747 подписчиков

Некрополь Донского монастыря. Часть 4

Продолжаем экскурсию по самому примечательному некрополю Москвы.

Не только герои и их добродетельные супруги похоронены здесь. И на первый взгляд может показаться странным, что на освященной территории нашлось место и захоронению печально известной Дарьи Николаевны Салтыковой, по прозвищу "Салтычиха" (1730-1801).
После смерти супруга Глеба Алексеевича Салтыкова в 1755 году (кстати, он был похоронен, со слов экскурсовода, в подклете Большого Донского собора), будучи еще очень молодой женщиной, Дарья Николаевна спустя полгода как с цепи сорвалась. Сначала просто избивала прислугу поленом, а потом, видимо, вошла во вкус и перешла к пыткам. Не буду приводить подробности ее бесчинств, не об этом речь.

Её дело стало поистине беспрецедентным для тех времен. Мы все прекрасно знаем, как в России относились к крепостным крестьянам. Тем более что Салтычиха была очень, очень богата и невероятно знатна, через брак породнившись даже с царской фамилией (матерью Анны Иоанновны была Прасковья Федоровна Салтыкова, супруга Ивана V). Неудивительно, что жалобы на бесчинства озверевшей помещицы были проигнорированы и при Елизавете Петровне, и при Петре III. А участь жалобщиков при этом была незавидной, их били кнутом и ссылали в Сибирь.

Но тут на престол взошла Екатерина II.
Императрица любила закон, так что никакие взятки и высокое положение на сей раз Дарье Николаевне не помогли. Судебное разбирательство длилось целых 6 лет, и хотя жертвами Салтычихи называют не менее 139 человек, суд доказал убийство только 38 человек, плюс помещица была "оставлена в подозрении" в убийстве еще 26 человек. Но и этого хватило.

Салтыкова была лишена дворянского звания и фамилии (как девичьей, так и полученной в замужестве), отстояла прикованной к позорному столбу на Красной площади под табличкой "мучительница и душегубица", а после пожизненно заключена в подземной тюрьме Иоанно-Предтеченского женского монастыря. Там она провела 33 года, до дня своей смерти.

Возможно, власти посчитали, что хоронить родовитую даму за церковной оградой, как было принято хоронить убийц и разбойников, будет уж слишком. Или полностью отбытое наказание искупило ее вину? Как бы то ни было, могила Дарьи Николаевны Салтыковой находится в освященной земле Донского монастыря. Рядом — надгробие одного из двух ее сыновей, Фёдора.

Интересный литературный казус: в книге "Кладбищенские истории" Бориса Акунина (Григория Чхартишвили) надгробие Дарьи Николаевны описано так:

"Что же до Салтычихи, то на ее надгробии время не сохранило ни единого слова и ни единой буквы. Она существовала на самом деле, московская помещица Дарья Николаевна Салтыкова, замучившая до смерти сто крепостных, — вот единственное, что подтверждала могила. Но чудовища не поддаются дефиниции, устройство их души темно и загадочно, и самый уместный памятник монстру — фигура умолчания в виде голого серого обелиска, напоминающего силуэтом загнанный в землю осиновый кол".

С легкой руки Акунина идея пошла гулять в интернет, так что если набрать в поисковике "Могила Салтычихи", то в 50% случаях выведется "обелиск, напоминающий осиновый кол". И, судя по старым снимкам, там раньше и иконка стояла, и цепь с крестиками висела по количеству погубленных душ.

Надгробие неизвестного, которое приписывают Салтычихе
Надгробие неизвестного, которое приписывают Салтычихе

Экскурсовод упоминала, что и в наши дни (теперь уже к "правильному" надгробию) постоянно приходят люди, и охраны монастыря не хватает их всех гонять. То там пытаются проводить какие-то ритуалы, то вообще просят о пребывающих в тюрьме родных. Что, на мой взгляд, выглядит издевательски: получается, такие люди чуть ли не канонизируют Салтычиху? Да вон посмотрите на снимках, там кто-то конфеты оставил...

