам Соколов и женился, но продолжим о нём и о группе через пару абзацев, перекинув внимание на другой персонаж, тоже значимый в истории нашей.

Светлана Разина - солистка группы "Мираж" и будущая жена Валерия Соколова
Светлана Разина - солистка группы "Мираж" и будущая жена Валерия Соколова

Смерть родителей или одного из них для любого ребёнка – трагедия вселенского масштаба. Такой трагедией для Андрея Литягина – будущего создателя и композитора группы - стала смерть отца – талантливого ученого, на которого и мать и сам молодой Андрей возлагали особые надежды, ибо в социалистическом укладе немаловажным являлось и то, чей ты «сын», чья «жена». Это же относилось и к социалистическому распределению жизненных благ, щедро раздаваемых тем, кто нужен стране, а учитывая тот факт, что отец Литягина, по слухам, работал с самим Королёвым, стране, как «прародительнице» отрасли космической, ученые такие нужны были очень и очень... И сложись в стране с ними лучше, не появлялись бы сегодня надписи на стенах «Юра, прости…».

иллюстрация к вышенаписанному и не более.
иллюстрация к вышенаписанному и не более.

«Пойдёшь по отца стопам» - решила мать, видевшей в Андрее талантливого и перспективного учёного, способного занять достойное место в науке, учитывая готовность мужа друзей из Академий различных помочь сыну друга встать на ноги и не только. О карьере учёного Андрей мечтал. Жизненный успех, деньги, будущая карьера и семья связывались в те дни исключительно с наукой, но, как в любых точных расчётах, возможный допуск на «неуспех» в карьере научной тоже допускался, но на этот случай в голове зарождался другой, осмысленно-принятый план – план создания себя, как успешной личности и успешного мужчины. И ничего предосудительного в этом нет, каждый из ныне живущих думал и думает об этом, просчитывая, взвешивая, предполагая, отметая неудачные и плюсуя запасные варианты. Так было и с Литягиным молодым, к которому через пару абзацев вернёмся.

конструкторское бюро одного и предприятий СССР.
конструкторское бюро одного и предприятий СССР.

Услышанное по радио объявление о наборе в Большой Детский Хор Всесоюзного радио и телевидения и возможность свою талантливую девочку туда отдать. показалась отцу Риты волнующей и перспективной, сравнительно с пением в хоре Пионеров Дворца, где перспектив не наблюдалось никаких, совершенно!

Большой Детский Хор Всесоюзного радио и телевидения. Пока без Риты.
Большой Детский Хор Всесоюзного радио и телевидения. Пока без Риты.

Был ли прав отец Риты, конечно, да, но Риту ещё уговаривать придётся, пообещав: если не понравится, вернёшься в свой Пионеров Дворец. На прослушивание Рита пошла, сама не поверив тому, как мгновенно её возьмут и тут же сделают солисткой, а через месяц, ещё ребёнком она отправится на первые в своей жизни гастроли в город революции – Ленинград. Рите только исполнилось 11 лет, а огромный всесоюзный успех, певшего её голосом коллектива уже был не за горами. Время быстро в нашем повествование летит. Но сейчас о другом персонаже.

иллюстрация и только
иллюстрация и только

Артур Гильденбрант был человеком нетривиальным для своего времени, окружения и навязываемым государством образу мысли. Лет с 14-ти он уже выделялся из себеподобных, нервируя преподавательский состав и собственных родителей своей непохожестью на образ того, что называлось «пионер», который, как известно, всем ребятам пример! По этой причине до комсомольской организации Артур так и не добрался из идеологических соображений, впрочем, его бы и не приняли туда в силу всех заслуг вышеперечисленных. И вместо опоры партии строителей коммунизма, угораздило Артура в ряды хиппи затесаться, со всеми вытекающими из того. А хиппи, только в идеологически-выверенной литературе, того времени были длинноволосы, грязны, бескультурны – пьяное наркоманское быдло, как величали эту прослойку общества с высоких трибун.

советские хиппи
советские хиппи

В действительности, как это обычно бывает, дело обстояло несколько иначе, чем и было опасно это явление для докладчиков с этих самых трибун. Столичные хиппи начала 80-х - герои своего времени, философы, идеологи подлинно новых прогрессивных идей развития общества и страны, никак не пересекающихся с главенствующей ролью партии, торжеством коммунизма и поддержкой вторжения в Афганистан самого «миролюбивого» государственного образования на планете. Достаточным будет сказать, что большинство хиппи того периода истории Страны Советов – студенты или выходцы из МГУ и не просто МГУ, а филфака! К ним – хиппи - и примкнул Артур, видя в этом движение более прогрессивное для общества, чем бесконечное строительства этим обществом утопичного коммунизма, который, правды ради, так и не был возведён в рамках СССР, не став и «победителем мирового масштаба».

хиппи в СССР 1981 год
хиппи в СССР 1981 год
Один из "строителей коммунизма/развитого социализма" - Генеральный секретарь ЦК КПСС Черненко К.Ю.
Один из "строителей коммунизма/развитого социализма" - Генеральный секретарь ЦК КПСС Черненко К.Ю.
Агитка времён СССР.
Агитка времён СССР.
верные ленинцы и последователи заветов Ильича...
верные ленинцы и последователи заветов Ильича...

Пообтесавшись в стане хиппи, Артур увлёкся тем, что казалось музыкой протеста – рок-культурой того времени в масштабах СССР, флагманами которого были и «Воскресенье» и «Машина Времени», а позже пульс рок-культуры переместился на улицу Рубинштейна в ленинградский рок-клуб. Но тогда, для начла 80-х. Артур был и продюсером, и промоутером в одном лице, совмещая организацию концертов с продюсированием собственного коллектива под названием «Смещение», где в роли вокалистки выступала барышня по имени Троянская Олеся.

Троянская Олеся. 1985.
Троянская Олеся. 1985.

В истории группа эта не закрепилась никак, но интересный материал для своего времени родила. Именно с этим Артуром, времен его продюсерского расцвета и знакомит будущего создателя «Миража» Соколова Валеру их общий знакомый – одноклассник Соколова – внук академика Фока – одного из ведущих физиков-теоретиков Союза

Владимир Александрович Фок
Владимир Александрович Фок

Именно у него - Артурчика – так называли близкие Гильденбранта, Соколов учится тому, что позже обзовут «менеджмент», «продюсирование» и прокат, именно Артуру можно спасибо сказать за те азы, которые он дал будущей попсе российской, сам не подозревая, какое идеологически чуждое своим взглядам явление создавать помогает… Но к это истории опять через пару абзацев.

"квартирник" (концерт на квартире) с участием Бориса Гребенщикова (ныне иностранного агента и "врага")
"квартирник" (концерт на квартире) с участием Бориса Гребенщикова (ныне иностранного агента и "врага")

В юные годы Рита Суханкина не страдает от отсутствия внимания или нереализованности. Споря о том, кто для Риты лучшая подруга и отстаивая право с девочкой дружить, одноклассницы чуть ли не до драки бьются за право быть рядом с участницей хора, главным образом по причине её частых поездок заграницу, откуда девочка, не обделённая талантом, неизменно возвращается с подарочками и сувенирами для подруг и учителей, прощающих её незначимые огрехи, частое отсутствие по причинам поездок, давая фору и подтягивая успеваемость в случае, когда это не является критичным, а откровенно плохо Рита не училась никогда. Нет, она не слыла отличницей или хорошисткой, но и откровенной двоечницей назвать её было бы неправильно с точки зрения реальности объективной. Но подробней об этом чуть позже, опять прочим героям пару абзацев посвятив.

типичная советская школа 1981 год. иллюстрация.
типичная советская школа 1981 год. иллюстрация.
Маргарита Суханкина с отцом и братом Павлом. Семейное фото.
Маргарита Суханкина с отцом и братом Павлом. Семейное фото.

Выбирая временную и постоянную точку встречи с миром, его глубокий смысл, познание и философские основы, Андрей Литягин мечтательно взирал сквозь стеклянные окна «Берёзки» на суетящихся в её залах счастливых обладателей заветных «чеков», открывающих возможность купить в закрытой товарной сети страны почти победившего социализма так нужные гражданам этой страны товары из «загнивающего забугорья». В этом гордом одиноком созерцании плодов красивой жизни и отдельных атрибутов её, к Андрею вежливо обратился дружинников отряд, поинтересовавшись, что делает молодой человек столько времени у магазина в урочные часы. Молодой человек, подобно героине Одри Хепборн из «Завтрака у Тиффани», просто думал, немножко мечтал и строил планы. В голове почти сложился понятный план движения по жизни и план «B)» на случай сбоя на научной лестнице к успеху. Но об этом плане и его реализации чуть ниже абзац. Пока вернёмся к девушке Рите.

Московская "Берёзка".
Московская "Берёзка".

А девушка проворная и молодая солировавшая почти во всём, что хор исполнял, в очередях в «Берёзку» не стояла, имея возможность не только лично посетить основательно «загнившую заграницу», но и купить и привезти себе и родным вещей, которым бы позавидовал любой столичный «фарцовщик» - так именовались граждане страны Советов, продававшие согражданам вещи из-за рубежа, куда сограждане эти попасть не могли по причине «нечего там делать» - как выражались чиновники почти победившего в тот момент мирового коммунизма, подозревая собственный народец в желание «гниль запада» вдыхать, а то и на ПМЖ туда переместиться, что никак не отвечало заветам Ильича ни верному курсу партии и правительства, ведущего коммунистических тружеников к заветной гегемонии труда, ни всему, что о западе вещал вездесущий телевизор. Впрочем, отличать реальность от извергаемого телевизором, умные граждане научились уже тогда, в далёких 80-х, передав знания детям ныне живущим. Разницу и Рита отличать научилась достаточно быстро. Впрочем, не об этом история наша… К Рите через абзац-другой.

