Здравствуйте!
Про Музей Максима Богдано́вича узнал случайно, зашел в Центр современного искусства рядом и затем смотрел какие еще культурные заведения находятся в этой части Ярославля. Удивило здание музея - оно полностью деревянное, при этом музей Максима Богдановича расположен на ул. Чайковского, д. 21 (до 1940 г. ул. Чайковского называлась ул. Любимская), а сам деревянный дом постройки 1908 года. Именно этот дом с флигелем и участком земли с 1912 по 1914 гг. арендовал отец поэта Адам Богданович со своей семьей. Как мне пояснил экскурсовод, раньше здание находилось рядом на четной стороне улицы, но в 1986 г. в связи с угрозой его сноса дом (ныне музей) был перенесён с четной стороны улицы Чайковского на нечетную. А уже в декабре 1992 г. в Ярославле был реализован российско-белорусский проект по созданию музея Максима Богдановича, где 9 декабря 1992 г., в день рождения поэта, в доме была открыта первая экспозиция музея "Белорусский поэт с берегов Волги. Максим Богданович". В 1995 г. музей получил статус Центра белорусской культуры, поэтому, кроме знакомства с биографией и творчеством Максима Богдановича, в музее проводятся дни белорусской поэзии, музыкальные вечера, дни национальной белорусской кухни, праздники, которые посвящены знаменательным датам Беларуси.
Максима Богдановича с Ярославлем связывает очень многое - ведь здесь он окончил мужскую гимназию, учился в Демидовском юридическом лицее. Тут в Ярославле он встретил свою любовь, Анну Кокуеву, любовь безответную, но ставшую для него музой. В этом доме, ныне мемориальном музее в память о нем, были написаны многие известные произведения, подготовлен к изданию единственный прижизненный сборник его стихов "Вянок" (по-русски "венок"). От экскурсовода я узнал, что этот музей является единственным музеем нашей страны, который посвящен творчеству и жизни поэта Максима Богдановича. Я также узнал, что этот музей пользуется огромной популярностью у белорусов, которые специально приезжают сюда для того, чтобы почтить память своего знаменитого поэта, а также посетить могилу его отца Адама Богдановича, который похоронен на Леонтьевском кладбище в Ярославле. В постоянной экспозиции представлены документы, фотографии, рукописи, мемориальные вещи поэта и членов его семьи как из фондов Музея истории белорусской литературы (г. Минск), так и из Музея истории города Ярославля. Как было сказано экскурсоводом, музею были переданы многие экспонаты от членов семьи поэта, проживающих в том числе в Ярославле.
При входе в музей меня очень радушно встретил его сотрудник - Прохорова Наталья Валентиновна, которая сразу объяснила чему посвящен музей и по какой цене можно приобрести билеты и экскурсию. Билет стоит 200 рублей и еще, при желании, экскурсия, которая стоит 100 рублей. Конечно, экскурсию я купил и нисколько об этом не пожалел. Экскурсия проводится по всему дому, в рамках которой обозревается выставка "Белорусский поэт с берегов Волги". Максим Богданович": все экспонаты в той или иной мере были затронуты в своем рассказе экскурсоводом, затем мне была предоставлена возможность сделать фотографии и после ответа на вопросы. Именно поэтому я особенно люблю вот такие небольшие музеи или музеи-квартиры, поскольку экскурсия проводится вне зависимости от того, сколько человек пришло в музей и как правило экскурсоводы в таких местах душевные и влюбленные в свое дело. В прихожей музея подвешен соломенный паук, его можно увидеть на фото выше и ниже этого текста. Экскурсовод мне объъяснила, что этот "паук" является одним из таинственных соломенных оберегов, который представляет собой ажурную подвесную конструкцию из соломенных трубочек, и поскольку этот "паук" выполнял роль оберегай, то его вешали над порогом, над колыбелью и не только. "Соломенный паук" висел в доме целый год, как бы оберегая дом от несчастий, а в конце года этот паук сжигался и на его место уже вешался новый.
На плакате в прихожей музея находится плакат с изображением известного в Ярославле памятника поэту (на фото ниже). На следующей фотографии ниже можно увидеть памятник поэту сейчас. Памятник поэту Максиму Богдановичу расположен у входа в Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, где на начало XX века здесь находилась Ярославская губернская мужская гимназия, в которой учился Максим Богданович в 1903—1911 гг. В 1994 г. в Ярославле был установлен памятник Максиму Богдановичу (эта бронзовая скульптура высотой около двух метров была подарена Ярославлю властями Республики Беларусь). При этом памятник является уменьшенной копией скульптуры, установленной в день 90-летней годовщины со дня рождения М. А. Богдановича в Минске 9 декабря 1981 г. (бронзовый монумент высотой более четырёх с половиной метров). Автор обоих памятников - это известный белорусский скульптор Сергей Михайлович Вакар (1928 - 1998).
