9,1K подписчиков

«Охотникам за привидениями» — 40 лет: интересные факты о съемках культовой фантастической комедии

Тестовые показы продемонстрировали плачевный результат: фильм был в шаге от провала, но в итоге стал классикой.

«Охотники за привидениями», 1984. Фото: кадр из фильма
«Охотники за привидениями», 1984. Фото: кадр из фильма

40 лет назад, 7 июня 1984 года, в Лос-Анджелесе состоялась премьера первых «Охотников за привидениями» — фантастической комедии, снятой режиссером Айваном Райтманом по сценарию Дэна Эйкройда и Гарольда Рамиса, которые сыграли в картине одни из главных ролей. Также участие в проекте приняли Билл Мюррей, Сигурни Уивер, Эрни Хадсон и Рик Моранис. В основе сюжета была полная гэгов история о несуразной троице парапсихологов-любителей, организовавших в Нью-Йорке фирму по ловле призраков.

«Охотники за привидениями», 1984. Фото: кадр из фильма
«Охотники за привидениями», 1984. Фото: кадр из фильма

«Охотники за привидениями» стали в США культурным феноменом. Франшиза активно живет и развивается до сих пор, да и отсылки к ней встречаются повсеместно. А главная музыкальная тема ленты «Ghostbusters» композитора Рэя Паркера-младшего сегодня является вполне себе самодостаточным музыкальным хитом.

При бюджете в 30 миллионов долларов фильм собрал за прокатный период 282,2 миллиона, став самой кассовой комедией на тот момент. В 2015 году Библиотека Конгресса США выбрала «Охотников за привидениями» для хранения в Национальном реестре фильмов как ленту, имеющую особое культурное значение.

В нашем сегодняшнем материале рассказываем любопытные факты о том, как создавался шедевр.

«Охотники за привидениями», 1984. Фото: кадр из фильма
«Охотники за привидениями», 1984. Фото: кадр из фильма

Дэн Эйкройд, актер кино и телевидения, ведущий шоу Saturday Night Live, с детства увлекался всякой паранормальщиной. Говорят, что это увлечение досталась ему по наследству. Прадед актера был медиумом, дедушка пытался связаться с мертвыми по телефону, а отец написал книгу об истории призраков. Дэн же решил писать не книгу, а сценарий. И не об истории призраков, а о том, как веселая компания разгильдяев будет ловить привидений в Нью-Йорке. Первый вариант, который Эйкройд накатал единолично, концентрировался на теме путешествий во времени, но продюсеры, оценив, сколько такое кино будет стоить, отказали. Второй же вариант сценария, писавшийся уже в соавторстве с Гарольдом Рамисом, создавался с прицелом на участие Эдди Мерфи, Джона Белуши и Джона Кенди, но никто из них в итоге так в проект и не попал. Зато из сценария исчезли космические корабли и путешествия во времени, что значительно сократило необходимый бюджет.

«Охотники за привидениями», 1984. Фото: кадр из фильма
«Охотники за привидениями», 1984. Фото: кадр из фильма

Прочитав сценарий, Билл Мюррей, далеко не самый приятный и обаятельный человек на земле, пришел в восторг и дал обещание сняться в картине. Ему сначала не поверили. Продюсеры были уверены, что Билл, как он это не раз делал, откажется в последний момент. Но Билл решил для разнообразия все же сдержать свое слово. Немало опасений вызывал и автомобиль «охотников» Cadillac Miller-Meteor — он существовал в единственном экземпляре. Случись с ним что — съемки пришлось бы остановить на неопределенное время. Ряд сцен пришлось снимать на Манхэттене, перекрыв там движение. Но машину все же уберегли. Кстати, для звука сирены авто использовали переработанный рык леопарда.

«Охотники за привидениями», 1984. Фото: кадр из фильма
«Охотники за привидениями», 1984. Фото: кадр из фильма

Сценарий Эйкройда и Рамиса был написан качественно, но дословно следовать ему никто не хотел. Импровизировали на съемочной площадке все. Особенно — Билл Мюррей. Как позже рассказывали очевидцы, за весь фильм он вообще ничего ни разу не сказал по сценарию. Что касается самого Рамиса, то изначально он и не планировал сниматься, но люди на площадке быстро сообразили, что никто лучше не подойдет на роль доктора Спенглера.

«Охотники за привидениями», 1984. Фото: кадр из фильма
«Охотники за привидениями», 1984. Фото: кадр из фильма

Лишь небольшая часть картины снималась в Нью-Йорке — в основном группа трудилась в Лос-Анджелесе. Храм на вершине небоскреба вообще стал одной из самых масштабных и дорогих декораций за историю Голливуда, а для создания спецэффектов пришлось даже открыть отдельную студию (что немного напоминает историю со «Звездными войнами» — так Лукас открыл Pixar). Некоторые из спецэффектов были все еще аналоговыми: так, Лизуном в действительности была зеленая кукла, да и Зефирный человек с адскими псами тоже получились в результате кукольной анимации. К слову, костюм Зефирного человека обошелся в 20 тысяч долларов, а всего таких костюма на площадке было три. В процессе съемок финальной сцены все они оказались уничтожены.

«Охотники за привидениями», 1984. Фото: кадр из фильма
«Охотники за привидениями», 1984. Фото: кадр из фильма

Что касается легендарного эпизода с превращением Даны Баррет в того самого адского пса, придумала его Сигурни Уивер. Причем еще на пробах и только с одной целью — впечатлить режиссера Айвана Райтмана. Тот впечатлился. Да так, что включил эпизод в сценарий.

Музыкальную тему проекта заказали гитаристу Линдси Бакингему, прежде написавшему саундтрек для фильма «Каникулы». Тот отказался. После этого продюсеры обратились к Рэю Паркеру-младшему. «Окей», — ответил Рэй. И перезвонил через час. «Что, ты тоже отказываешься?», — застонал ассистент продюсера. «Не. Все готово», — лениво отозвался Паркер. Вот так стремительно родилась на свет хитовая песня «Ghostbusters». Как позже рассказал Рэй, вдохновением послужила реклaмная мелодия ассенизаторской компании. В течение трех недель трек лидировал в хит-параде «Billboard Hot 100», а клип на него снял все тот же Райтман.

«Охотники за привидениями», 1984. Фото: кадр из фильма
«Охотники за привидениями», 1984. Фото: кадр из фильма

Тестовые показы «Охотников за привидениями» с треском провалились. В том числе потому, что зрителям демонстрировали еще до конца не смонтированную версию, полную технических косяков. Люди покидали кинозалы разочарованными. Райтман рвал на себе волосы, а продюсеры надеялись, что хотя бы 30 миллионов бюджета фильм со скрипом отобьет. Так что успех, обрушившийся на проект, стал огромным сюрпризом для всех.

Спустя несколько недель после выхода ленты Райтман решил еще немного подогреть интерес публики и запустил на телевидении тот самый рекламный ролик, демонстрировавшийся в фильме. С одной лишь разницей — там присутствовал реальный номер телефона, начинающийся цифрами 1-800. Позвонив, можно было услышать записанное Эйкройдом и Мюрреем сообщение: «Привет! Мы не можем подойти к телефону, так как заняты поимкой привидений». Следующие шесть недель на этот телефон круглосуточно поступало не менее 1000 звонков в час.

Михаил Константинов специально для 7ДнейКино. Читать все материалы этого автора.

Больше интересных материалов о кино — в нашем Telegram-канале.