Найти тему

Бабочка в морилке - культовый триллер Д. Фаулза "Коллекционер"

Оглавление

Недавно захотел почитать после перерыва, но в магазине не нашел Чехова. Купил роман "Коллекционер" Джона Фаулза, малознакомого мне автора. Яркий пример того, как обстоятельства влияют на жизнь человека.

Время чтения: ~4 минуты.

Биография

Детство и юность

21 марта 1926 года в маленьком провинциальном Эссексе появился на свет Джон Фаулз. Семья мальчика вела старинный бизнес по продаже сигар, который передавался из поколения в поколение. В детстве он был близок к матери и своей старшей кузине Пегги, которая стала его надежной няней. До 16 лет Джон был единственным ребенком в семье, но семейный дом был для него не самым приятным местом, из которого он стремился убежать.

Джон Фаулз в молодости (с мячом в руках)
Джон Фаулз в молодости (с мячом в руках)

Учебные годы принесли ему успех и удовольствие. В школе в Бедфорде он был активным старостой, проявлял интерес к спорту и успешно справлялся с учебой. Новые знания поглощали его целиком. Несмотря на возможность поступления в Эдинбургский университет, Джон предпочел военную службу. В 1945 году он оказался на военной базе в Девоне, несмотря на свои планы вступить в Королевскую морскую пехоту.

Приход в литературу

В 1963 году Фаулз опубликовал роман «Коллекционер», который стал бестселлером и был экранизирован Уильямом Уайлером в 1965 году. Этот успех позволил ему оставить преподавание и полностью посвятить себя литературе. За ним последовали еще два крупных романа — «Волхв» (1965) и «Женщина французского лейтенанта» (1969).

Фаулз выразил свои этические установки и попытался объяснить значение своего творчества в сборнике эссе «Аристос» (1964). Он представил себя как экзистенциалиста, атеиста и социалиста, выдвигая идеи о неравенстве в обществе и понятии "немо" — осознание собственной незначимости, приводящее к преступлениям.

В «Женщине французского лейтенанта» Фаулз использовал сюжет викторианского романа для литературного эксперимента, рассказывая историю с современной точки зрения.

Что есть "экзистенциализм"?
Что есть "экзистенциализм"?

В своих ранних работах Фаулз был под влиянием французских экзистенциалистов, особенно Сартром и Камю, чьи идеи о свободе личности и необходимости принятия ответственности за свои решения пронизывают его романы.

В 1970-х годах Фаулз начал пересматривать свои взгляды на экзистенциализм, что нашло отражение в его повести «Башня из чёрного дерева» (1974), где главный герой выбирает продолжение обычной жизни перед экзистенциальной свободой.

Продукт своей среды - "Коллекционер"

Завязка

Структурно роман состоит из 4 частей, каждая из которых представляет дневниковые записи главных героев - Фредерика Клегга и Миранды Грей. С первых страниц произведения читататель видит, как главный герой "сталкерит" за своим объектом обожания, сравнивая Грей с редкой бабочкой - этот символ беспомощной женственной натуры, оказавшейся закрытой от внешнего мира, будет проходить красной нитью через весь текст. Но кто такие наши герои?

"Смотреть на неё было для меня всё равно как за бабочкой охотиться, как редкий экземпляр ловить. Крадёшься осторожненько, душа в пятки ушла, как говорится... Будто перламутровку ловишь. Я хочу сказать, я о ней думал всегда такими словами, как "неуловимая", "ускользающая", "редкостная"... В ней была какая-то утончённость, не то что в других, даже очень хорошеньких. Она была для знатока. Для тех, кто понимает."
-4

Клегг - служащий клерк в муниципалитете Лондона, а также энтомолог-любитель, оставшийся на задворках жизни. История семьи во многом объясняет его комплексы, которые развились во взрослом возрасте: в 2 года его отец из-за сильной дозы алкоголя погибает в автокатастрофе; мать была уличной и сбежала вместе с другим человеком; дядя Дик умер, когда ему было 15 лет, а ведь именно он привил мальчику любовь к коллекционированию бабочек, так из его семьи осталась тётка Энни и её больная дочь Мейбл. Так у мальчика развивается комплекс неполноценности и маниакальное расстройство личности, он становится изгоем в каждом коллективе будь то армия или городская поликлиника, он отстраняется от всех женщин кроме Миранды, называя их существами низшими, а секс и физическая близость для клерка становятся отвратительным и пугающим явлением. Лишь выигрыш в скачках и боснословные деньги помогают ему осуществить свои грязные мечты.

