"Кармен" в фигурном катании: Витт, Загитова, Сотникова, Плющенко, пары: выбираем лучших

4,4K прочитали

Всем привет!

Не секрет, что некоторые музыкальные композиции и темы в фигурном катании более популярны, чем другие. У меня возникла идея попробовать "собрать коллекции" программ фигуристов на одну и ту же тему, сравнить, кто какие "фишки" использовал, кто как передал образ.

Горячая испанская "Кармен" - это одна из самых популярных тем в фигурном катании. И для начала быстро вспомним, кто такая Кармен и причем тут Майя Плисецкая.

Опера "Кармен" Жоржа Бизе: "самая популярная опера в мире" по мнению Чайковского

Всем привет! Не секрет, что некоторые музыкальные композиции и темы в фигурном катании более популярны, чем другие.

В 1875 году состоялась премьера оперы "Кармен" по мотивам новеллы французского писателя.

Опера сразу понравилась как публике, так и критикам, и получила кучу восторженных эпитетов от самых разных известных людей, одним из которых был Петр Ильич Чайковский, на тот момент уже большущая фигура в мире музыки.

Как и в случае с Чайковским, оперу Кармен великой делает не сюжет (который примитивен, как и сюжет "Щелкунчика", например), а талант композитора, который создал для оперы множество великолепных запоминающихся композиций.

Краткое описание сюжета же звучит так:

жил-был уважаемый сержант и хороший перспективный парень Хозе, была у него любимая невеста и вообще все в жизни хорошо. И жила-была цыганка Кармен, которой нужно было каждого встречного мужчину заставить за собой волочиться. Кармен заметила, что Хозе к ней равнодушен (потому что невеста) и отбила его у невесты, отчасти ради поднятия женской самооценки, отчасти потому что ей грозила тюрьма, а Хозе помог ей бежать (за что был наказан 2 месяцами тюрьмы и разжалованием в простые солдаты). Этим Кармен не ограничилась, и начала всячески давить на Хозе, мол, выбирай - я или все остальное, что тебе дорого (служба, репутация, друзья, мать). В итоге Хозе выбирает любовь, и дезертирует и уходит в горы с Кармен и ее друзьями-бандитами, разбойниками и контрабандистами.

Больше Кармен с Хозе взять нечего, ее тщеславие полностью удовлетворено и Хозе ей надоел. Тем более у нее появляется новое увлечение: молодой и красивый тореадор Эскамильо.

В один прекрасный день в горы к шайке приходит испуганная бывшая невеста Хозе и говорит, что мать Хозе умирает. Хозе уходит, чтобы повидать мать перед ее смертью, но сама бывшая невеста (похоже все еще влюбленная в него) его не интересует, он продолжает добиваться Кармен, которая к нему охладела.

А сама Кармен в это время приходит в город к тореадору Эскамильо, и у них любовь.

Хозе это все видит, начинает валяться у нее в ногах, мол "вернись, я все прощу", но Кармен его окончательно бросает, после чего Хозе ее убивает и сам зовет стражу, рыдая над ее трупом. Хозе арестовывают. Конец истории.

Хозе убивает Кармен
Хозе убивает Кармен

Резюмируя:

  • Кармен - поверхностная и тщеславная стерва, про которую мало что можно сказать хорошего (если честно, ничего, кроме того, что она была красива и сексуально привлекательна). У Кармен не было несчастной любви, душевных терзаний и так далее, персонаж максимально прямолинейный
  • главным героем является Хозе, а вовсе не Кармен. В ходе сюжета нам показывают развитие именно персонажа Хозе, это он меняется, это у него терзания и метания (признак "главности" персонажа), тогда как Кармен меняется (признак второстепенного персонажа)
  • душевные муки и страдания могут присутствовать в образе Хозе, у Кармен и ее возлюбленного Эскамильо они отсутствуют, т.е. добавлять глубины в образ того же Эскамильо - это лишнее

Кармен-сюита: балет специально для Плисецкой

Будучи уже всемирно известной примой, Майя Плисецкая решила, что она хочет воплотить на сцене образ Кармен. Некоторое время она пыталась найти композитора, который захочет написать музыку для балета, но все композиторы отказывались, боясь конкуреции с Бизе и утверждая, что никто не напишет лучше.

В итоге муж Плисецкой Родион Щедрин переработал и перекомпоновал лучшие композиции оперы Бизе, "сжав" их в один из самых коротких балетов, который получил название "Кармен-сюита".

