83,1K подписчиков

«Воровка мужей»: тёмный факт из жизни Марии Кюри, который стал скандалом XX века

4,5K прочитали

«Иностранная соблазнительница», «Долой иностранку», «Воровка мужей». Звучали угрозы смерти. Газеты, в особенности «L'Action Française» и «L'Oeuvre», писали о моральном падении «этой польки» и «разрушительницы брака». Они требовали изгнания иностранки из Франции.

Мария Склодовская-Кюри, чей роман едва не помешал ей получить Нобелевскую премию, в то время была вдовой. Пьер Кюри погиб в результате уличной аварии. Задумавшись, он не заметил встречный конный экипаж. К несчастью, его сбили лошади.

Поль Ланжевен, ученик и близкий соратник супругов Кюри, преемник Пьера в физико-химической школе, на пять лет моложе Марии, жил в неудачном браке, подвергался издевательствам, а иногда и побоям со стороны своенравной жены и тещи, которые вместе управляли магазином, дававшим семье средства к существованию.

Мария Склодовская-Кюри и Пьер Кюри
Мария Склодовская-Кюри и Пьер Кюри

Через несколько лет после смерти Пьера Кюри, Мария и Поль сблизились. Они старались хранить свой роман в тайне. Никто не знал, что двухкомнатную квартиру, где они встречались, снимал Поль Ланжевен. Идиллия длилась недолго. Во время проверки содержимого карманов Поля, его жена Жанна обнаружила письмо от Марии, касающееся профессиональных вопросов, но написанное в странном стиле. 

У нее возникли подозрения, ведь люди, которые видят друг друга каждый день на работе, не пишут друг другу писем. Это могло означать только одно: у её мужа была фаворитка. Она тут же устроила с ним целую серию скандалов, в том числе не пускала Поля домой. 

Обеспокоенная отсутствием своего возлюбленного на работе в течение нескольких дней, Мария Склодовская-Кюри отправила к нему своего друга, физика Жана Перрена. Именно от него она узнала, что её роман с Полем Ланжевеном больше не является тайной. Жена Поля пригрозила, что раскроет интрижку в прессе. Это должен был быть грандиозный скандал.

Поль Ланжевен
Поль Ланжевен

По просьбе Марии, Перрен посредничал в разговоре с семьёй Поля. Со стороны Жанны Ланжевен в этих переговорах также участвовали её свекровь и невестка с мужем Анри (Генри) Буржуа, редактор бульварного журнала Le Petit Journal. В итоге было решено, что Поль не будет видеться с Марией даже по делам, а его жена прекратит угрозы в адрес польки и главное, не будет раскрывать факт измены в прессе.

Несмотря на то, что компромисс был достигнут, между Марией и Жанной началась война за мужчину. Война, в которой были разрешены любые уловки. 

Мария не отказывалась от переписки и встреч с Полем, надеясь, что, как он и обещал, он разведется с Жанной, и у них сложатся успешные, теперь уже официальные, отношения. Она настаивала на этом, убеждая Ланжевена разойтись и, прежде всего, немедленно покинуть супружеское ложе. 

Она писала Полю: «Сделай это, дорогой, умоляю тебя, не позволяй себе умиляться её слезам и причитаниям. Вспомните притчу о крокодиле, который плачет, потому что не съел свою добычу. Слёзы вашей жены имеют подобную природу. Она должна наконец понять, что не может ничего от вас ожидать...».
Поль Ланжевен и Эйнштейн
Поль Ланжевен и Эйнштейн
В другом письме она инструктировала его, как он должен действовать дома, чтобы добиться раздельного проживания и, соответственно, развода: «Я знаю, что это нелегко - постоянно делать всё возможное, чтобы сделать её жизнь несчастной. Вы должны лишить её абсолютно всего, что могло бы доставить ей хоть какое-то удовольствие, порадовать или пробудить надежду на примирение, и при первой же возможности, когда она предложит вам разойтись и оставить детей с ней, вы должны без колебаний принять её условия, чтобы ей нечем было вас шантажировать».

По настоянию Марии Поль переехал к Перринам. Дальше он должен был бороться за раздельное проживание и развод. Жанна Ланжевен тоже не верила в компромисс. Она наняла детектива, чтобы тот следил за её мужем. Поэтому, выяснить адрес квартиры, где встречались Поль и Мария, было делом времени. Последующий "осмотр" гардероба Поля закончился тем, что был найден ключ от этой квартиры.

События развивались молниеносно. В квартире Жанна Ланжевен обнаружила предметы женской одежды, но прежде всего письма, которые Мария писала Полю. Это были не письма о деловых вопросах, а вполне конкретные инструкции о том, как ему следует добиться разрыва с женой и как вести себя после этого. По совету деверя-журналиста Жанна ждала удобного момента, чтобы, как ей казалось, сокрушить свою соперницу. 