Чтобы уже закончить с Салтыковыми, упомяну еще надгробие графини Натальи Юрьевны Салтыковой, в девичестве Головкиной (1787-1860). На ней прервался род Головкиных, известный с 1707 года, в связи с чем рожденному в этом браке сыну Алексею дозволили носить двойную фамилию Салтыковых-Головкиных. Но всё было напрасно, Алексей также не оставил сына, и майорат Головкиных, учрежденный еще отцом Натальи Юрьевны, отошел к одному из Голицыных.

Надгробие Натальи Юрьевны Салтыковой
Надгробие Натальи Юрьевны Салтыковой

Давайте немного поговорим и о других людях, которые здесь похоронены. Только теперь уже не столь печально известных.

Александр Петрович Сумароков (1717-1777) вошел в историю как один из основоположников русского театра, вместе с Фёдором Григорьевичем Волковым. Частично об их совместной деятельности я писала в рассказе о некрополе Андроникова монастыря.

Отличаюсь чрезвычайной творческой плодовитостью, Сумароков писал оды, элегии, песни, эпитафии. Издавал первый в России литературный журнал, "Трудолюбивая пчела". Для театра же создал 9 трагедий, 12 комедий, 2 оперных либретто. И с самого первого произведения, вышедшей в 1747 году трагедии "Хорев", эти творения расхватывались как горячие пирожки. Причем, даже с точки зрения современников (а уж нынешних критиков и подавно), произведения были слабы и во многом заимствованы, однако факт остается фактом: и трагедия "Хорев", и написанный следом "Гамлет" (тут Александр Петрович вообще не постеснялся плагиатить), и далее "Синав и Трувор", и последующие опусы, — стали первыми драматическими произведениями в России.

И ставились в театрах до начала XIX века, в то время как могила драматурга была давным-давно утеряна. А случилось вот что. Нравом Сумароков отличался истеричным и вздорным, чересчур превозносил себя и умудрился разругаться со всеми. С Ломоносовым например, с которым поначалу вроде как даже подружился. Даже Екатерину II так достал, что был отправлен подальше от блистательного Петербурга, в провинциальную тогда Москву, но и там умудрился устроить скандал, после чего начал жаловаться императрице в письмах...

Саладин писал о смерти Сумарокова так: "Впрочем, конец его был печален. Своею нетерпимостью он оттолкнул от себя всех и, когда умер, то, говорят, похороны устроили ему нищенские из последних грошей, собранных между актерами. Пусть наш первый драматург был далеко не Шекспир, но все же как жалко, что мы не можем указать его могилу".

Час смерти

О мысли люты!
Кончается мое
На свете бытие,
Преходит житие,
Пришли последние минуты,
Пришёл ко мне тот час,
Который преселяет нас
Во мрачну бесконечность.
Отверста моему смятенну духу вечность:
Погаснут данные мне искры божества,
Потухнут мысли все и чувство вещества,
В ничто преобращусь навек из существа;
Престрашною судьбою
Расстанусь навсегда
Со светом и с собою,
Засну, и не проснуся никогда.
На то ль я, Боже мой, произведён Тобою,
Чтоб сей вкусил я страх
И претворился в прах?
Щедролюбивая и всемогуща сила
Нельзя, чтоб действие лютейшее сносила —
Восстану я опять.
Но, ах, возможно ли исчезнуть и восстать?
Когда есть Бог, возможно,
А Бог, конечно, есть, мы знаем то неложно.

А.П. Сумароков, 1759г.

В 1951 году на Донском был установлен обелиск примерно в месте захоронения Сумарокова. Сейчас он под реставрационным навесом, но доступ вполне свободен. Какой-то иронией, учитывая самомнение Сумарокова при жизни, выглядит тот факт, что при создании надгробия был неправильно указан год рождения, а еще написано — драмОтург. Посмотрите на снимок, там и сейчас четко видно, как букву О всё же исправили на правильную.

Надгробие Александра Петровича Сумарокова
Надгробие Александра Петровича Сумарокова

Философ Пётр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) был похоронен, по его завещанию, у ног Авдотьи Сергеевны Норовой, беззаветно его любившей, которая скончалась в 1835 году.

