8K подписчиков

Строители БАМа поделились впечатлениями о стройке века: морозы -40, пушистые лайки и нищий Китай

4,4K прочитали

Амурская область для меня окутана ореолом необыкновенной романтики. Рассказы о городе Тынде, вечной мерзлоте, небывалых морозах, приветы от оставшихся на БАМе друзей были частью моего детства. И мне всегда было жаль, что я родилась так поздно и не застала время, когда мои родители участвовали в строительстве той самой Байкало-амурской магистрали.

Постоянные читатели знают, что я из семьи военных. Для папы БАМ - это первое место службы. Ожидали, что после военного училища он попадет по распределению в Прибалтику, тогда это считалось престижным. Но, как тогда говорили, "настоящие коммунисты едут строить БАМ", поэтому поехали на БАМ и пробыли там с 1977 по 1982 год.

Стройка века

Папины воспоминания - это сплошной позитив. Молодая семья, дружный коллектив, интересные задачи, хорошая зарплата. Вспоминает, как облетали стройку на вертолетах, как ощущалось, насколько это всё глобально и важно для страны. Как техника работала день и ночь. В морозы ее не глушили, механизмы работали без перерыва, на износ.

Папа и техника
Папа и техника

Тында - это территория многолетней мерзлоты. Почва оттаивает чуть больше, чем на штык лопаты летом. Строительство в таких условиях - это испытание на прочность для техники, людей и экономики. К слову, снабжение строителей в те времена было очень хорошее. Всё в достатке.

Стройка века
Стройка века

Летом купались в реке Тында. Случались вполне теплые и солнечные дни. Однако, в любой момент даже в июне может набежать тучка и посыпать снег. Такой снегопад был на папин день рождения (конец июня). Он любит вспоминать, как с друзьями выбрались на шашлыки в тайгу, купались-загорали, а потом попали под такой шальной снегопад.

Вообще, праздники офицеры отмечали весело и часто, под гитару и не то, чтобы разрешенные в то время записи группы Boney M. А дружбу тех лет им удалось пронести через всю жизнь.

Тында, 1980-е годы
Тында, 1980-е годы

Нищие китайцы

Ходили на лодках по Амуру. На той стороне - Китай. Бедные лачуги с рисовой соломой на крышах. Китай в то время не был стратегическим партнером, а Китайские товарищи были совсем не товарищи. Отношения, прямо сказать, напряженные. Бывали и мелкие провокации. В общем, присутствие довольно крупной группировки военных было вполне оправданным.

Быт строителей БАМа

Про таежный быт рассказывает в основном мама. И это не настолько оптимистичные воспоминания, как у папы. Жили сначала в деревянном доме с печкой, которую топили дровами. Через три месяца переехали в щитовой дом с собственной котельной. С отоплением бывали перебои. И тогда между щитов в квартире образовывались сосульки. Водопровода не было. Воду привозили и заливали в бочки. После холодных ночей к утру она покрывалась льдом. Мытье полов в зимние месяцы (а это большая часть года) превращалось в катание на коньках, потому что они покрывались тонкой ледяной корочкой.

Удивительно, но при такой организации быта мама еще и работала.

Мама, преподаватель музыки
Мама, преподаватель музыки

Помимо основной работы читала лекции о культуре вахтовикам.

Детская музыкальная школа города Тында - храм культуры по-амурски
Детская музыкальная школа города Тында - храм культуры по-амурски

На летние месяцы уезжала с дочкой домой, в Саратов. Непременно с гостинцами из богатого таежного края, которые для жителей Поволжья иногда были и в диковинку.

Дорога из Тынды

Летали самолетом с двумя пересадками. С билетами было сложно. Порой пересадка занимала несколько суток, пока не появятся свободные места на очередном рейсе. Можно было доехать и на поезде, но до Москвы. Это без малого неделя в вагоне по просторам необъятной страны.

Амурская область для меня окутана ореолом необыкновенной романтики. Рассказы о городе Тынде, вечной мерзлоте, небывалых морозах, приветы от оставшихся на БАМе друзей были частью моего детства.-6

Природа и погода

Про какие-то головокружительные красоты родители не вспоминают. Серые сопки, облезлые даже поздней весной. Короткое и непредсказуемое лето. Таежная почва, немного пружинящая под ногами. Холод и снег.

Холода были знатные, иногда ниже -50 градусов. Примечательно, что в детские сады и школы, включая музыкальную, дети ходили при любых показаниях термометра.

Офицерские дети мороза не боятся
Офицерские дети мороза не боятся

В плане здоровья, конечно, молодые были. Но кислородная недостаточность - это реальность, мама помнит это ощущение. И ноги она немного отморозила, потому что долго не могла отказаться от модельных сапожек на каблуках в пользу валенок.

Таежные собаки и зеленые бананы

Моей сестре было чуть больше года, когда ее привезли на БАМ.

Фотография - не повод расстаться с шубой и валенками. Вечная мерзлота вокруг
Фотография - не повод расстаться с шубой и валенками. Вечная мерзлота вокруг

Счастливая, она застала этот романтический период и даже немного помнит его.

Самое яркое ее воспоминание - это большие щенки лаек, которые, любя, могли и уронить. Но она на них не обижается.

На самом деле лайки, большие полудикие псы, жили на территории военного городка большой стаей. Предводителем их был пес Гилюй. Родители его подкармливали, и он хорошо их знал. А это Белка, любимая жена Гилюя:

Амурская область для меня окутана ореолом необыкновенной романтики. Рассказы о городе Тынде, вечной мерзлоте, небывалых морозах, приветы от оставшихся на БАМе друзей были частью моего детства.-9

Были в стае и довольно агрессивные собаки. Могли потрепать одинокого путника, если были не в духе. Как-то раз мама, возвращаясь с работы, попала в окружение стаи. Скорее всего, их привлек запах овчины от натуральной дубленки. Собаки начали ворчать. Но мама позвала Гилюя. Он ее узнал и увел стаю.

Второе сестренкино воспоминание - это зеленые бананы. Их завозили незрелыми. И чтобы сделать их вкусными, приходилось класть на батарею, где они дозревали за несколько дней.

Вот такие воспоминания. Мне это всё всегда казалось чем-то невероятным, каким-то захватывающим приключением. И ведь мне почти удалось в нем поучаствовать. Родителей перевели с БАМа на новое место службы, а через четыре месяца родилась я. Так что Амурскую область мне не удалось увидеть, но в какой-то мере удалось почувствовать. Может быть поэтому меня иногда так тянет там побывать. Тем более сейчас, когда проект БАМ получает свое продолжение.

Тында, 1987 год
Тында, 1987 год

А про дальнейшие перемещения моей кочевой семьи я писала вот здесь: