Адмиралтейский якорь: загадка старинной находки на дне Ладожского озера

134 прочитали

Символ надежды и долгих странствий, надежный спутник, без которого невозможно представить ни одно судно. Якорь изобретение древнее, ставшее с появлением судоходства его неотъемлемой частью, приспособлением за долгие века доведенным до совершенства.

В ходе экспедиции "Утраченный звон", в мае 2024 года, участниками научно-исследовательского проекта 1XPEDITION была сделана интересная находка. Проверяя точки, намеченные гидрографами "Морская Геодезия" для погружения, дайверы обнаружили старинный якорь конца XIX-начала XX века.

Адмиралтейский якорь на дне Ладожского озера
Адмиралтейский якорь на дне Ладожского озера

По мнению участников проекта, акватория озера весьма перспективна для изучения, потому что хранит в себе немало артефактов, связанных с  хозяйственной деятельностью людей, населявших его побережье, историями войн и мирного судоходства. Косвенно это подтверждают события истории.

Многие века Ладожское озеро имело огромное стратегическое значение. Здесь проходили торговые пути, позволявшие мирно взаимодействовать людям разных стран. Всякий раз этими маршрутами пользовались и путешественники. Свои права на владение Ладогой в разные времена предъявляли шведы, финны, русские в результате чего происходило множество военных конфликтов: гибли люди, военная техника, печальным образом пополнялась коллекция экспонатов подводного музея Ладожского озера.

Изучение дна Ладожского озера
Изучение дна Ладожского озера

Старинный якорь дайверы обнаружили в акватории острова Валаам, примерно в ста метрах от берега.

Александр Архипов, участник научно-исследовательского проекта 1XPEDITION:

«Обследуя дно на глубине 14 метров, на свале  камней я увидел якорь. На дне не было ила, только скальная порода, поэтому якорь  под углом 45 градусов был очень хорошо виден.  Якорь больших размеров, обвит цепью, видимых деформаций нет. Вес, приблизительно, килограмм 200-300, в высоту что то около двух метров. Что то еще сказать сложно, необходима расчистка объекта».

Якорь больших размеров, обвит цепью...
Якорь больших размеров, обвит цепью...

С целью дальнейшего изучения якоря археологами, было принято решение поднять его  на борт исследовательского судна.

Дайверы 1XPEDITION готовят подъемные парашюты
Дайверы 1XPEDITION готовят подъемные парашюты

Сергей Ольховский, научный сотрудник института археологии РАН, заведующий центром подводного наследия, участник научно-исследовательского проекта 1XPEDITION:

«Речь идет о находке классического адмиралтейского якоря. Металлический цельнолитой, с неподвижными лапами, опутан цепью, которая, скорее всего, не принадлежит этому якорю. Размер звеньев цепи очень маленький и явно эта цепь не выдержала бы серьезных рывков, на которые конструктивно был рассчитан адмиралтеец».

Крепление электрической лебедки с научно-исследовательского судна Анастасия к якорю
Крепление электрической лебедки с научно-исследовательского судна Анастасия к якорю

Размышляя над этой загадкой участники экспедиции выдвинули несколько предположений. Возможно якорь был утерян и с помощью найденной цепи его пытались поднять на борт судна. Возможно, якорь использовался как становой на  якорных стоянках при благоприятных погодных условиях. Возможно кто то мог зацепиться за него маленьким якорем и оставить цепь.

Подъем якоря на судно Анастасия
Подъем якоря на судно Анастасия

Станислав Трофимов,  участник  научно-исследовательского проекта 1XPEDITION:

«Якорь имеет наросты, следы коррозии и ржавчины. Для сохранения объекта долгое время находившегося в воде, а затем поднятого на поверхность, необходимы специальные условия: комплекс мер по по очистке и консервации. Этим могут заниматься только специалисты, которым мы его и передали. По завершению работ объект будет представлен в экспозиции военно-исторического музея города Орла».

Команда изучает поднятую находку
Команда изучает поднятую находку

В непосредственной близости от якоря участниками проекта были сделаны несколько находок хозяйственного толка: сапоги, бутылка, корабельный подсвечник, элемент керосиновой лампы и ведро.

Сергей Ольховский, научный сотрудник института археологии РАН, заведующий центром подводного наследия, участник  научно-исследовательского проекта 1XPEDITION:

«Предметы, которые находились рядом с якорем, дают возможность предположить, что в этом месте погибло судно. Вероятно, его нам еще предстоит обнаружить».

Научный сотрудник института археологии РАН, заведующий центром подводного наследия Сергей Ольховский рассматривает первые находки со дна Ладожского озера
Научный сотрудник института археологии РАН, заведующий центром подводного наследия Сергей Ольховский рассматривает первые находки со дна Ладожского озера

К концу XIX века адмиралтейский якорь приобрел большую популярность. Его использовали повсеместно крупные промысловые, спортивные суда, баржи вплоть до 70-х годов XX века. Однако несмотря на надежность проверенную временем: хорошую держащую силу,  эффективную работу в разных грунтах и простоту конструкции, адмиралтейский якорь был довольно громоздким и требовал сноровки в работе.

Адмиралтейский якорь со дна Ладожского озера
Адмиралтейский якорь со дна Ладожского озера

Не раз фиксировались  случаи травм экипажа при работе с якорем в плохих погодных условиях. В некоторых случаях якорь мог быть даже опасным. Известны случаи, в том числе  с жертвами, когда раскачивающийся якорь пробивал лапой борт или днище корабля. Такой вариант развития событий, по мнению участников экспедиции, возможно, мог иметь место. Исключать его мы не можем.

Судна теряют якоря, новости в этом нет. Шторм, сильный ветер, кораблекрушение, сложный рельеф дна.

В 1944 году вблизи района обнаружения якоря располагалась финская батарея.

Игорь Сазеев, экскурсовод паломнической службы Валаамского монастыря:

"Вполне вероятно, что какие-то корабли могли туда подходить и, возможно, якорь запутался за какую то гряду или еще что-то. Здесь очень сложный рельеф дна: мелкие места и тут же обрыв, очень глубокое место. Возможно, судно, которое доставляло туда материалы или вооружение, потеряло этот якорь".

Финская колючая проволока прекрасно сохранилась
Финская колючая проволока прекрасно сохранилась

Предположений много. Подсказкой могут служить клеймо мастера и год изготовления якоря. Эти данные позволят соотнести найденный якорь с определенной эпохой и событиями, происходившими в этот временной период.

В настоящее время якорь изучают подводные археологи, историки. Возможно, в ближайшее время они обнародуют результаты своих исследований, которые помогут нам разгадать загадки старинного якоря.