Специально для Плисецкой была поставлена новаторская хореография: ножки-утюги, вынесенные вперед бедра, нестандартные положения рук. Конечно, современного зрителя не удивишь разнообразной хореографией в балете, но в те года это было что-то необычное, никто так раньше не делал.

Кармен-сюита: характерные позы, узнаваемая хореография
Кармен-сюита: характерные позы, узнаваемая хореография

Балет получил большую известность и популярность и с того момента (60-е годы 20 века) "Кармен" получила свою собственную узнаваемую хореографию и знакомый с темой человек порой может по паре движений понять, что исполняется именно Кармен, а не какой-то другой балет.

В постановках большинства фигуристов, катающих под "Кармен" есть отсылки к балету.

Предлагаю, наконец, перейти к фигурному катанию)) Давайте рассуждать, какие "Кармен" достойны называться лучшими среди конкурентов своего вида))

Наталья Бестемьянова/Андрей Букин, сезон 1984/85

Великолепная постановка и прекрасный прокат. Настроение и образы полностью переданы обоими партнерами. Присутствуют отсылки к классическому балету в позициях, линиях, элементах. Безусловно, сравнивать тут линии балерин с линиями фигуристов смысла нет: у балерин всегда будут лучше, поэтому делаем скидку на это.

Всем привет! Не секрет, что некоторые музыкальные композиции и темы в фигурном катании более популярны, чем другие.-4
Всем привет! Не секрет, что некоторые музыкальные композиции и темы в фигурном катании более популярны, чем другие.-5
Всем привет! Не секрет, что некоторые музыкальные композиции и темы в фигурном катании более популярны, чем другие.-6
Всем привет! Не секрет, что некоторые музыкальные композиции и темы в фигурном катании более популярны, чем другие.-7
Всем привет! Не секрет, что некоторые музыкальные композиции и темы в фигурном катании более популярны, чем другие.-8

"Кармен" Бестемьяновой/Букина безупречно положена в музыку, темп напряженный на протяжении всего проката, постановка непростая. Несколько дерганые движения в финале объясняются сюжетной линией: ведь в финале мы видим сцену ссоры между Кармен и Хозе, предшествующую ее убийству.

В общем, ставим знак качества и я говорю "да" Кармен и Хозе в исполнении чемпионов прошлого.

Катарина Витт, сезон 1987/88

На видео ниже победный олимпийский прокат

Данная постановка УЖЕ вошла в "золотую коллекцию" и про нее слышал, наверно, каждый. Но тут мое мнение расходится с мнением СМИ, которые до сих пор любят вспоминать олимпийский прокат Витт как некий эталон.

Мои постоянные читатели знают, что Катарина Витт не является моей любимицей.

Мое ИМХО относительно второй половины карьеры Витт (включая ОИ в Калгари) - это то, что она была надутым мыльным пузырем. Катарина хорошо интерпретирует музыку и умеет "держать лицо" и на этом все. Сложнейшим элементом в арсенале Витт на тот момент являлся, смешно сказать, каскад 3Т-2Т. А сложнейшним прыжком - 3 сальхов.
Но бог с ними с прыжками, я считаю, что вращения и дорожки Витт тоже не выдерживают никакой критики. Она не может удержать ни одной позиции полные 3 оборота, а судьи делают вид, что там и надо. У Катарины нет ни "волчка", на "затяжки", а вместо бильмана читерский вариант с подъемом ноги одноименной рукой в нечто среднее между позицией Керриган и полубильманом, но даже эту несложную позицию Катарина не может удержать долго.

Позиция "волчок" в нижней точке у Катарины Витт, Юлии Липницкой и Кристи Ямагучи:

Всем привет! Не секрет, что некоторые музыкальные композиции и темы в фигурном катании более популярны, чем другие.-9

Принято говорить о каком-то невероятном артистизме Витт и супер-презентации, но я считаю, что это и есть раздувания мыльного пузыря: ну какая еще презентация у спортсменки, которая не может качественно выполнить ни один элемент? Это все равно, что начали бы активно пиарить балерину, не имеющую растяжки, выворотности и гибкости, уверяя, что это с лихвой компенсируется ее актерской игрой.