Семья Марии Кюри
Семья Марии Кюри

Возможность появилась очень быстро. Жанне помогла судьба, а точнее, болезнь сына, которая вернула Поля домой. И началась очередная череда ссор. Наконец, отчаявшийся Ланжевен в один прекрасный день забрал сыновей и уехал отдыхать в Англию. Жанна сразу же обвинила его в том, что он бросил жену и похитил детей. Неожиданные обстоятельства позволили Жанне отомстить мужу. 

В начале ноября 1911 года в Брюсселе началась Сольвейская конференция по радиоактивности и квантовой теории. Ее организатор, промышленник и изобретатель Эрнест Сольвей, пригласил выдающихся физиков: Альберта Эйнштейна, Макса Планка, Жана Перрена, Поля Ланжевена, а также, как единственную женщину в группе — Марию Склодовскую-Кюри. Список приглашенных ученых не был секретом.

«Иностранная соблазнительница», «Долой иностранку», «Воровка мужей». Звучали угрозы смерти.-5

Для Жанны Ланжевен присутствие её мужа и польской ученой в Брюсселе означало нарушение ранее достигнутого соглашения о том, что влюбленные больше никогда не встретятся. Она решила мстить.

С началом работы конференции в Le Petit Journal появилась статья, редактором которой был Анри Буржуа, шурин Жанны, под названием «История любви: мадам Кюри и профессор Ланжевен».

В ней Мария была представлена как воровка отца и мужа, которая без колебаний разрушила семью месье Поля Ланжевена, чтобы «удовлетворить своё вдовье желание». 

К этому тексту прилагалось интервью с тёщей Поля, из которого можно было узнать, что в семье хранятся письма Марии, полностью подтверждающие её действия, разрушающие брак несчастной француженки. 

Кроме того, письма спрятаны где-то, где их никто не мог найти. В ответ на эту публикацию, Мария Склодовская-Кюри написала открытое письмо редактору парижской газеты Le Temps, в котором заявила, что в Париже все интересующиеся наукой знают, что она находится в Брюсселе на очень важной научной конференции и что это не «побег влюбленных».

Мария и Пьер Кюри
Мария и Пьер Кюри

Ученые, присутствовавшие на конференции, проигнорировали текст парижского бульварщика, поскольку были убеждены, что Марию и Поля связывала только дружба как ученых, которую Жанна Ланжевен не могла понять. Ни для кого в парижском научном сообществе не было секретом, что Поль Ланжевен намеревался развестись.

Тем не менее, Мария решила пропустить заключительное заседание конференции и вернуться в Париж. Там она оказалась в центре атаки на свою персону.

По приезде в Париж, её «поприветствовала» другая публикация в Le Petit Journal, а именно интервью Жанны: «Романтика в лаборатории: приключение мадам Кюри и месье Ланжевена». Из текста ясно, что мадам Ланжевен давно знала об измене мужа, но надеялась, что он наконец одумается и разорвёт компрометирующие отношения с человеком без моральных запретов, который холодно, сознательно разрушает домашнее счастье «французской семьи». 

«Иностранная соблазнительница», «Долой иностранку», «Воровка мужей». Звучали угрозы смерти.-7

К сожалению, их отношения не развалились, а процветали. Случилось так, что, вероятно, по наущению Марии, Поль дал жене пощечину, потому что ему не понравился обеденный компот, и, забрав двух сыновей, ушел из дома, отправившись неизвестно куда. 

Именно после этой публикации начались демонстрации у дома «этой аморальной польки». Однако, до тех пор, пока тексты о романе появлялись в одной газете, он интересовал лишь её читателей. Это быстро заметила Жанна Ланжевен, и прибегла к главному оружию. 

Она разослала копии писем влюбленных голубков, добытые ею во время обыска тайной квартиры Поля, нескольким редакторам респектабельных парижских газет. Первым отреагировал журнал L'Action Française.

Используя копии полученных писем, она назвала Марию Склодовскую-Кюри развратной иностранкой, которая намеренно решила разрушить французскую семью. Её выбор пал на брак Поля Ланжевена, её ближайшего соратника. И ей это почти удалось. 

«Иностранная соблазнительница», «Долой иностранку», «Воровка мужей». Звучали угрозы смерти.-8

Газета «L'Oeuvre» пошла ещё дальше, посвятив целых 12 страниц описанию скандала и цитированию писем влюблённых, предположив, что роман Марии и Поля начался еще при жизни Пьера Кюри. Якобы, обманутый муж, узнав об этом, покончил с собой, бросившись в отчаянии под копыта лошадей.

L'Intransigeant, с другой стороны, опубликовал открытое письмо «господину X, физику», адресованное на самом деле Полю Ланжевену. В письме его призывали одуматься и вернуться в лоно семьи. 

Вслед за этими публикациями усилились демонстрации «возмущенных граждан» перед домом Марии Склодовской-Кюри, требовавших депортации этой «Rose de désert».

Представители науки, в отличие от государственных властей, в целом были солидарны с Марией. Учёные за пределами Франции также выразили свою поддержку, о чём свидетельствует письмо Эйнштейна.

