Памятник Николаю I установлен на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге. Общая высота памятника — 16,3 м, высота конной статуи — 5,75 м.
После смерти императора Николая I в 1855 г. его сын Александр II решил увековечить память о своем отце и приказал установить ему памятник. Работы над памятником начались в 1856 г., а 25 июня 1859 г. состоялось его торжественное открытие (25 июня — день рождения императора Николая I по старому стилю).
Проект памятника был разработан архитектором Огюстом Монферраном. Конную статую создал скульптор Петр Карлович Клодт. Над пьедесталом, скульптурами и горельефами трудилось много архитекторов и скульпторов: Август Антонович Пуаро, Роберт Карлович Вейгельт, Николай Ефимович Ефимов, Николай Александрович Рамазанов, Роберт (Роман) Карлович Залеман, Людвиг Людвигович Бонштедт.
Монферран разработал общую концепцию памятника в кратчайшие сроки и представил ее на утверждение императору Алекснадру II. Проект был одобрен, и тогда же определили место, где памятник будет установлен — между Мариинским дворцом и Исаакиевским собором.
Монферраном был так же разработан подробный проект пьедестала. Верхний ярус пьедестала выполнен из белого итальянского мрамора, средний — из малинового карельского кварцита. Для цоколя использован темно-серый финляндский гранит.
Средний ярус украшен горельефами с изображениями важных событий времени правления Николая I:
— восстание декабристов на Сенатской площади, 1825 г.;
— усмирение холерного бунта на Сенатской площади, 1831 г.;
— награждение Сперанского за составление первого свода законов, 1832 г.;
— открытие Веребьинского моста на железной дороге Санкт-Петербург-Москва, 1851 г.
В каждой изображенной сцене присутствует фигура императора и год.
На верхнем ярусе пьедестала с четырех сторон расположены аллегорические женские фигуры из бронзы, которые олицетворяют Силу, Веру, Мудрость и Правосудие. Лица фигур являются портретными изображениями жены Николая I — императрицы Александры Федоровны (Правосудие) и их дочерей — Марии (Сила), Александры (Вера), Ольги (Мудрость).
С лицевой стороны пьедестала между фигурами Силы и Правосудия в его верхней части расположен двуглавый орел, а под ним надпись: «Николаю I, императору всероссийскому, 1859 год».
На художественной ограде тоже есть надпись: «Где раз поднят русский флаг, там он уже спускаться не должен.» Николай 1». Это высказывание императора Николая I по поводу действий Геннадия Ивановича Невельского, который в ходе Амурской экспедиции 1849-1855 гг. основал в устье реки Амур военно-административное поселение Николаевский пост и поднял там русский военный флаг. Многие, в том числе и министр иностранных дел Карл Васильевич Нессельроде, действия Невельского осудили, т.к. ожидали, что подобное самовольство могло привести к ухудшению торговых отношений с Китаем. Но император водружение флага одобрил.
Конную скульптуру Клодт делал с натуры — натурщиками были любимый жеребец Николая I Амалатбек и барон Николай Егорович Мейндорф, который по росту, осанке и выправке, по мнению Клодта, был похож на Николая I. Александр II лично контролировал работы над памятником. Он часто приезжал в литейные мастерские, вносил корректировки в макеты, если что-то не нравилось.
Николай I много лет был шефом Конногвардейского полка, который был расквартирован недалеко от Исаакиевского собора. Этим обусловлен и выбор места для памятника, и то, что Николай I облачен в мундир офицера Конногвардейского полка.
Конная скульптура высотой почти 6 м уникальна тем, что имеет всего две точки опоры, которыми служат задние ноги коня. Считалось, что Клодт рассчитал центр тяжести, а для сохранения баланса в круп лошади была насыпана металлическая дробь, тяжелый хвост служил противовесом. Но в ходе реставрации в 1980-х гг. никакой дроби внутри скульптуры не обнаружили. Конь удерживается на пьедестале за счет металлических прутьев, вставленных в его ноги.
Вокруг памятника установлены красивые фонари, созданные по модели архитектора Роберта Карловича Вейгельта.
После революции 1917 г. памятник, а точнее, все, что связано на нем с царской властью, хотели уничтожить, а на пьедестале водрузить монумент в память о декабристах. Позже, в 1930 г. к сносу памятника снова вернулись. Но теперь коня было решено оставить, но вместо императора Николая I «посадить» Буденного или Фрунзе. К счастью памятник удалось отстоять.