Вы знаете, что я стараюсь находить хореографические находки и интересные моменты в программах фигуристов, но в легендарной "Кармен" Витт я правда их не вижу, и считаю этот олимпийский прокат самым переоцененным из "исторических" прокатов в истории ФК.

Образ передан, музыкальные акценты обыграны, но качество именно катания не выдерживает никакой критики.

Я скажу "может быть" вариации Кармен от Витт. Но я точно не считаю, что это эталон.

Деби Томас, сезон 1987/88

В произвольной программе олимпийских игр 1988 года была не одна Кармен. Главная соперница Катарины Витт американка Деби Томас тоже катала жгучую цыганку. Ее прокат можно найти в версии со всеми прокатами, ниже ссылка на видео с привязкой к времени.

Тут, конечно, очевидно, насколько слаба соперница Витт. Ее прыжковый набор хоть и сложнее, чем у Катарины, но как-то совсем не получился: приземление на две ноги на первом каскаде 3-3, ошибки при исполнении тройного риттбергера и тройного сальхова. Бить Витт оказалось нечем. Как и у Витт, не вижу тут, за что зацепиться взглядом. Скучная программа и неудачный прокат. Скажем "нет" вариации Кармен от Деби.

Екатерина Гордеева/Сергей Гриньков, сезон 1987/88

Гордеева/Гриньков катали не столько "Кармен", сколько тему тореадоров и испанской корриды. Поэтому в нашем "обзоре" они стоят несколько особняком: очевидно, не было цели передать ни образ Кармен, ни образ Хозе или Эскамильо. Оценивать передачу образов и аутентичность хореографии тут нет смысла. Исполнено прекрасно, как почти всегда у них.

Сама по себе постановка определенно должна входить в "золотую коллекцию фигурного катания", но как самостоятельное произведение, а не как "Кармен".

Мишель Кван, сезон 1997/98

Мне нравится программа Мишель, ее презентация, но от Кармен тут немного. По большей части это типичная для Мишель программа и типичная для нее подача с привычной хореографией, которую можно увидеть почти во всех ее программах.

Из плюсов можно отметить хорошую интерпретацию музыки, попадание в "испанское настроение". В хореографии отсылок мало, хотя нельзя сказать, что вообще нет.

Самое интересное - это запоминающийся элемент с чередованием двух батманов на зубце конька:

Всем привет! Не секрет, что некоторые музыкальные композиции и темы в фигурном катании более популярны, чем другие.-10

Неплоха комбинация шагов с испанскими "руки в боки":

Всем привет! Не секрет, что некоторые музыкальные композиции и темы в фигурном катании более популярны, чем другие.-11

Этакая современная версия Кармен вышла у Мишель, смотрить на нее в целом приятно, я скажу ей пусть и не восторженноое, но "да". Но это тоже не лучшая из вариаций.

Алексей Ягудин, сезон 1997/98

Насколько я понимаю, Леша катает тут Хозе. Потому что чем иначе объяснить его попытки "сыграть душевные переживания", у Эскамильо их особо не было. Безусловно, у Леши шикарный раскат и амплитудные движения, присутствуют элементы хореографии. Но в плане образа - вообще не зашло Леше. Какой-то человек в железной маске на минималках вышел. Не Лешина тема. Я скажу этой программе "нет".

Ирина Слуцкая, сезон 2000/01

Как и Бестемьянова/Букин, Ирина использует хореографию "под Плисецкую", ставшую уже классической.

Всем привет! Не секрет, что некоторые музыкальные композиции и темы в фигурном катании более популярны, чем другие.-12
Всем привет! Не секрет, что некоторые музыкальные композиции и темы в фигурном катании более популярны, чем другие.-13
Всем привет! Не секрет, что некоторые музыкальные композиции и темы в фигурном катании более популярны, чем другие.-14


Хореография (в тех местах, где она есть) исполнена Ириной хорошо и достаточно аутентично.

Но с инерпретацией музыки и презентацией не все так хорошо, как хотелось бы. Во-первых, у Слуцкой очень много "пустых" кусков, где она катит от элемента к элементу, забывая хоть как-то танцевать или хотя бы отрабатывать руками, головой, корпусом. Музыка звенит и стучит, а движениями это никак не обыгрывается. Хореография присутствует кусками в выделенных для этого местах, а не во всем прокате.

Во-вторых, образ femme fatale с присущей ей самовлюбленной стервозностью и высокомерием не передан. Ирина выглядит лапкой-зайкой и милашкой-хохотушкой.

