319,6K подписчиков

О чём Сталин говорил с людьми в метро, когда немцы стояли под Москвой?

241 прочитал

Военный парад на Красной площади 7 ноября 1941 года стал знаменитым на весь мир, и вошёл во все анналы истории Второй мировой войны. Кадры с него и ныне рассматривают с особенным интересом любители военной истории, замечая, каким неоднородным было вооружение бойцов, уходивших прямо от стен Кремля на фронт.

Гораздо меньше известно другое важное мероприятие – торжественное заседание Моссовета, в честь очередной годовщины Октябрьской революции. А оно тоже имело огромное историческое значение, да и место проведения было очень нестандартным – вестибюль станции метро «Маяковская».

Как это было, подробно описывает в своей книге воспоминаний Николай Сидорович Власик, начальник охраны Сталина.

Военный парад на Красной площади 7 ноября 1941 года стал знаменитым на весь мир, и вошёл во все анналы истории Второй мировой войны.

По его словам, решение о проведении этого торжественного заседания было принято только лишь третьего ноября. Знал об этом решении только самый узкий круг избранных (также, как и о запланированном на 7 ноября военном параде). Погода не позволяла авиации противника нанести массированного удара по столице, едва отошедшей от паники середины октября. Тем не менее, такая возможность не исключалась, поэтому очень важное в пропагандистском отношении заседание и перенесли глубоко под землю.

Только лишь накануне, вечером пятого ноября, станцию закрыли для входа-выхода пассажиров, поезда стали проскакивать её без остановки. Разумеется, поздние пассажиры из них видели, что на «Маяковской» развёртывается какая-то деятельность, но связать её с вождём никто, конечно же, не мог. Однако он сам, после 10 часов вечера 5 ноября, вместе с представителями Ставки Верховного главнокомандования и Госкомитета обороны посетил место будущего собрания и осмотрел его.

Туда весь день 6 ноября свозили стулья и столы, ковры и ковровые дорожки, размещали плакаты между колоннами. Президиум и трибуну разместили напротив эскалаторов. Техники подключили микрофоны на сцене к репродукторам стации, наладили аппаратуру для радиотрансляции речи Сталина на всю страну и весь мир.

Рядом в тоннеле поставили состав, в котором были накрыты столы для участников торжественного собрания, разместились оркестр и артисты – тогдашние «звёзды эстрады». Власик вспоминает, что огромный успех имел юмористический дуэт Ивана Козловского и Максима Михайлова «Яр-хмель». Этих артистов специально срочно привезли на самолёте из «запасной столицы» - города Куйбышева (Самары).

Сталин говорит речь на «Маяковской» 6 ноября 1941 г. Фото в свободном доступе.
Сталин говорит речь на «Маяковской» 6 ноября 1941 г. Фото в свободном доступе.

Все они (как и приглашённые на мероприятие депутаты и гости) получили пригласительные билеты всего лишь за пару часов до его начала, из-за чего большинство людей прибывало на место в последние минуты и секунды.

Сам Сталин и его ближайшие соратники прибыли на «Маяковскую» со стороны станции «Белорусской» спецсоставом из двух вагонов (для соблюдения секретности вип-персоны: Сталин, Микоян, Каганович, Берия, Молотов, Маленков, Будённый) прибыли на своих служебных машинах к Белорусскому вокзалу, откуда их и забрал спецпоезд.

По воспоминаниям Власика, спускаясь по эскалатору на торжественное собрание, вождь посмотрел на него и сказал: «У тебя на папахе звезда, а у меня на фуражке её нет. Всё-таки, это неудобно – я ведь главнокомандующий, ты уж достань мне, пожалуйста, звезду».

Естественно, любая просьба Сталина была законом, и уезжал он после заседания уже со звездой на фуражке. В этой фуражке, и в своей скромной шинели без каких-либо знаков отличия вождь и выступил на следующий день на знаменитом военном параде 7 ноября 1941 года.

По словам Власика, это ему удалось Сталина удачно сфотографировать, и эта фотография потом была растиражирована в огромном количестве. Что касается выступлений вождя на торжественном собрании и на военном параде – они не отличались какими-то экспрессией и пафосом.

Власик отмечает, что вождь никогда не был вдохновенным оратором. Говорил он очень негромко, зато излагал свои мысли предельно просто, доходчиво и убедительно. Никто после этих двух речей не сомневался в нашей будущей победе над врагом. Несмотря на то, что он стоял уже непосредственно у стен Москвы.

⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars

Участники торжественного собрания на «Маяковской». Фото в свободном доступе.
Участники торжественного собрания на «Маяковской». Фото в свободном доступе.
«Немцы жестоко просчитались, переоценив свои силы и недооценив нашу армию. Её моральное состояние выше, чем у немецкой, ибо она защищает свою Родину от чужеземных захватчиков и верит в правоту своего дела, тогда как немецкая армия ведёт захватническую войну и грабит чужую страну, не имея возможности поверить в правоту своего гнусного дела.
Продвигаясь вглубь нашей страны, немецкая армия отдаляется от своего тыла, и вынуждена орудовать во враждебной среде, создавать новый тыл в чужой стране, разрушаемый нашими партизанами, действующими в своей родной среде».
(из речи на станции «Маяковской» 6 ноября 1941 г.)

«Враг не так силён, как изображают его некоторые перепуганные интеллигентики. Не так страшен чёрт, как его малюют»,- в свойственной ему простонародной манере выразился тогда Сталин.

(из речи на Красной площади 7 ноября 1941 г.)

Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Поддержите статью лайком👍

А как Вы считаете, зачем руководство СССР решило провести этот парад?