"... Клегг нормален в той же степени, в какой нормальны многие, вышедшие из среды, веками жившей в нечеловеческих условиях."

Миранда - антипод Фаулзовскому "Калибану", девушка с высоким интеллектом из богатой семьи с возможностью получать хорошее образование и нормальными взаимоотношениями с близкими, это яркая тонко чувствующая натура, любящая жизнь и всё, что её окружает, это человек, который любит природу и искусство, но ненавидит фотографии, так как всё что получается на них, рано или поздно умирает, в отличие от картин, написанных с душой. Хоть автор и находит своё воплощение в образе главной героини: ненависть к коллекционированию и людскому тщеславию и т.д., он не обожествляет её, а наоборт показывает, что каждый человек есть жертва обстоятельств:

"Она самонадеянна в своих представлениях, склонна к резонёрству, преисполнена гуманно-либерального снобизма, как многие университетские студенты. Но... она могла бы стать лучше, могла бы стать человеком, в каких так отчаянно нуждается человечество"

Похищение и жизнь взаперти

После удачно спланированного преступления, Фредерик привозит свою жертву в подвал дома на отшибе деревни, который он старательно отстраивал для неё - дубовая дверь, чтобы та не могла её открыть, отсутствие окон, каменное основание у дна, книги и картины, купленные специально для неё, полная изоляция от внешних звуков.

На протяжении всего романа записи из дневника Клегга напоминают данные наблюдений за подопытным существом, вся его речь механизирована и точна, в ней очень много канцеляризмов и устаревших клише, в них маньяк описывает, как ему нравится любоваться красотой, что он поймал, красотой, что рано или поздно умрёт, как бабочка пойманная человеком. Его цель - не убийство, не секс и извращенства с жертвой, Клеггу нравится факт владения тем, чего бы он просто так не добился.

"И мне было так жаль их, бедных, мёртвых: они такие же его жертвы, как я" - Миранда Грей
"И мне было так жаль их, бедных, мёртвых: они такие же его жертвы, как я" - Миранда Грей

Грей, отрезанная от всего мира, не теряет решимости: в дневнике она признаётся, что ненавидит его и часто бунтует, хочет видеть людей, а не это чудовище, но в то же время после разговоров с ним проявляет к Клеггу жалость, пытается всячески достучаться до закостенелого преступника и убедить его в своей замкнутости и аморальности. Все её попытки тщетны, Клегг до самого конца будет жить со своей идей, он не предпринимает решений, чтобы понять Миранду, всячески отмахиваясь и уворачиваясь от её колких фраз. Так героиня, чувствуя одиночество, часто обращается к своему прошлому и размышляет о том, что она могла быть изменить несколько лет назад.

Фредерик несмотря на множественные выходки пленной остаётся спокойным, до тех пор, пока Миранда не начнёт активно держаться за жизнь - пытаться его убить или убежать из этого дурдома. Тогда-то и просыпается настоящая личность маньяка - жестокого, развратного и грязного существа.

Заключение

Пожалуй, не будем говорить, в чём состоит финал романа, поскольку это триллер, а триллер, как мы знаем, должен держать напряжение читателя до самого конца. Автор поднимает очень много злободневных проблем, к которым относятся как проблемы личности (любовь, эмпатия, взаимопонимание и др.), так и проблемы социума (классовое неравенство, социальная несправедливость). Если стало очень интересно и захотели почитать, то можете ознакомиться с романом "Коллекционер" Джона Фаулза лично 😚.

"... До тех пор, пока большинство не станет достаточно образованным, чтобы избавиться от ложного представления о том, что биологическое превосходство есть норма существования, а не норма ответственности, чем оно в действительности является, нам никогда не придётся жить в более справедливом и счастливом мире" - Дж. Фаулз. Аристос.

Телеграм канал: https://t.me/ridcollins