Героиня Кармен надменна, самолюбива, тщеславна даже когда улыбается.

Всем привет! Не секрет, что некоторые музыкальные композиции и темы в фигурном катании более популярны, чем другие.-15

В общем, я скажу "нет" вариации Ирины. Абсолютно неподходящий ей образ.

Саша Коэн, сезон 2001/02

В отличие от своих предшественниц у Саши Коэн есть неоспоримый козырь в рукаве - растяжка и гибкость на уровне профессиональных балерин.

Саша показала осторожный, аккуратный прокат, сосредоточившись на качестве исполнения элементов именно фигурного катания.

Мне не хватило в ее программе быстрых ритмичных кусков, музыкальная нарезка состоит в основном из лирических композиций, которые не требуют от фигуриста резкости и скорости, и это смазывает впечатление.

Безусловно, Саша тут очень хорошо прокатала, а ее вращения и спирали прекрасны, но вариация скучноватая, образ не особенно передан, и я скажу ей "нет".

Евгений Плющенко, сезон 2002/03

Это одна из лучших программ Евгения, к тому же превосходно исполненная, в ней сочетается техническая сложность с презентацией и экспрессивной подачей.

Евгений явно выбрал не главного героя Хозе, а его счастливого соперника тореадора Эскамильо.

И это очень удачный выбор, потому что с тщеславным позером Эскамильо, наслаждающимся вниманием ликующей публики, у нашего чемпиона больше общего, чем возможно у кого-либо еще в истории ФК. Эскамильо купается в овациях, наслаждается ими, не скрывая самолюбования. "Я хорош и я это знаю, давайте, хлопайте мне" - вот он каков Женя/Эскамильо.

Вот так выглядит появление Эскамильо в балете (костюм тут, кстати, очень похож на костюмы Гордеевой/Гринькова):

И давайте согласимся: по передаче эмоций и характера героя Женя 100% попал в образ, лучше и не придумаешь.

Музыку Женя всегда интерпретировал хорошо, особенно такие ритмичные, резкие, темпераментные композиции.

Я говорю тореадору Эскамильо в исполнении Плющенко однозначное "да".

Татьяна Навка/Роман Костомаров, сезон 2005/06

Победный олимпийский прокат:

Скажу сразу: вариация Бестемьяновой/Букина мне нравится гораздо больше. В постановке Навки/Костомарова сюжета и развития нет.

Если выключить музыку и смотреть только на постановку, то можно подумать, что Роман и Татьяна катают пасодобль.

Отсылки на хореографию классического балета тут имеются, но их не так много.

Всем привет! Не секрет, что некоторые музыкальные композиции и темы в фигурном катании более популярны, чем другие.-16

Всем привет! Не секрет, что некоторые музыкальные композиции и темы в фигурном катании более популярны, чем другие.-17

Есть некоторые отсылки на общие для испанских танцев позы и линии: подобные позиции можно встретить в Пасадобле, фламенко.

Всем привет! Не секрет, что некоторые музыкальные композиции и темы в фигурном катании более популярны, чем другие.-18
Всем привет! Не секрет, что некоторые музыкальные композиции и темы в фигурном катании более популярны, чем другие.-19
Всем привет! Не секрет, что некоторые музыкальные композиции и темы в фигурном катании более популярны, чем другие.-20

Но при этом некоторые позиции и фишки вообще выглядят инородными для Кармен элементами.

Например, вот эта:

Всем привет! Не секрет, что некоторые музыкальные композиции и темы в фигурном катании более популярны, чем другие.-21

Также ни одна из поддержек никак не пересекается ни с испанской темой, ни с Кармен-сюитой.

Всем привет! Не секрет, что некоторые музыкальные композиции и темы в фигурном катании более популярны, чем другие.-22

В общем, я говорю "Кармен" Навки и Костомарова "нет". Я не считаю, что эта постановка должна входить в "золотую коллекцию постановок" в фигурке.

Мао Асада, сезон 2005/06

Здесь мы видим молодую Мао. В этом возрасте она была не сильна в презентации. Тут все понятно: образ не передан никак, хореография неинтересная. "Нет".

Тесса Вертью/Скотт Мойр, сезон 2013/14

Очень насыщенная, оригинальная хореография, при этом полностью в настроении "Кармен".

Всем привет! Не секрет, что некоторые музыкальные композиции и темы в фигурном катании более популярны, чем другие.-23

Всем привет! Не секрет, что некоторые музыкальные композиции и темы в фигурном катании более популярны, чем другие.-24
Всем привет! Не секрет, что некоторые музыкальные композиции и темы в фигурном катании более популярны, чем другие.-25

В финале ребята соригинальничали и получилось, как будто это Тесса покончила со Скоттом) Однако, образы переданы, исполнение классное. Я говорю этой необычной вариации Кармен уверенное "да".

Аделина Сотникова, 2013/14

Если отвлечься от кошмарного костюма Аделины, то это очень неплохая вариация. Аделина катает всю свою короткую под "Хабанеру" - это "выходная ария", то есть момент, когда героиня впервые появляется перед зрителем и "показывает себя", флиртует с мужчинами, наслаждается своей красотой и популярностью. Несмотря на юность Аделины, ей удалось передать настроение и образ и она неплохо интерпретирует музыку.

Хореография в основном мелкая, особых отсылок нет, да и в короткую программу раньше (до Этери Тутберидзе, если сказать по правде) не было принято вставлять много хореографии, но это хорошее яркое исполнение и я говорю ему "да", потому что мне Кармен Аделины нравится больше, чем Кармен Катарины Витт.

Ксения Столбова/Федор Климов, сезон 2017/18

У спортивных пар "Кармен" не так популярна и мало кто из известных пар катал эту тему. Однако, я думаю, что я не ошибусь, если эту единственную в списке программу спортивных пар под "Кармен" назову лучшей на текущей момент.

Всем привет! Не секрет, что некоторые музыкальные композиции и темы в фигурном катании более популярны, чем другие.-26

Отыгрыш по эмоциям у Ксении просто потрясающий. Вот она, настоящая Кармен, 100% попадание в образ.

Всем привет! Не секрет, что некоторые музыкальные композиции и темы в фигурном катании более популярны, чем другие.-27
Всем привет! Не секрет, что некоторые музыкальные композиции и темы в фигурном катании более популярны, чем другие.-28

В программе присутствует интересная и уместная хореография, интерпретация музыки и презентация на высоте.

Я говорю Ксении и Федору уверенное "да".

Михаил Коляда, сезон 2018/19

Вы знаете, что автору данной статьи сложно быть объективным по отношению к Мише)) Миша мне нравится всегда, и его "Кармен" не исключение. Безупречные линии, классная интерпретация музыки, изящные движения.

Я говорю Кармен Коляды однозначное "да", однако без минуса тут не обошлось.

Миша катает вроде как Эскамильо, и образ этого самовлюбленного тщеславного парня интеллигентному Мише подходит меньше, чем Евгению Плющенко, который в нем абсолютно органичен.

Алина Загитова, 2018/19

Это, наверно, один из самых известных российскому зрителей прокатов под "Кармен".

Над постановкой помогала работать ныне покойная мама Даниила Глейхенгауза и в программе Алины множество мелких отсылок к классическому балету и аутентичная хореография.

Всем привет! Не секрет, что некоторые музыкальные композиции и темы в фигурном катании более популярны, чем другие.-29
Всем привет! Не секрет, что некоторые музыкальные композиции и темы в фигурном катании более популярны, чем другие.-30
Всем привет! Не секрет, что некоторые музыкальные композиции и темы в фигурном катании более популярны, чем другие.-31
Всем привет! Не секрет, что некоторые музыкальные композиции и темы в фигурном катании более популярны, чем другие.-32

Также в программе есть сюжет: например, моменты, где Алина изображает арест Кармен, удерживая за спиной руки:

Всем привет! Не секрет, что некоторые музыкальные композиции и темы в фигурном катании более популярны, чем другие.-33

Программа очень насыщенная, пожалуй, самая насыщенная из всех постановок Алины, а постановка действительно выдающаяся.

При этом я считаю, что юность не помешала Алина (как и Аделине) передать образ и настроение.

Подводя итоги, ИМХО:

я бы выделила в 4-х видах следующих лидеров:

  • Танцевальный пары: Бестемьянова/Букин и Вертью/Мойр
  • Спортивные пары: Столбова/Климов
  • Девушки: Алина Загитова
  • Мужчины: Евгений Плющенко
Всем привет! Не секрет, что некоторые музыкальные композиции и темы в фигурном катании более популярны, чем другие.-34