Помните стихотворение Пушкина, которое мы все, кажется, учили в школе?..
Оттуда:

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

А.С. Пушкин, 1818г.

В 1836 году в журнале "Телескоп" было опубликовано первое из "Философических писем" Чаадаева, в котором, как и в последующих "Письмах", он рассуждал об истории и дальнейшем пути России. Случился ужасный скандал, статья даже дошла до Николая I, который прокомментировал: "Прочитав статью, нахожу, что содержание оной — смесь дерзкой бессмыслицы, достойной умалишённого".
Журнал закрыли, цензора отстранили от должности, главного редактора сослали на север, а Петра Яковлевича, обвиненного в антипатриотизме и преклонении перед Западом, принудительно на целый год отправили в психиатрическую лечебницу. После "карательной психиатрии", которой Чаадаев там подвергался, он написал "Апологию сумасшедшего", неизданную при его жизни.

Творение Чаадаева раскололо интеллигенцию, еще не отошедшую от войны 1812 года и восстания декабристов в 1825 году, на западников и славянофилов.

Надгробие Петра Яковлевича Чаадаева
Надгробие Петра Яковлевича Чаадаева

Кстати о Пушкине.
На Донском кладбище вообще похоронено много родственников известных людей: бабушка Л.Н. Толстого, мать И.С. Тургенева, отец композитора С.И. Танеева (впрочем, сам композитор был тут же, но в советское время его перезахоронили на Новодевичьем) и так далее. Есть и небольшой "Пушкинский некрополь".

Расположены захоронения не очень удобно, заставлены другими надгробиями, поэтому снимок ниже немного "издалека". Светло-серое надгробие слева (с этого ракурса не видно, но там еще небольшая мраморная урна в основании) было установлено над могилой Ольги Васильевны Пушкиной, в девичестве Чичериной (1737-1802). Она была второй женой полковника артиллерии Льва Александровича Пушкина (1723-1790), дедом поэта с отцовской стороны. Собственно, один из их сыновей, Сергей, и стал отцом Александра Сергеевича.

Сам Лев Александрович был похоронен в Сергиевском пределе Малого Донского собора, но, как я понимаю, захоронение не сохранилось до наших дней. Поэт писал о нем так: "Дед мой был человек пылкий и жестокий", а еще рассказывал: "Первая жена его, урождённая Воейкова, умерла на соломе, заключенная им в домашнюю тюрьму за мнимую или настоящую её связь с французом, бывшим учителем его сыновей и которого он весьма феодально повесил на чёрном дворе".
История эта не раз опровергалась, но основания рассказывать подобное всё равно явно были. С Ольгой Васильевной супруг обращался не менее сурово, тоже натерпелась. Рассказывают, что ее, беременную и плохо себя чувствующую, муж потащил на какой-то приём, не терпя возражений, и она чуть ли не в карете родила сына Сергея.

Справа от захоронения бабушки Пушкина — два одинаковых надгробия в виде колонн, увенчанных чашами. Это могилы Анны Львовны Пушкиной (1769-1824) и Василия Львовича Пушкина (1766-1830). Это тетя и дядя поэта, дети Ольги Васильевны и Льва Александровича. И если про тетю стоит упомянуть разве что тот факт, что она так и не вышла замуж, да еще на ее смерть Пушкин написал весьма вольную элегию на пару с Дельвигом, то Василий Львович заслуживает более подробного рассказа.

Пушкинский некрополь
Пушкинский некрополь

Интересно дядю поэта описал Саладин: "Отец Василия Львовича был артиллерийский полковник и отличался жестоким характером (...) Совершенно другим человеком был сын — общительный, веселый, он сделался любимцем московских салонов. Стихи, французские куплеты Василия Львовича, его обеды, литературные вечера, оживляли московское общество. Выступить на литературный путь открыто его побудило знакомство с Карамзиным и Дмитриевым. Крайнее добродушие и простота Василия Львовича помешали ему приобрести авторитет в глазах современников и хотя его искренне все любили, но охотно смеялись над ним".