Виниловая пластинка группы BoneyM - шик времён развитого социализма.
Виниловая пластинка группы BoneyM - шик времён развитого социализма.
группа ABBA на программе Music Laden, что смотреть могли исключительно "счастливчики" "за бугор" выезжавшие.
группа ABBA на программе Music Laden, что смотреть могли исключительно "счастливчики" "за бугор" выезжавшие.

Думал ли наш герой общаясь в вестибюле станции метро с девушкой Жанной, как залезть ей под недлинную юбку или нет, история умалчивает, молчит об этом и сам Соколов, рано, как и о том, стала ли симпатия и его так и не осознанный порыв мотивацией к последующей организации выступлений в Москве группы «Браво» с очень эффектной и бьющей наотмашь врождённой энергетикой вокалисткой, с которой Соколову может быть и хотелось провести побольше минут наедине, не известно.

Главные действующие лица молчат, одно можно сказать совершенно точно – ничего интимного между Соколовым и девушкой Жанной в то время не случилось.

Жанна Агузарова
Жанна Агузарова

Скажу больше: не случилось и не случится никогда. К лучшему это или нет, как знать… Свидание было милым и недолгим, завершившись предельно вежливо со стороны мужской, а юная Жанна встречей осталась довольна и выслушав юношу, впорхнула в вагон метро в своей юбочке недлинной, щекоча фантазии попутчиков случайных, не знавших в ту минуту, что эта юная особа очень скоро будет щекотать не только сексуальные фантазии коленками своими но и звучать, как принято сейчас говорить «из каждого утюга»…

столичное метро.
столичное метро.

«High society, high society girl Livin' in a high society, high society world» - неслось из динамиков магнитофона юного науки гранитогрыза, вливая в мозг новый планы на жизнь. И в них сильно стачивать о «гранит» юноша не сильно и стремился, а, ставшая любимой на какой-то временной отрезок песня датчан из «Laid Back» ( вот ссылочка на неё: dzen.ru/video/watch/6646000a98349669887dd01e) открывала понятные умному мальчику перспективы. Удача могла обрести основу, запах и смысл, без критичных самопожертвований средством разжёвывания пищи, с которым хотелось до глубокой старости дожить и в бедности её не встретить. И high society girl могли поспособствовать этому очень и очень, вкупе с набором дополняющих картину штрихов. Важным в концепте был и внешний образ, обаяние, чувство стиля, просвещённость и логичный мысли ход, то, как он говорит о вещах очевидных, простых, обыденных, не наукоёмких. Всему этому нужно и предстояло научиться и этой учёбе, не за партой, а анализируя и наблюдая, будущий композитор группы Литягин Андрей отдаёт всё своё свободное время, логично понимая, что время, потраченное на себя, не может быть временем, потраченным даром…. Оторвёмся от него, поговорив об очередном персонаже.

девушки, свободные, богатые и обеспеченные из-за границы
девушки, свободные, богатые и обеспеченные из-за границы
"золотая молодёжь" советского образца.
"золотая молодёжь" советского образца.
денежные купюры банка СССР.
денежные купюры банка СССР.

Валятся без чувств под стойкой бара – занятие опрометчивое, можно пропустить массу интересных вещей, происходящих вокруг, ну или загреметь в вытрезвитель с комплексом сопутствующих малоприятных мероприятий и «приятной» депешей по месту работы.

бармен советского разлива.
бармен советского разлива.

Ни того, ни другого Мише Кирсанову совсем не хотелось. Его жизнь входила с фазу активности творческой и трудовой, при этом творчеству Кирсанов старался уделять внимание больше, чем труду, видя в творчестве и труд и источник ели не обогащения, то возможности достойно проживать свои дни. Миша видел себя бунтарём, философом, создателем новых идей и музыкальных концепций, сам несколько творческих идей одновременно развивая, в надежде, что выстрелит хоть что-то из… С этой надеждой творческие идеи обсуждая в узком кругу единомышленников в баре недалеко от дома, куда по приятельски пускал компанию знакомый знакомого, сам жаждущий к творчеству если не примкнуть, то хотя бы с ним соприкоснуться…

алкоголь времён СССР.
алкоголь времён СССР.

Через год творческих посиделок у Кирсанова появилась собранная из невесть-чего домашняя студия, четырёхканальный магнитофон, представление о том, что хотелось бы создать и записная книжка молодых и рвущихся музыкантов и деятелей творческих, готовых проявить себя и влиться талантом в один из создаваемых Кирсановым коллективов, а их было аж три, где помимо ранее упомянутой и вошедшей в историю «Зоны активности», играющей нью-вэйв, значился созданный с гитаристом Прокловым хардовый «Тяжёлый характер».

Самодеятельный ансамбль времён СССР (иллюстрация на тему).
Самодеятельный ансамбль времён СССР (иллюстрация на тему).
Синтезатор Korg Roland Yamaha - мечта советских музыкантов.
Синтезатор Korg Roland Yamaha - мечта советских музыкантов.

