Камея Гонзага – жемчужина камнерезного искусства

327 прочитали

Друзья, мы продолжаем проект совместно с Институтом Карпинского.

В нашей рубрике мы посмотрим на Эрмитаж и его экспонаты с точки зрения геологии: из каких камней и минералов созданы здания и экспонаты музея.

Сегодня речь пойдёт о минерале сардониксе и камеях.

Я считаю, что среди гемм с парными портретами,
эта прекраснейшая в Европе.
Питер Пауль Рубенс

Камея – символ утончённой красоты. Произведение искусства, в котором переплелись между собой тонкое изящество и отточенность форм. Самые первые камеи появились в III веке до н. э. Античные мастера умело использовали многослойность агата и многоцветного сардоникса, обыгрывая в нескольких рельефных планах контрасты цветовых слоёв от тёмно-коричневого до голубовато-серого и белого. Одной из наиболее известных камей является Камея Гонзага, выполненная из сардоникса. Предлагаем поближе познакомиться с историей этого минерала, а также узнать подробнее о камеях.

Сардоникс. Контрастная слоистость

Сардоникс, параллельно-слоистый агат
Сардоникс, параллельно-слоистый агат

Сардоникс – халцедоновая (волокнистая) разновидность агата, в котором незначительные по количеству примеси создают плоскопараллельные окрашенные слои. Главная отличительная черта сардоникса – контрастная слоистость. Коричневые, красноватые, бурые полосы перемежаются белыми и чёрными. Слоистые камни сардоникса применяются для рельефной резьбы при создании инталий и камей.

В XIX веке сардониксом называли полосатый трёхцветный сердолик или халцедон мутно-розового цвета. Французская минералогия XVIII века относила сардоникс и оникс к агатам. Стоит отметить, что агат, оникс и сардоникс принадлежат к группе кварцев и являются разновидностью халцедона. Однако у агата полосы слабо очерченные, часто имеют неправильную форму. Обычно они бывают белого и коричневого цвета, иногда с отдельными голубыми прожилками. У оникса и сардоникса полосы чаще прямые и имеют сравнительно правильную или регулярную форму.

Само слово «сардоникс» – составное и образуется из названий минералов: «сард» и «оникс». И если упоминание оникса носит более определённый характер, обозначая параллельно-полосчатую разновидность халцедона, то сард как минерал в современном русском языке значительно менее известен и относится к числу устаревших минералогических наименований. Поэтому более понятным вариантом толкования слова «сардоникс» остаётся «сердоликовый оникс», соединяющий названия двух широко известных видов халцедона: сердолика и оникса.

Что касается химического состава камня, то он почти на 99% представляет собой оксид кремния. Как раз это определяет его окрас. Оттенки зависят от того, какие в нём присутствуют примеси и в каком количестве. Это может быть оксид железа, кальция, алюминия или магния.

Агат, Читинская обл., месторождение Мулина гора
Агат, Читинская обл., месторождение Мулина гора

Цветовая гамма разнообразна: встречаются сардониксы и контрастных красно-чёрных оттенков, и с переливающимися слоями медово-золотистой гаммы, и с прожилками почти алого цвета. Сама цветность минерала обусловлена чаще всего примесью соединений железа. Иногда попадаются марганцевые (везувиановые) формы сардоникса, окраска которых вызвана присутствием соединений железа в конкретном месторождении.

Сардоникс встречается в различных минеральных ассоциациях, образующихся главным образом на поздних этапах вулканических процессов, связанных с излиянием лавовых потоков, в том числе подводных, и отложений пепла. В меньших количествах они известны в низкотемпературных гидротермальных жилах и ассоциациях, возникающих в поверхностных условиях (в корах выветривания, осадочных породах, особенно карбонатных и глинистых).

Агат, Чукотский автономный округ
Агат, Чукотский автономный округ

В мире эксплуатируется лишь шесть-семь месторождений слоистого камня, по большей части в Индии, есть месторождения на Колыме и Чукотке. Наиболее живописные образцы добывают на Аравийском полуострове и в Мексике. В Индии, США и Бразилии попадаются самые крупные самоцветы. Сардониксы светлых оттенков есть в Алжире и Египте, в Пакистане и Афганистане, тёмные – в Уругвае.

Искусство глиптики. Красота минералов

Сам минерал использовался людьми с доисторических времён для изготовления небольших художественных изделий с помощью миниатюрной резьбы (глиптика), а также резных цилиндрических печатей. Египтяне изготавливали из камня талисманы и амулеты. Римляне делали из сардоникса недорогие украшения, бусы, подвески, кулоны и серьги. Такое производство носило практически массовый характер.

Однако наибольшую известность имели многочисленные художественные изделия – геммы (резные украшения из ювелирного камня) и камеи (одна из разновидностей геммы с выпуклым изображением).

Более широко камеи стали известны с IV века до н. э. Особую популярность они приобрели во времена правления Августа и Клавдия. Художники создавали камеи из мрамора, слоновой кости или полудрагоценных камней с многослойной структурой – оникса, агата, сардоникса или халцедона. Цветные слои минералов мастера использовали для создания эффекта многослойного изображения: портретного или сюжетного. Нижний тёмный слой служил фоном для светлых фигур. Гораздо позже мастера научились создавать более сложные ювелирные украшения из двух контрастных по цвету склеенных между собой минералов. После краха Римской империи в конце V века старинное искусство обработки драгоценных камней пришло в упадок на многие столетия.

Первую российскую коллекцию гемм в 1721 году приобрёл Пётр I в Голландии. Она предназначалась для петербургской Кунсткамеры. Однако системное коллекционирование камей началось в середине XVIII века при императрице Екатерине Великой, которая, как она сама говорила, заболела «камейной болезнью».

Первые геммы, включая гипсовые слепки, были приобретены для Императорского Эрмитажа в 1764 году из собрания немецкого медальера, резчика и коллекционера Иоганна-Лоренца Наттера. Затем последовали другие приобретения, в числе которых уже в XIX веке оказалась всемирно известная Камея Гонзага.

Знаменитая Камея Гонзага

Друзья, мы продолжаем проект совместно с Институтом Карпинского.-4

Сама камея представляет собой парный портрет. Изначально считалось, что на камее изображены Октавиана Август и его жена Ливия. Однако сейчас искусствоведы указывают на то, что, скорее всего, это портреты эллинистических фараонов Египта – супругов, являвшихся одновременно братом и сестрой – Птолемея II Филадельфа и Арсинои II.

Мастер умело использовал фактуру и цвет трёх различных слоёв сардоникса, благодаря чему кожа выглядит молочно-белой, а доспехи – тёмными. Полновластные монархи эллинистического Египта Птолемей II и его жена Арсиноя II представлены здесь как боги греческого пантеона. Линии профилей согласованы, но не повторяются буквально. Мужское лицо вырезано из чистого голубовато-белого слоя камня и поэтому прекрасно выделяется на фоне более тусклого по тону женского лица. Изображая своих владык, придворный мастер идеализирует их, придавая Птолемею II сходство с Александром Великим, подчеркивая юность, красоту, энергию в идеальном профиле царя. Правители представлены в качестве богов, сочетавшихся священным браком. На Арсиное – лавровый венок, другой венок надет на шлем Птолемея.

Что же касается истории камеи, то в настоящий момент искусствоведы придерживаются мнения, что работа датируется III в. до н. э. и происходит из Александрии. За несколько столетий камея не раз меняла своих владельцев, и каждый раз это было связано с войнами.

Первые сведения о Камее Гонзага появились в середине XVI века, когда она была упомянута в списке личных вещей мантуанской герцогини Изабеллы д’Эсте Гонзага, составленном после её смерти. Отсюда и название камеи.

Довольно долгое время она находилась у герцогов Гонзага в Мантуе. После смерти Винченцо II Гонзага, у которого не было наследников, в Европе развернулась борьба за наследство между испанскими и австрийскими Габсбургами с одной стороны и Францией с другой. В 1630 году Мантуя была взята и разграблена австрийскими войсками. С камеи сняли золотую оправу, а сам резной камень вместе с другими драгоценностями попал в сокровищницы Габсбургов в Праге. В 1648 году шведы, захватившие Прагу, увезли гемму в Стокгольм в музей королевы Кристины Августы, которая стала носить её как орден на лацкане своего полувоенного мундира. Кстати, в описаниях того времени камея обозначалась так: «картина из агата с изображением двух римлян, в красном футляре».

Кристина Августа умерла в 1689 году. Тогда её коллекцию приобрёл племянник римского папы Иннокентия XI герцог Брачианский. Почти сто лет камея Гонзага хранилась в Риме, а в 1794 году была продана Ватикану. В 1797 году во время итальянского похода войска Наполеона I одержали победу над папскими войсками. Папа Римский вынужден был заключить мир с Бонапартом и выплатить контрибуцию, отдав лучшие произведения искусства. Камея оказалась у командующего французской армией, и в 1803 году была куплена Жозефиной, супругой Наполеона I. Через шесть лет брак императора с Жозефиной был расторгнут, и она поселилась во дворце Мальмезон, поэтому некоторые искусствоведы называют камею мальмезонской.

После взятия Парижа в марте 1814 года Жозефина, как и многие представители французской знати, была обеспокоена сохранением привилегий и состояния после победы русской армии. Она обратилась за заступничеством к императору Александру I. В благодарность за помощь Жозефина подарила русскому императору Камею Гонзага и попросила у него разрешения сопровождать Наполеона I на остров Эльбу. Александр I подарок принял, но в просьбе отказал, а знаменитая камея была доставлена в Петербург. Так это украшение, прошедшее через столько войн, в конце концов оказалось в коллекции гемм Эрмитажа.

Полюбоваться камеей (зал № 120) и другими произведениями камнерезного искусства можно в Эрмитаже, а познакомиться подробнее с историей сардоникса, оникса и агата, а также сферами их применения можно в Геологоразведочном музее Института Карпинского.