262 подписчика

Электромобили СССР | Часть 3

В прошлой публикации мы рассказали об истории условно-грузовых электромобилей в СССР. Сегодня на очереди - легковушки!

"Народная электричка"

Первым гражданским легковым автомобилем на электро тяге в СССР стал Запорожец.
В 1973-м году на кафедре электромашиностроения Запорожского машиностроительного института, был сделан первый опытный электромобиль. В его основу легла конструкция ЗАЗ-966. На Запорожец был установлен двигатель мощностью 4 кВт и свинцово-кислотные аккумуляторные батареи весом 400 кг. Дальность хода составляла 100 км.
Запуск такого автомобиля в серийное производство не рассматривался, поскольку разрабатывался он исключительно по инициативе Института, однако в 1974 году на ВДНХ автомобиль получил бронзовую медаль.

От эксперимента к практике

Продолжателем темы гражданских легковых автомобилей стал ВАЗ. К 1976-му в Тольятти был разработан электромобиль на базе ВАЗ-2102, он получил индекс 2102Э, измененный позже на 2801.
Обобщив весь прошлый опыт Советских разработок, было принято решение что самым рациональным для легкового электромобиля будет кузов типа двухдверный универсал. В движение модель 2801 приводилась электромотором мощностью 25 кВт, в роли батарейки выступали никель-цинковые аккумуляторы массой 380 кг. Запас хода не превышал 130 км, а максимальная скорость - 87 км/ч.
Всего с 1976-го по 1984-й год было произведено 47 экземпляров. Часть авто остались на ВАЗе, часть - на 34-й московский автокомбинат, но большая часть переехала на Запорожский завод полупроводниковых приборов.

Олимпийские фургоны

Принимала участие в производстве электромобилей и Рижская автобусная фабрика (РАФ). В 1976-м году была выпущена небольшая партия микроавтобусов РАФ-2204, оборудованных электродвигателями мощностью 23 кВт и железо-никелевыми аккумуляторами.
Техническую часть, которая касалась электрического движителя, совместно разработали калининградский ВНИИЭТ и Рижский электромашиностроительный завод. Электродвигатель был размещен в подкапотном пространстве, а привод осуществлялся на передние колеса!
Испытания показали что конструкция автомобиля неудачная. Однако, опыт работы РАФа в направлении электромобилей не пропал зря: к Олимпиаде-80 заводу была поставлена задача изготовить специализированный судейский автомобиль.
Судей, работавших на марафонском беге и спортивной ходьбе должен был перевозить автомобиль, к которому выдвигается ряд требований: низкая шумность и отсутствие выхлопных газов. Такое техническое условие мог выполнить только электроавтомобиль, а именно РАФ-2901.
В процессе эксплуатации на олимпиаде автомобиль не заряжали, аккумуляторные батареи просто заменяли при помощи погрузчика. Скорость передвижения не превышала 30 км/ч, а дальность хода автомобиля составляла 100 км.
После завершения олимпиады РАФы были переданы во ВНИИИТ ТССР. В 1983-м специалисты представили доработанный автомобиль: были установлены солнечные батареи общей площадью 8 м.кв., а доработка силового агрегата позволила увеличить максимальную скорость автомобиля до 50 км/ч.

Заключение

Почему же электромобили не получили широкого распространения в СССР?
В передовой стране, где не было влияния капитала на политику государства внедрить передовую технологию которая сильно повлияет на мировой устрой можно было без проблем. Особенно если технология стоящая.
Но электромобили при своих немногочисленных преимуществах имели ряд огромных недостатков: малый запас хода, проблема эксплуатации и, что самое главное, утилизации аккумуляторных батарей, высокая стоимость электрооборудования и автомобиля по итогу в целом. Дальше чем единичное производство и экспериментальные малые серии они пойти не смогли.
#аноклубмедведь