92,1K подписчиков

Каким образом княжна Тараканова могла оказаться инокиней Досифеей

211 прочитали

Две самых таинственных женщин 18 века в России - это, безусловно, княжна Тараканова и инокиня Досифея. Про них обеих точно никто не может сказать, кем они были на самом деле. Княжна выдавала себя за разных личностей на протяжении своей жизни, в том числе и за дочь Елизавета Петровны от Разумовского. Именно эта версия происхождения и привела насильно Тараканову в Россию, в Петропавловскую крепость, ну и к ранней смерти.

Две самых таинственных женщин 18 века в России - это, безусловно, княжна Тараканова и инокиня Досифея. Про них обеих точно никто не может сказать, кем они были на самом деле.

А инокиня Досифея, напротив, ничего не говорила о себе, потому и множились слухи, откуда взялась она. Ведь, как известно, в Ивановский монастырь в 1780-х была помещена женщина среднего возраста, по манерам которой было видно, что происхождения знатного. Известно было, что постригли ее в монахини против воли, что никому не велено было знать откуда она, кто она.

Еще в изданиях 19 века узнаем мы версию о том, что инокиня Досифея и есть княжна Тараканова. В частности, в брошюре 1876 года Василия Руднева "Инокиня Досифея" это утверждается как факт. Но как? Мы ведь знаем, что княжна Тараканова умерла еще в 1775 году в заключении?

К. Д. Флавицкий. «Княжна Тараканова», 1864, Государственная Третьяковская галерея (Фрагмент картины)
К. Д. Флавицкий. «Княжна Тараканова», 1864, Государственная Третьяковская галерея (Фрагмент картины)

Так вот, по рассматриваемой нами сейчас версии Руднева, изложенной в книжице, настоящая княжна Тараканова тогда не была привезена в Россию. Истинная дочь Елизаветы отказалась участвовать в польских интригах, и те взяли на ее место самозванку, известную как принцесса Владимирская (странный персонаж, конечно), за таковую она себя выдавала до того как назваться Таракановой. Именно лже-княжна Тараканова была доставлена Алексеем Орловым, помещена в Петропавловскую крепость и отдала Богу душу в 1775-м. В обычной историографии княжна Тараканова, принцесса Владимирская - это всё альтер-эго одной и той же женщины.

Доказательств того, что княжна Тараканова и принцесса Владимирская - это разные люди у Руднева не приводится, но в наши с вами дни они никем никогда и не требуются, потому мы с чистой совестью продолжим копаться в этой версии.

В общем, на допросах стало всем понятно, что это "не та". А "та", значит, все еще на свободе, что для правящей Екатерины Второй - дело переживательное. Ведь она сама свергла того, кто был поставлен Елизаветой, которая в свою очередь свергла того, кто был поставлен Анной Иоанновной. К тому же, параллельно прогремело природное явление русского бунта - Восстание Пугачева, который тоже был самозванцем. Поводов для аллергии на претендентов на престол у Екатерины было предостаточно.

Императрица, по словам Руднева, дает указание доставить из-за границы дочь Елизаветы. Её кстати, звали Августа. Судя по всему, и Екатерина, и остальные были в курсе того, что это на самом деле плоть от плоти - дочь Елизаветы Петровны, внучка Петра Первого. Её нашли, обманом заманили на корабль и похитили, примерно также как когда-то принцессу Владимирскую.

Привезли, доставили сразу же к Екатерине. Та её прочитала лекцию по новейшей истории: Пугачев, княжна Тараканова, государственные дела, международные и внутренние потрясения. Подвела к тому, что Августой могут воспользоваться враги нашей страны. Значит, для спокойствия народа, следует елизаветинской дочери удалиться от света, жить в уединении. Предложили уйти в монастырь.

Отказываться, по всей видимости, было нельзя. А то можно было разделить судьбу принцессы Владимирской. В 1785 году Августа стала Досифеей и насельницей одного из московских монастырей. Стала жить затворницей в келии. Рассказывают, что упрятавшись в монастырь, Досифея, продолжала бояться, бледнела, когда слышала за дверью приближающиеся шаги. Но именно тогда Досифея нашла веру, стала истинно религиозным человеком.

Инокиня Досифея. Похожа на Елизавету Петровну?
Инокиня Досифея. Похожа на Елизавету Петровну?

С годами монахиня не просто уверилась в правильности своего нового пути, но и обрела известность благодаря своей благочестивой жизни и мудрости. Приводятся слова некоей госпожи Курманалеевой, которая потеряв мужа, искала утешения в монастырях и ей рекомендовали встретиться с Досифеей. Встреча состоялась. Посетительница плакала, сетовала, что потеряла мужа, а детьми обзавестись не успели. Монахиня успокоила и предсказала, что у ее гостьи будет много детей, хоть и не родных - будет сирот воспитывать, дала советы как устроить жизнь.

Приезжал к Досифее кто-то и из императорской фамилии, но детали визита засекречены. 25 лет она прожила в монастыре, её не стало в феврале 1810 года. Во времена Александра I. Тело погребено в Новоспасском монастыре у восточной ограды на левой стороне от колокольни под номером 122. Деталей биографии ее нет никаких, так как содержалась секретно, в клировых монастырских ведомостях не значилась.

В общем, такая версия. Которая при желании помогает нам ответить сразу на две исторические загадки. Но, увы, историки люди скучные - они не верят просто версиям, им нужны какие-то доказательства, факты. Вот, поглядите, мы про Тараканову говорили с д.и.н., профессором РГГУ Игорем Владимировичем Курукиным:

Читайте также мою книгу про Ивана VI, его судьбу, его семью.