В музее таких фигур из соломы, как на фото ниже, довольно много, выглядят они красиво, подчеркивая интересный белорусский колорит этого места. Так вот, для себя неожиданно узнал, что на 17-ой сессии Межправительственным комитетом по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО 01.12.22 в г. Рабат, Марокко принято решение о включении белорусской номинации "Соломоплетение Беларуси: искусство, ремесло, умения" в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Как сказала экскурсовод, внутренняя планировка дома после его переноса в 1986 г. изменилась - комнаты сделали просторнее для удобства посетителей музея, поскольку первоначально дом был поделён на несколько небольших комнат. Коридор в доме условно делит дом на две части: первый зал "А сердце стремится к отеческому краю" и второй зал "Ярославское окружение Максима Богдановича", а между ними имеется маленький зал, посвященный истории дома и его владельцу - титулярному советнику Василию Николаевичу Ржевскому, который сдавал его Адаму Богдановичу.
На стенах в коридоре расположены 6 информационных плакатов, которые отражают основные этапы творчества и жизни поэта с выдержками из поэзии Максима Богдановича и отдельный информационный стенд со строками его стиха "Я хацеў бы спаткацца з Вамі на вуліцы…." 1915 г. (в переводе на русский "Я хотел бы встретиться с Вами на улице...").
Стихотворение Максима Богдановича 1915 г. "Я хацеў бы спаткацца з Вамі на вуліцы….".
В конце коридора музея на фоне плаката с пшеничным полем стоит копия картины художника Волкова Валентина Викторовича (1881 - 1964) - "Портрет Максима Богдановича", 1927 г., то есть написанной им спустя 10 лет после смерти поэта. Оригинал картины сейчас находится в Национальном художественном музее Республики Беларусь.
Первый зал музея под названием "А сердце стремится к отеческому краю", рассказывает гостям биографию поэта. Представлены семейные фотографии из Гродно, где прошло раннее детство поэта; рассказывается о ярославском и нижегородском периодах жизни семьи Богдановича. В этом зале воссоздан мемориальный уголок "Максима-книжника", позволяющий погрузиться в атмосферу создания поэтических шедевров, написанных в доме, где сейчас расположился музей.
В первом зале музея в шкафу имеется библиотека Адама Богдановича, отца Максима Богдановича, уцелевшая во время антибольшевистского восстания 1918 г. К сожалению многие экспонаты были утеряны при обстреле Ярославля артиллерией красных войск, который вызвал крупные пожары, в том числе и в этом доме. Адам Богданович успел заранее запереть рукописи в сундуке, спрятав его в погребе, заложив льдом. Так сохранилось наследие поэта.
На стене у шкафа между двух окон находится еще один ценный экспонат - гелиогравюра Рафаэля "Сикстинская Мадонна" (гелиогравюра это оттиск, полученный с помощью специального фотомеханического процесса), которая была подарена Максимом Горьким и вдохновившим Максима Богдановича на создание лирического цикла стихов "Мадонна". Эту гелиогравюру Адам Богданович возил с собой во время своих частых переездов с квартиры на квартиру, представляет собой фрагмент картины итальянского живописца Рафаэля Санти "Сикстинская Мадонна", созданная по заказу папы Юлия II для церкви монастыря Сан-Систо в Пьяченце. Эта гелиогравюра является копией, ее подлинник находится в Литературном Музее М. Богдановича в Минске. В семье Богдановичей гравюру называли "Берегиня".
Главная ценность экспозиции музея - единственный прижизненный сборник стихов Максима Богдановича "Вянок" ("венок" по-русски), изданный в 1913 г., и ставший классическим сборником белорусской литературы начала XX века, одним из лучших образцов поэтического мастерства в истории белорусской национальной поэзии. Сборник содержит 92 стихотворения и 2 поэмы на 120 страницах. Средства на издание книги были получены от Вацлава Ластовского, который продал антикварное кольцо-печать, а также от известной белорусской меценатки Магдалены Радзивилл. Свой сборник Максим Богданович посвятил другу, белорусскому литератору Сергею Полуяну, написав: "Венок на могилу С.А. Полуяна (умер 8 апреля 1910 года)". В сборник "Венок" поэт включил поэму "Вероника", которую он написал, живя в сельской местности около Молодечно. Эпилог "Вероники" был опубликован отдельным стихотворением, на которое в 1974 году белорусский композитор Игорь Лученок сочинил музыку, а саму песню исполнил Леонид Борткевич и ВИА "Песняры". Вот такой интересный факт.
Первая жена Адама Богдановича Мария Афанасьевна Мякота, которая в 1896 г. умерла от чахотки (туберкулез). Отец Максима женился второй раз в Нижнем Новгороде на сестре жены Максима Горького, породнившись с ним (сестры Волжины). Но женившись в начале 1899 г., Адам Богданович в конце того же года овдовел - его жена умерла от родов. Тем не менее, Адам Богданович и Максим Горький были очень близки, а Максим Горький оказал свое влияние на развитие поэтического таланта Максима Богдановича.
Подлинным экспонатом является сундук-куфар, в котором хранились вещи поэта. Такие сундуки в Беларуси получили распространение в XIX в. и назывался он по белорусски - куфар, кубел, скрыня.
Один из поэтических бриллиантов М. Богдановича, который впервые был напечатан в книге "Венок" и вошёл в сокровищницу белорусской поэзии, - "Романс" ("Зорка Венера"), которое многие исследователи относят к лучшим образцам белорусской любовной лирики
Отдельная часть экспозиции посвящена учебе Максима и его брата Льва в гимназии. Максим увлекался литературой, его брат Лев проявлял отличные способности в математике. В годы первой мировой войны он ушёл добровольцем на фронт, был ранен и лечился в госпитале. В 1918 г. красные ворвались в госпиталь и всех раненых в офицерской форме выкинули из окна, в числе которых был Лев Богданович.
Аттестаты Максима Богдановича за 1908-1909 годы.
После того, как Максим Богданович окончил Ярославскую губернскую мужскую гимназию, он поступает в Демидовский юридический лицей. На старых фотографиях можно увидеть и здание лицея, и Максима Богдановича с его друзьями.
Воссозданный рабочий стол Максима Богдановича. Позади можно увидеть рушник, важный предмет обыденного и ритуального значения, неотъемлемая часть народной культуры. Используется рушник в различных обрядах (свадьбе, крестинах, похоронах) и выступает как украшение. Замужние женщины в Беларуси использовали рушники в качестве головных уборов, который они повязывали на голову, обматывали вокруг шеи, а концы опускали на плечо. На всякий случай поясню, что рушни́к - это полотенце.
На столе лежит словарь белорусского языка под редакцией И. И. Носовича, по которому поэт учил белорусский язык, живя в Ярославле. Учил белорусский язык поэт самостоятельно и как видим сделал это вполне успешно. Его друг Диодор Дебольский указывал, что на столе Максима Богдановича неизменно находился "Словарь белорусского наречия" Ивана Ивановича Носовича, ставшего настольной книгой поэта.
На столе Максима Богдановича можно заметить копию портрета Франциска Скорины - восточнославянского первопечатника, который выполнил перевод на церковнославянский язык белорусского извода книг Библии и издавшего их. Его личность привлекала Максима Богдановича, что отразилось в его творчестве: Франциску Скорине посвящены два стихотворения поэта - "Книга" и "Безнадёжность".
Настенные часы, которые передал в музей Виктор Николаевич Кузнецов, воспитывавшийся в семье брата Максима - Павла Адамовича.
Самый маленький зал музея посвящен истории самого дома и его владельцу, титулярному советнику Василию Николаевичу Ржевскому, сдававшему этот дом Адаму Богдановичу. В музее представлены фотографии дома, его владельца, документы на дом с планом строения. В маленьком зале находится экран, на котором при желании можно ознакомиться с видеоматериалом про музей и Максима Богдановича. Также от экскурсовода я узнал, что портфель (на фото ниже за стеклом) выставлен в музее как экспонат, поскольку именно в нем случайным образом нашли все необходимые документы на дом, в том числе доказывающие, что именно в этом доме проживал Адам Богданович со своей семьей.
Второй зал выставки музея называется "Ярославское окружение Максима Богдановича", в котором выставлены фотографии и вещи, отражающие круг ярославской интеллигенции (семьи Дебольских, Золотарёвых, Кокуевых), и с которыми Максим Богданович был связан дружескими отношениями. На выставке много внимания естественно уделено отцу Максима Богдановича - Адаму Егоровичу Богдановичу.
Большая часть жизни и творчества ярославского периода поэта связана с газетой "Голос", активным сотрудником которой он был в течение длительного периода времени. Газета "Голос" была либеральной газетой, выходившей в Ярославле с марта 1909 г. до ноября 1917 г. Издателями газеты до 1912 г. были К. Ф. Некрасов и Н. П. Дружинин, активные члены Конституционно-демократической партии и депутаты Государственной думы. Газета была рупором либеральной оппозиции, была закрыта большевиками в 1917 г.
Диодор Дебольский, одноклассник и лучший друг Максима Богдановича, отмечал его любовь к музыке. Я писал о песне "Вероника" от ВИА "Песняры", но нужно отметить, что в наследии Владимира Мулявина, художественного руководителя ансамбля "Песняры", есть целый цикл песен "Вянок" на стихи М. Богдановича. На пианино стоит копия памятника Максима Богдановича за авторством С. М. Вакара, о нем говорил выше (первый большой памятник стоит в Минске, второй чуть меньше стоит в Ярославле на Красной площади).
Во втором зале музея можно увидеть бюст Адама Егоровича Богдановича, отца Максима Богдановича, который был подарен музею президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко в 1998 г., когда он посетил Ярославль. На табличке бюста на белорусском языке написано: "Музею М. Богдановича г. Ярославля от Президента Республики Беларусь А. Лукашенко. Вот такой факт. Александр Григорьевич Лукашенко, президент Республики Беларусь, в 2016 г. в честь торжеств по случаю 125-летия со дня рождения Максима Богдановича поздравил белорусов такими словами: "Богданович заложил фундамент белорусской национальной эстетики", очередной раз подтвердив тот большой и значимый вклад поэта в создание классической белорусской литературы.
Анна Кокуева — ярославская знакомая и муза Максима Богдановича, сестра его одноклассника по гимназии Николая Кокуева. Именно ей поэт посвящал многие стихотворения разных лет на белорусском и русском языках. В 1914 г. Анна Кокуева вышла замуж за одноклассника Максима Богдановича, Ивана Лилеева, из-за чего поэт сильно переживал. Следующий сборник Максим Богданович хотел под названием "Полынь трава" посвятить Анне Кокуевой, но не смог осуществить задуманное в связи со своей смертью.
Отец Максима Богдановича, Адам Егорович Богданович, был этнограф, фольклорист, лингвист, библиограф и музейный работник. Большая часть его научных трудов была неопубликована. После ликвидации банка и до 1931 года Адам Егорович работал заведующим научной библиотекой Ярославского государственного музея, преподавал историю культуры в художественном, музыкальном и театральном училищах Ярославля, вёл активную переписку с деятелями белорусской и русской культуры, написал воспоминания о Максиме Горьком и Фёдоре Шаляпине. В 1923 году он написал воспоминания и о своём сыне, назвав их "Материалы к биографии Максима Адамовича Богдановича", доставив в Минск архив своего знаменитого сына. Умер Адам Егорович 16 апреля 1940 г. в возрасте 78 лет, похоронен в Ярославле на Леонтьевском кладбище. Я посетил его могилу на Леонтьевском кладбище, она не выглядела заброшенной и по всему видно, что за могилой ухаживают. Фото можно увидеть ниже.
Осенью 1916 г., окончив лицей, Максим осуществил мечту вернуться на родину в Минск. В конце февраля 1917 г. из-за обострения туберкулеза Максим был вынужден отправиться на лечение в Ялту. К сожалению, 25 мая 1917 г. поэт умер в возрасте двадцати пяти лет и был похоронен на Ялтинском старом городском кладбище. На фотографии дома в Ялте, где скончался поэт, есть принадлежащие ему такие строки:
"Под светлым небом, где гасну тихо,
Где умираю у синей бухты,
Не одинок я - со мною книга
Печатник пана Мартина Кухты".
После экскурсии и после того, как были сделаны необходимые фотографии, я зашел в небольшую комнату напротив прихожей музея, где располагаются сотрудники музея. Здесь очень уютно, много книг, так или иначе посвящённых биографии Максима Богдановича. Меня поразило огромное количество грамот, которые однозначно подтверждают ту компетентность и профессионализм, которые я отметил для себя. Увидел в комнате двух котов, один из них по имени Тихон на фото ниже, нежится и отдыхает.
Музей Максима Богдановича вообще и выставку "Белорусский поэт с берегов Волги. Максим Богданович" я советую посетить в обязательном порядке, если будете в Ярославле или, особенно, если живете в нем. Огромное количество экспонатов, старых фотографий, музей просто пропитан той положительной энергетикой, которая здесь в наличии. Экскурсовод просто и доходчиво смог объяснить мне все основные моменты биографии как самого поэта, так и его окружения. Рассказ интересный и то, что по сути всё доносилось мне одному без большой группы людей, никак ее не смущал. Это замечательно. Здесь рады посетителям и рады дать новые знания о фактах, связанных со знаменитым белорусским поэтом и не только. Хочу сказать спасибо экскурсоводу, музею и всем сопричастным, благодаря кому живет этот музей, а вас призываю сюда прийти и получить новые знания в доступной и интересной форме.