Он стал первым наставником своего талантливого племянника, познакомил его со многими значимыми людьми и самолично отвез в Царскосельский лицей. Однако талант Александра Сергеевича, ограненный и заигравший, совершенно затмил творчество Василия Львовича, который так и остался второстепенным поэтом (вполне заслуженно, впрочем), и в наше время практически позабыт. Но дядюшка был слишком добродушен, чтобы завидовать.

Вершиной творчества Василия Львовича считается поэма "Опасный сосед", написанная в 1811 году. Ее читала взахлеб вся интеллигенция, передавая списки из рук в руки (для печати текст был слишком фривольный). Приведя своего героя в публичный дом, Пушкин высмеял в поэме нравы московской знати.

Вообще, у Пушкина была очень насыщенная и полная событий жизнь. Чего только стоит внезапный бракоразводный процесс, который начала его супруга Капитолина Михайловна по причине связи мужа с "вольноотпущенной дворовой девкой". Разводили их 4 года, после чего, в 1806 году, Синод наложил на Пушкина епитимью. А он через 4 года женился (без венчания!) на 16-летней мещанке Анне Ворожейкиной, ему на тот момент получается было 44 года. Анна оставалась с ним до конца и родила пару детей.

Еще Василий Львович был фанатичным библиофилом. Тем более что он знал несколько языков, — легко говорил, читал, переводил. Его библиотека, собранная по всей Европе, с редчайшими изданиями, сгорела в пожаре 1812 года, в связи с чем поэт был совершенно безутешен. Но, поправив свои финансовые дела хоть как-то, тут же кинулся собирать новую библиотеку.

В.Л. Пушкин, неизвестный художник, примерно 1810г.
В.Л. Пушкин, неизвестный художник, примерно 1810г.

На кладбище Донского монастыря похоронены также поэт и драматург Василий Иванович Майков (1728-1778), баснописец и внезапно министр юстиции Иван Иванович Дмитриев (1760-1837), поэт и драматург, автор поэмы "Россиада" Михаил Матвеевич Херасков (1733–1807), поэт, драматург и прозаик Владимир Алексеевич Соллогуб (1813-1882), религиозный философ и ректор Московского университета Сергей Николаевич Трубецкой (1862-1905).

Но давайте расскажу еще про одно захоронение, и хватит на сегодня. На Донском слишком много тех, о ком хотелось бы рассказать больше, чем пару слов. Так что эта часть не последняя.

Александр Исаевич Солженицын (1918-2008) — личность неоднозначная, и относятся к нему очень по-разному. Не любят за критику страны, и любят тоже за критику страны. Впрочем, как критикана Чаадаева его "карательной психиатрии" не подвергали. Новому времени — новые методы борьбы с инакомыслием.

Во время Великой Отечественной войны, находясь на фронте, Александр Исаевич, убежденный коммунист ранее, начал всё громче говорить об искажении Сталиным идей марксизма-ленинизма. Так что в начале 1945 года его арестовали и отправили в лагеря на 8 лет, а после — на "вечное поселение" в Казахстан. В 1956 году Солженицыну разрешили вернуться в Центральную Россию "за отсутствием в его действиях состава преступления".

Он начал писать. Был "Матрёнин двор", потом "Один день Ивана Денисовича" и так далее, тепло принятые критиками и политиками (в период развенчания культа личности сей факт не слишком удивителен).

В 1970 году Александр Исаевич получил Нобелевскую премию по литературе.
А в 1973-1974гг. был опубликован "Архипелаг ГУЛАГ". И закономерно шум поднялся невообразимый. Солженицын был арестован, обвинен в измене стране и выслан за ее пределы. Только в 1994 году ему разрешили вернуться в Россию, власти хором (опять и снова) признали его заслуги и похоронили вот на Донском.

Кстати, крест на могилу Солженицына создал Дмитрий Михайлович Шаховской, это была одна из последних его работ: в 2016 году Дмитрия Михайловича в этом мире не стало. Знаменитые часы московского Театра кукол имени С.В. Образцова — тоже его работа.

Надгробие Александра Исаевича Солженицына
Надгробие Александра Исаевича Солженицына

Пожалуй, на этом сегодня всё.
Благодарю за внимание и до новых встреч.