Ошибочно считать, что это были стабильные составы с репетиционным графиком, редкими концертами и чётким распределением ролей. Всё варилось само собой, люди приходили, вливались, перетекая из проекта в проект, уходили быстро заменялись новыми, такими же молодыми и рвущимися, не зацикленными на сиюминутной выгоде или сессионных гонорарах. У всех было одно желание – проявить себя, создать что-то уникальное, с возможностью добиться популярности и уже потом на этом заработать. Почти так Кирсанов выцепил из группы «ДК», игравшей смесь панка и рока клавишника по имени Литягин и предложил заехать, познакомиться и поговорить. Литягин от предложения не отказался – возможность использовать возможность в те годы редко кто отметал.

молодой Литягин Андрей. не с клавишами, а с гитарой
молодой Литягин Андрей. не с клавишами, а с гитарой

К тому моменту в активе у Кирсанова был и Проклов Сергей – прекрасный гитарист, грезящий собственным творческим коллективом. Коллектив обозначился, как «КРИК», а на роль создателя тексов своих песен, преимущественно в стиле «рок», для первого альбома, названного «Рок под ритм-бокс», Проклов позвал, уже знакомого нам, Валерия Соколова, с которым был знаком совсем чуть-чуть, но оба были с физтеха, что сближало, и умный Соколовский вид и видимость понимания сути рыночной конъюнктуры, не оставляли сомнения в том, что этот молодой паренёк сделает «правильные тексты»…. До «правильных текстов» для «Миража», ставших революционными для времени своего, оставалось пару лет и это расстояние в описание всего творящегося до «Миража» мы преодолеем достаточно быстро. Обозначив этом абзаце важный момент – именно благодаря Кирсанову, знакомство с которым переросло в периодические посещения его «творческой лаборатории», где варились все и создавался музыкальный продукт, Соколов с Литягиным встретились, познакомились сошлись и стали мыслить в тот момент почти параллельно. Цель была общая для двоих – создать достойный продукт музыкальный, отвечающий запросам большинства жителей Союза Советских, но подход и пути решения были скорее научными, нежели привычно музыкальные, как было принято в годы те…

Андрей Литягин и Валерий Соколов с группой "Мираж" первого состава.
Андрей Литягин и Валерий Соколов с группой "Мираж" первого состава.

Наблюдая за тем, как сын уверенно двигается к своему будущему, а вместе с ним успешной карьере, мать Литягина откровенно хвасталась успехами сына. Вот он школу закончил почти на отлично, в институт поступил московский авиационный, идёт по отца «протоптанному пути»! Всё это не без помощи друзей покойного отца, помощь которых в семье не обсуждалась, подругам, как причина успехов не была преподнесена, не озвучивалась даже собственному сыну – мальчик быть должен уверен, что «всё сам», без протекций и нужных слов, сказанных в определённых кабинетах.

"определённый кабинет" советского периода...
"определённый кабинет" советского периода...

Верил ли в свою исключительность сам Андрей, доподлинно не известно, но знамя поднятое, гордо нёс, не стесняясь бравировать потомственным талантом, помня об аэродромах запасных и из виду их никогда не теряя. Оказавшись в ВУЗе и быстро оглядевшись, тут же вывел себе в «други» мальчика полезного и родителями эту полезность подкрепившего. Мальчика звали Букреев Александр, по всем приметам пахло от мальчика загранкой – и не случайно – отец Букреева Саши служил начальником транспортных служб ГКС – Государственного Комитета по внешнеэкономическим Связям, из ЧССР и Югославии не вылезал, а потому внешне отпрыск был упакован «на отлично», карманные деньги всегда имел, и с ним легко и просто композитор наш сошёлся.

Московский Авиационный Институт
Московский Авиационный Институт
Букреев Александр времён продюсерства группы "Мираж" (интервью для Ленинградского ТВ)
Букреев Александр времён продюсерства группы "Мираж" (интервью для Ленинградского ТВ)

Позже их дружба будет крепиться, расшириться, дав обоим неплохой «навар». Букреев возьмёт в своё управление коммерческое чудо с названием «Мираж», станет «чудо распорядителем», заработав на этом не только мешки лаве, но и несколько структур коммерческих и даже банк, долго оставаясь партнёром не только старого друга Андрея, но и проектов музыкальных и околомузыкальных, создаваемых и патронируемых под брендом «Мираж», формируя составы, отправляя их на гастроли, решая вопросы с «крышами» и не давая никого из «миражовцев» обижать, до момента пока группа с названием «Мираж» оставалась коммерчески интересной, что «накрылось» в один момент, когда друг Букреева Литягин сам «выстрел себе в ногу» не произвёл на «Огоньке» новогоднем, но до этого мы в последующих главах доберёмся, сегодня вспоминаем о другом.

группа "Мираж" с Татьяной Овсиенко на пике популярности своей.
группа "Мираж" с Татьяной Овсиенко на пике популярности своей.

Из почти однородной и преимущественно серой массы граждан страны практически победившего социализма, юная Рита выделялась более чем… И о причинах этого выше уже писалось. Вместе с подружкой из хора Оксаной нарядившись и прихорошившись, в выходные они «тусовались», как сейчас принято говорить по модным местам, желая чем-то себя развлечь. Отец Оксаны – был творческая единица – художник – звёзд с неба не хватал, но и голову носил гордо.

выставка художников в СССР начала 80-х.
выставка художников в СССР начала 80-х.

К интеллигенции творческой Оксана, недолго думая тоже себя приписала, для поддержания уверенности в сказанном, посещая выставки отца и с большим удовольствием проводя время в модной молодёжной локации, именуемой «дискотека». Компанию Оксане неизменно составляли подружка её лучшая – Суханкина Рита, которая сама была очень и очень, и появляться с подобными девушками в местах людных было по тем временам «шиком». Более чем!

семейное фото Суханкина Маргарита с братом Павлом
семейное фото Суханкина Маргарита с братом Павлом

Сообщив свое мифическое расписание занятий и встреч вне института, Андрей пообещал вернуться до полуночи и попрощавшись с матерью устремился по лестнице вниз – на воздух. Желания ехать на учёбу не было никакого. Зато хотелось выпить в шумной компании или прямо сейчас отыметь горячую и стройную красотку лет 17-20, не старше! Разделить желание было с кем и раз не в первый. Датчане из Laid Back с high society girl всё ещё жили в голове, прокладывая юноше нужные маршруты, где high society girl водились в количествах необходимых, были воспитаны, милы и готовы к удовольствиям быстрым, не отягощаясь отношениями, штампами в паспорте или клятвами о «любви до гробовой доски».

советские студентки на застолье.
советские студентки на застолье.
почти любовь... периода 80-х.. штампами в паспорте не отягощённая...
почти любовь... периода 80-х.. штампами в паспорте не отягощённая...

Одна беда, «совокупление с талантливым студентом» в ежедневнике high society girl не было записано не то, что на ближайшие дни — на весь год последующий! Оставалась загадочность, харизма, понты и немного денег друга, которые Букреев Саша на «вылазки» в места обитания high society girl не жалел ни для себя, ни для лучшего друга. А совершались «вылазки» на выставки, в театры, дома отдыха работников МИДа и прочих очень и очень влиятельных структур, где найти себе наследницу с родителем достойным Литягин надежды не терял. В конце концов он найдёт себе дочь работника МИДа, они поженятся, в браке родится дочь, но история эта возникнет в своей логичной хронологии, не сейчас!

здание Министерства Иностранных Дел СССР
здание Министерства Иностранных Дел СССР

Пока вернёмся к тем временам, когда «охота» на принцессу только велась и в тот вечер друзья – Буреев и Литягин решили отправиться в Дом Художников на крымском валу, где выставлял свои работы модный художественный бомонд и открылась дискотека с коктейлями и коньячком и, где этот бомонд тусовался. Там и решили «порыбачить» в тот вечер два охотника на high society girl.

дискотека в СССР
дискотека в СССР

По словам ближайшего товарища Андрея – Букреева Саши – в институте Литягин был активен, ярок, дружелюбен и на первом курсе начал репетировать с неким джаз-бендом. Судьба этого бенда, как и то, был ли в эти годы Литягин верным строителем дела коммунизма, Букреев в разговоре нашем вспомнить не смог, как и отверг тот факт, что им – Букреевым – Литягин с первого дня их знакомства пользовался, как кошельком, быстро вычленив сына «непростого родителя» из студенческой толпы, отметив всё плюсы дружбы с перспективным товарищем, отец которого работал заграницей. И хотя в дальнейшем Литягин с Букреевым стали партнёры, а сам Букреев получил из рук Летягина в управление «Мираж» со всей лавиной клонов, которые сам Букреев и плодил, на чём друзья зарабатывали очень и очень неплохо, но в те далёкие годы, по мнению свидетелей «студенческой дружбы», Букреев больше был нужен, как кошелёк из обеспеченного семейства… Но, как бы там ни было в описываемый вечер друзья поехали в ЦДХ. С одной лишь целью – девушек себе найти для всего логично вытекающего из определения «есть девушка у меня» ...

любовь в общежитие советском
любовь в общежитие советском

Так почти незаметно мы подтянулись моменту, когда жизнь открыла всем обозначенным героям горячую кипящую копилку сюрпризов. И название той точки сведения всех судеб и событий в один талантливо рождённый результат – ЦДХ.

ЦДХ на Крымском валу
ЦДХ на Крымском валу

Отчасти благодаря этой точке на карте Москвы, в почившем СССР, появились все признаки того, что в мире капиталистическом «шоу-бизнесом» именуют, а народ, пусть и тепло, принимая новые творения композиторов страны, получил то, что казалось и родней и ближе во сто крат! Принимая новые явления рождённого шоу-биза с любовью, фанатизмом, восторгом, истериками и слезами на глазах.

на концерте "Миража".
на концерте "Миража".

Торопиться было некуда, но все равно она шла быстро, время от времени с извинениями задевая кого-нибудь из множества людей, бродивших, как и всегда в это время дня, по метро вестибюлям. Возможно, это было так, а возможно договорившись с Оксаной съездить в ЦДХ девчонки взяли такси и красиво ехали на жёлтом авто по улицам и проспектам, не подозревая, что одна из них едет к будущему своему, на многие годы изменившему жизнь, планы и всё, что касалось сугубо личного в них. Изменится всё. И этой «одной» была Суханкина Рита.

Семейное фото Суханкина Маргарита с братом Павлом.
Семейное фото Суханкина Маргарита с братом Павлом.

Супер-модная, в сногсшибательных кроссовках, джинсах, курточке и джинсовой юбке «в обтяг» Рита ярко и модно выделяясь на фоне обычных «студенток из толпы»…В зале дискотеки они возьмут «Байкал» или «Пепси», кофе с капелькой «Амаретто», несколько бутербродов и сядут за столик, взирать на танцующих, оценивая «достойных» и изредка выводя себя на танцпол, покрутить бедрами и лучше к «достойным» приглядеться. Компания девчонок очень модных была совсем не против знакомство завести. И желающие ответить нашлись достаточно быстро в лице героев наших композитора молодого – Литягина Андрея и друга его Букреева Саши. Юноши учтиво улыбались, девушки кокетливо отвечали, знакомство завязалось быстро.

иллюстрация на барную тематику
иллюстрация на барную тематику

Задница у него в целом была неплохая, высокий, стройный с биркой LEE в аккуратно простроченной розовыми нитками американской джинсе или не американской, а местной, цеховой, но Литягин смотрелся очень и очень неплохо. Бравадно уверенный в себе и очень желая таковым казаться, он вёл беседу неспешно, умно поправляя очки и акцентируя многозначительными паузами нужные слова в разговоре. Хотела ли трахнуться с ним Рита – совсем нет, ни тогда, ни спустя годы, хотя лет несколько назад канал НТВ шумно об их романе заявлял – всё ерунда. Да и Литягин в тот вечер выбрал себе совсем другую – Оксану – о чём Рита ничуть не пожалела – найдётся ещё в жизни достойный мужчина – она – жизнь – только начиналась для неё…

знакомство в баре. иллюстрация к тексту, без исторической привязки и не более того
знакомство в баре. иллюстрация к тексту, без исторической привязки и не более того

Существует множество ситуаций в жизни, когда женщина находится в положении, особо опасном для сердечных ран, жаждет любви, новой встречи, ласки, красивых слов и цветов, которые «любимый» дарит. Почти в похожей ситуации в тот вечер Оксана и была, хотя «поклонники» и «воздыхатели» у стильной девушки всегда были в достатке. Но в тот вечер знакомство быстро состоялось, а симпатии разбили героев на парочки, пока не влюблённых, но всецело об этом помышляющих. Литягин, что объяснимо, клюнул тогда на Ритину подругу Оксану, а у Букреева завязался с сестрой Оксаны роман - Ольга влюбилась в Сашу почти сразу и любила его почти год, намереваясь склонить к «на себе женитьбе». Но любовь и свадьба не сложились, а вскоре и роман Литягина с Оксаной жить долго приказал, да так, что Оксана больше слышать имени его не хотела, уверяя подругу, что «более скупого человека» не встречала никогда. Надо отдать должное, правде, Оксана была девочкой расчётливой, нацеленной на результат и на «состоятельного мужчину», поэтому нищеброд Литягин, показавшийся на первой встрече многообещающей творческой единицей, её не сильно интересовал, даже тем, что «мороженное просто так не купит». Но прежде, чем их расставание случилось, дверь хлопнула, герои расстались навсегда, имели место события, в немалой степени повлиявшие на событийный ход. О них сейчас несколько абзацев.

так подавалось мороженное в кафе Советского Союза.
так подавалось мороженное в кафе Советского Союза.

«Zoo-Zoo, Zoo-Zoo, Zoo-Zoo» ритмично пульсировала голая задница Соколова совершая поступательные движение между раскинутых ног очередной красотки. Под этjn бесхитростный, но одно время, очень популярный на советских дискотеках хит группы «Bisquitte» (вот он: https://dzen.ru/video/watch/663c87fe7971997c96ff6773) и проходили проникновения будущего автора в очередную девушку страны Советов, как водится, красивую, мечтательную и молодую, плюс чуть наивную, в силу возраста и непознанности любви. А проникновение в неё части организма поэта молодого казалось юным барышням творческим соитием с Вознесенским, Евтушенко или даже Владимиром Высоцким, будь он ещё жив...

Валерий Соколов - один из создателей группы "Мираж" и автор большинства текстов "Миража".
Валерий Соколов - один из создателей группы "Мираж" и автор большинства текстов "Миража".

На этих возвышенных фразах, рассуждая о принадлежности к искусству, которое выше всего земного и незначительного и наносного, поэт натягивал брюки, весьма довольный собой, и долго рассказывал, поражённой величественностью гения, сотни раз говоренные слова о поэзии, искусстве и счастье быть частичкой его, принадлежа носителю истинного таланта, которым в тот момент совершенно искренне себя считал, убеждая очередную девулю, что ноги не были раскинуты напрасно и послужили… После этих фраз, поэт, обычно выпроваживал барышню восвояси, под предлогом срочного прикосновения к искусству и необходимости что-либо великое прямо сейчас сотворить.

Сколько в действительности было таким образом рождено будущих песен, сейчас не скажет никто, но, определённое их количество родилось именно в такой нехитрой последовательности, это точно... Самым запомнившимся произведением женской половины человечества, музой будущему поэту послужившей, была чуть нагловатая Аня, внешне похожая на немецкую певицу Nena, оставшуюся в истории с единственным хитом про «99 воздушных шаров», но именно сходством с Nena и взбалмошностью характера Аня и понравилась Соколову, с ней основатель группы и автор её хитов нехитрые поступательные движения и проделывал перманентно.

певица Нена, внешне любимая в юности поэтом Соколовым.
певица Нена, внешне любимая в юности поэтом Соколовым.

Ритуал не был наукообразен и сложен для исполнения: знакомство с девушкой, приглашение в гости на шампанское или вино, несколько бокалов для романтического настроя, катушечная «Астра-202» (сначала была радиола «Урал 112»), врубаемая на достаточную громкость, и шла красота, полная ласк и любви...

"постельная сцена" в фильме "Операция Ы и другие приключения Шурика"
"постельная сцена" в фильме "Операция Ы и другие приключения Шурика"

Как истинный романтик, грубо трахать девочек Соколов не любил, хотя случалось, что животно это делал тоже, но в случаях большинстве, предпочитал красивый постельный событийный ряд грубому марафонскому забегу. Песня «Zoo-Zoo» так и отложилась в памяти, как мелодия побед сексуальных, родившая в авторе первые юношеские оргазмы, а вдогонку и желание творческий оргазм испытать, сделав римейк на эту песню, на что Литягин был подбит, составлен действий план, принято решение задействовать Кирсановский студийный аппарат и там же обкатать возможную вокалистку.

иллюстрация к тексту и не более.
иллюстрация к тексту и не более.

Но, чтобы затея не казалась Кирсанову надувательством с Литягинской стороны, договорились, что приглашённая певица попробуется и в творениях Миши – споёт что-то для «Зоны активности» заодно. Бесхитростно, но так оно и было. Обсуждая и анализируя творчество Кирсанова, Литягин с Соколовым сходились во мнение, что музыка эта мало кому нужна и интересна, за ней ни перспективы творческой, ни денег осязаемых, а про деньги Кирсанов и сам догадывался и открыто товарищам говорил. Но, что «разговоры говорить», музыку коммерческую делать надо, подобно той, что поглощает страна на многочисленных танцполах... На том и сошлись два будущих создателя «Миража», а «пробой пера» и творческим экспериментом стала именно «Zoo-Zoo», точнее римейк, сделанный Литягиным, как эксперимент, поиск, желание попробовать и убедиться…И хотя попытки развести Кирсанова, обычно заканчиваются ничем. В этот раз он не почувствовал подвоха...

микрофон, каких не было в описываемый исторический период, просто иллюстрирующий текст.
микрофон, каких не было в описываемый исторический период, просто иллюстрирующий текст.

Но пробы под забивку Литягин решил на дому провести и всё пройти с будущей вокалисткой, на роль которой Оксану и пригласил, полагая, что роман у них долгий завязался, а значит, стоит в спутницу талантом и временем вложиться – проецируя будущую формулу шоу-биза – продюсирую всё, что трахается… Но роману быть не суждено, к тому же Оксана не была вокально так хороша, как требовалось в те минуты. Тут Оксана и вспомнила о подруге – «Да, вы же знакомы, Ритка пусть споёт, она у нас основная солистка!». Так в проекте и обозначилась Суханкина Рита, купившись на уговоры подруги, ещё не списавшей «парня» в утиль, и всеми чакрами таланту молодому протекцию готовая оказать.

иллюстрация к тексту на тему и не более того...
иллюстрация к тексту на тему и не более того...

Уверения Оксаны, что «лучше Риты никого не найдёшь», роль свою сыграли, запись назначили сразу в студии. Кирсанов к назначенной записи подготовил песню «Заревел мотор» и очень хотел, чтобы молодая певица похоже поревела, поинтонировала – петь ничего особенно не требовалось вообще. Но именно это «ревение» мотором Суханкина позже чаще всего о первой записи с Литягиным говоря и вспоминала…

гитара студийная. иллюстрация на тему.
гитара студийная. иллюстрация на тему.

Хотя для Литягина писала она песню «Снежный человек» - долго остававшуюся просто первым экспериментом в коллекции композитора и позже отданную, как «без дела валяется лет столько» группе «Маленький Принц» с Сашей Хлопковым – ещё одним осколком «Миража», до этого момента исполнявшего роль клавишника группы с «расчёской» на плече. Вот он, кстати, с длинной шевелюрой, в видео этом запечатлён киношно – кинокартина называлась «Наш человек с Сан-Ремо» dzen.ru/video/watch/6574790327981511f07c23cd и об этой странице в истории группы позже разговор…

Группа "Маленький Принц" с солистом Александром Хлопковым - выходцем из "Миража".
Группа "Маленький Принц" с солистом Александром Хлопковым - выходцем из "Миража".

Нужные слова в нужное время могут изменить жизнь. Правильное решение и подавно. И хотя большое видится на расстояние, утешаясь мыслью, что всё сделано ровно, как надо, в нужном месте и в нужное время, с не менее правильными людьми, Выбор, которых исключительно верен, Соколов. очень и очень возлагавший на последнее особые надежды, топал домой, размышляя об образе будущей певицы, как и какие слова она будет и должна говорить, чего, как женщина хочет и ждёт, как будет общаться с любимым мужчиной, отметая, как ненужную шелуху воз стихотворной лирики авторов советских, где страдания и вечный в подушку женский вой никак не мог быть близким по духу тому, что несла новая жизнь, новая музыка и новая культура, то, чем должен был стать «Мираж» с первых строк песен первого альбома…

Валерий Соколов - один из создателей группы "Мираж" и автор большинства её текстов.
Валерий Соколов - один из создателей группы "Мираж" и автор большинства её текстов.

То, что коллектив будет женским, Соколов утвердился во мнение, во многом, благодаря «Браво» с Агузаровой Жанной и «Смещению» с Олесей Троянской, а не благодаря позже разросшейся практике «трахаю, что поёт», очень характерной для российской поп-индустрии, впрочем, не только для неё… Анализировать это явление не буду, отметив, что на календаре в нашем рассказе значится год 1984-й и до рождения «Миража», а вместе с ним и музыкальной индустрии, какой мы видим её сейчас, оставался год. Но об этом в следующей главе, где интересного ожидается немало. Смею обещать! Вся летопись же плавно перетечёт в сценарий полнометражного фильма, который тоже обещается скоро и очень … А пока можем насладиться тем, что «Миражом» называлось, по ссылочке этой: dzen.ru/video/watch/65c23e07f4481c0547648605

Группа "Мираж" с солиткой Татьяной Овсиенко
Группа "Мираж" с солиткой Татьяной Овсиенко

#Мираж #ИсториягруппыМираж #ХитыСоветскогоСоюза #легендарныйМираж #ТанечкаОвсиенко #СашаХлопков #АлексейГорбашов #песняиздетства #1987 #Историяроссийскогошоубизнеса #ВоПолеБерёзаСтояла #песнимолодости #ЗонаАктивности #Мираж #ТатьянаОвсиенко #эпохавжизнистраны #легендыСССР #легендысоветскойэстрады #легендарныйМираж #ЗвёздыНасЖдутСегодня #онивзрывалидискотеки #Дискотека80х #СуханкинаМаргарита #легендыСССР #советскаяэстрада #детскийхор #ДворецПионеровНаЛенинскихГорах #перваясоветскаясупергруппа #минтура #Браво #винтиловонаконцерте #ЖаннаАгузарова #МузыкальныйРинг #Примадонна #АллаПугачёва #ЕвгенийХавтан #ВалерияСоколов #СветланаРазина #АндрейЛитягин #Юраизвини #БольшойДетскийХорВсесоюзногоРадиоИТелевидения #АртурГильденбрант #Артурчик #хиппивСССР #строителикоммунизма #продюсер #промоутер #Смещение #ТроянскаяОлеся #академикФок #лучшаяподруга #манящаязаграница #магазинБерезка #Берёзка #загнивающийЗапад #московскоеметро #красивыедевичьиколенки #свиданиевметро #изкаждогоутюга #Highsocietyhigh societygirl #LaidBack #барыСССР #СССР #вытрезвитель #МихаилКирсанов #творческийбомомнд #молодыеребята #творческиеединомышленники #домашняястудия #четырёхканальныймагнитофон #молодыемузыканты #рвущийсямолодняк #группаТяжёлыйХарктер #группаДК #СергейПроклов #группаКрик #РокПодРитмБокс #физтех #рыночнаяконьюнктара #революционныетекстыМиража #успехисына #МосовскийАвиационыйИнститут #нужныелюди #полезныйдруг #БукреевАлександр #ГКС #ГосударственныйКомитетповнешнеэкономическимСвязям #упакованнаотлично #мешкилаве #НовогоднийГолубойОгонёк #модныедевочки #ЦДХ #крымскийвал #шоубизнесроссийский #Байкал #Пепси #Амаретто #джинсы #Lee #ZooZooZooZoo #Bisquitte #носительистинноготаланта #Nena #99воздушныхшаров #99Luftballons #вСССРсексанет #Астра202 #Урал112 #римейк #Заревелмотор #домашняястудия #Снежныйчеловек #СашаХлопков #АлександрХлопков #МаленькийПринц #клавишникМиража #1984 #музыкальнаяиндустрия