«Иностранная соблазнительница», «Долой иностранку», «Воровка мужей». Звучали угрозы смерти.-9

Скандал, вызванный романом Склодовской-Кюри и Ланжевена, стал подобен журналистским дуэлям. Пока в Париже разгорался скандал вокруг романа двух ученых, Шведская королевская академия наук присудила Марии Склодовской-Кюри Нобелевскую премию по химии за открытие полония и радия, выделение чистого радия и изучение химических свойств радиоактивных элементов. 

Весть о награде не сразу дошла до французской общественности, всё еще жившей интригой, информация о которой уже достигла Швеции. Академия поручила своему секретарю Кристоферу Ауривиллиусу расследовать, правда ли, что Мария Склодовская-Кюри бежала из Франции с женатым мужчиной. 

В этой ситуации Ауривиллиус написал письмо и предложил ей не присутствовать на вручении премии:

«Все мои коллеги ответили, что не хотят, чтобы вы приезжали сюда. Я тоже умоляю вас остаться во Франции, поскольку никто не может предсказать, что произойдет во время вручения премии. Честь, уважение к нашей Академии, а также к самой науке и вашей Родине требуют, чтобы в этих обстоятельствах вы отказались от мысли приехать сюда для получения премии.»

Ответ Марии Склодовской-Кюри был краток:

«Я должна действовать в соответствии со своими убеждениями. Курс действий, который вы мне рекомендуете, кажется неправильным. Я считаю, что нет абсолютно никакой связи между моей научной работой и фактами моей личной жизни, которые недобросовестные и неуважительные люди используют против меня. Меня очень задевает, что вы сами не разделяете моего мнения».

Ученая лично явилась в Швецию. Это было встречено с должным уважением. Накануне церемонии награждения шведская ассоциация женщин-ученых устроила банкет в её честь. Никаких инцидентов или попыток сорвать церемонию не было. 

Кадр из фильма Опасный элемент
Кадр из фильма Опасный элемент

Тем временем, в Париже Поль Ланжевен успешно завершил свои попытки развестись с женой. Суд дал на это своё согласие. Суд обязал его выплачивать алименты на четверых детей в размере двухсот франков в месяц и определил дни недели для свиданий с детьми. 

Парадоксально, но получение разрешения суда на раздельное проживание положило конец роману. Поль Ланжевен не сделал Марии предложения руки и сердца. Более того, он вернулся к своей жене, с которой прожил до конца жизни. Вскоре, он также нашел себе новую, более молодую любовницу, Элиану Монтель, от которой у него родился сын Поль Жильбер.

А теперь еще несколько слов о парижской прессе, чье двуличие не знает границ. Той самой прессе, что так много писала об «иностранной соблазнительнице» или «безнравственной польке, скорее всего еврейке, которая увела мужа от француженки, увела отца от французских детей».

Когда Мари Склодовской-Кюри во второй раз присудили Нобелевскую премию, то поздравления и слова похвалы достижениям ученого сыпались со всего мира, они называли её «послом Франции», «национальной гордостью», «чистейшим представителем гения нашей расы». Эта смена фронта произошла практически в одночасье.

Мария Кюри оставила яркий след в истории Франции, как полька, родившаяся в Варшаве, которая в то время была частью Российской империи. Она стала первой и единственной женщиной, получившей Нобелевскую премию дважды в разных науках.

Она родилась 7 ноября 1867 года в Варшаве. Мария с ранних лет подавала большие надежды. Она окончила гимназию с золотой медалью и работала гувернанткой, чтобы накопить деньги на обучение за границей. В возрасте 24 лет она поступила в Сорбонну, где изучала физику и математику. В 1895 году вышла замуж за Пьера Кюри, с которым работала над исследованиями радиоактивности.

«Иностранная соблазнительница», «Долой иностранку», «Воровка мужей». Звучали угрозы смерти.-11

Спустя три года Мария вместе с Пьером Кюри открыла два новых радиоактивных элемента — полоний и радий. Полоний был назван в честь родины Марии от латинского Polonia. 

В 1903 году Мария получила Нобелевскую премию по физике совместно с Пьером Кюри и Анри Беккерелем за исследования явлений радиации. В 1911 году получила вторую Нобелевскую премию, на этот раз по химии, за исследования свойств радия и его соединений.

 Во время Первой мировой войны Мария Склодовская-Кюри организовала мобильные рентгеновские лаборатории, которые помогли спасти множество жизней. Она умерла 4 июля 1934 года в возрасте 66 лет от апластической анемии, вызванной длительным воздействием радиации.

Посмертно Мария Склодовская-Кюри была удостоена французами вечного покоя в Пантеоне, который предназначен для самых великих и значимых людей в истории Франции, как и её муж Пьер Кюри.

Впрочем, Поль Ланжевен тоже обрел покой в Пантеоне. Кто бы мог подумать, что бывшие влюбленные смогут быть вместе только после смерти. 

Спасибо всем за внимание, ставьте класс и подписывайтесь на мой канал! Спасибо.