Смелый твоческий дух Теодора Жерико и его огромное влияние на романтическое искусство

1,3K прочитали

Теодор Жерико (родился 26 сентября 1791, Руан, Франция — умер 26 января 1824, Париж) - художник, оказавший огромное влияние на развитие романтического искусства во Франции. Жерико был денди и заядлый наездник. Драматические картины художника отражают его яркую и страстную натуру.

Теодор Жерико, фр. Théodore Géricault Автопортрет. 1822. Холст, масло. 38 × 30 см Музей изящных искусств, Руан
Теодор Жерико, фр. Théodore Géricault Автопортрет. 1822. Холст, масло. 38 × 30 см Музей изящных искусств, Руан

Будучи студентом, Жерико познакомился с традициями английского спортивного искусства у французского художника Карла Верне, и у него развилась замечательная способность запечатлевать движения животных. Он также овладел классическим построением фигур и композицией под руководством академика Пьера-Нарцисса, барона Герена. Другой ученик Герена, Эжен Делакруа, испытал глубокое влияние Жерико, найдя в его примере главную отправную точку для своего собственного творчества.

Теодор Жерико: Mater dolorosa
Теодор Жерико: Mater dolorosa

Теодор Жерико: Атакующий егерь (Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку), 1812, холст, масло, 349 х 266 см, Лувр
Теодор Жерико: Атакующий егерь (Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку), 1812, холст, масло, 349 х 266 см, Лувр

Как показывает его самая ранняя крупная работа "Атакующий егерь" (1812), на которой изображен офицер верхом на вздыбленном коне на задымленном поле боя, Жерико использовал в своей работе колористический стиль Питера Пауля Рубенса. Что делает эту картину интересной? Это сцена, которую выбрал для изображения Жерико. Это не момент военной победы, как обычно изображали художники-неоклассики того периода; скорее, все в изображенном сюжете подразумевает, что битва вот-вот будет проиграна. Офицер, кажется, оглядывается назад с печальным смирением. Жерико решил изобразить романтизированную сцену, полную драматизма, о герое, который не торжествует, а борется. Он задумчив или печален перед лицом неопределенной судьбы.

Теодор Жерико: Голова бульдога, 1812-1816 гг.
Теодор Жерико: Голова бульдога, 1812-1816 гг.

Теодор Жерико: Солдаты, раненые при отступлении из России, 1814
Теодор Жерико: Солдаты, раненые при отступлении из России, 1814

Теодор Жерико: Раненый кирасир (Раненый кирасир выходит из-под огня), 1814
Теодор Жерико: Раненый кирасир (Раненый кирасир выходит из-под огня), 1814

На Салоне 1814 года картина Жерико "Раненый кирасир" потрясла критиков своим скорбным сюжетом и мрачными красками.

Теодор Жерико: Голова белой лошади, 1815
Теодор Жерико: Голова белой лошади, 1815

Теодор Жерико: Исследование обнаженной мужской натуры, 1816, Королевский музей изящных искусств Бельгии
Теодор Жерико: Исследование обнаженной мужской натуры, 1816, Королевский музей изящных искусств Бельгии

Жерико написал эту работу в начале своей карьеры, во время обучения в студии Французской академии живописи Пьера-Нарцисса Герена. Эта сложная, атмосферная композиция демонстрирует амбиции молодого художника. Обнаженный мужчина, если смотреть на него сзади, изогнут по всему холсту. Напряжение в переплетенных ступнях постепенно ослабевает по мере того, как взгляд поднимается к правой руке фигуры. Работа мрачная и задумчивая.

Хотя в изображении обнаженной натуры не было ничего нового - изучение обнаженной натуры или обучение в академии были неотъемлемой частью подготовки художника, - манера, в которой Жерико передал эту тему, уже показывает, насколько революционным был его подход к созданию произведений искусства на протяжении всей его трагически короткой карьеры. Обычные студенческие работы с обнаженной мужской натурой включали бы в себя традиционную фронтальную позу, установленную в студии. Жерико полностью отказывается от этого, помещая фигуру в пейзаж и экспериментируя с радикальным способом представления тела, который позволяет исследовать его уже сложившееся понимание анатомии. Драматический контраст обнаженного мужчины также, по-видимому, предвещает более поздний интерес художника к Микеланджело и выразительным возможностям, заложенным в самом теле. Кроме того, причудливое использование света и тени было непохоже на другие студенческие академии того периода. Благодаря этой работе мы можем предвосхитить развитие романтизма.

Работа не была принята учителем Жерико с энтузиазмом. Известно, что Герен постоянно критиковал художника за то, что он считал нереалистичным в изображении формы и использовании цвета. По поводу этих работ он отчитал Жерико, заявив:

"Ваши цвета нереалистичны... все эти светотеневые контрасты наводят меня на мысль, что вы всегда рисуете при лунном свете; что касается ваших академий, то они похожи на природу так же, как футляр для скрипки похож на саму скрипку".
Теодор Жерико: Обнаженный воин с копьем, 1816
Теодор Жерико: Обнаженный воин с копьем, 1816

Теодор Жерико: Забег лошадей без всадников, 1816-17
Теодор Жерико: Забег лошадей без всадников, 1816-17

Во время пребывания во Флоренции и Риме (1816-17) он увлекся Микеланджело и искусством барокко. Его главным проектом в то время была "Скачка лошади без всадника" - героическая композиция на фризе (так и не завершенная), изображающая опасные скачки, которые проводились ежегодно.

Теодор Жерико: Портрет Лоры Бро, урожденной де Комерес, 1817
Теодор Жерико: Портрет Лоры Бро, урожденной де Комерес, 1817

Теодор Жерико: Мальчик дает овес распряженной лошади, 1817
Теодор Жерико: Мальчик дает овес распряженной лошади, 1817

Теодор Жерико, Скотный рынок, 1817
Теодор Жерико, Скотный рынок, 1817

На небольшой картине Жерико "Скотный рынок" изображена сцена скотного рынка в сельской местности Италии. На переднем плане трое едва одетых мужчин борются со скотом, который сопротивляется предстоящему забою. На правом переднем плане одному из мужчин удалось повалить быка на землю с помощью собаки. На заднем плане, под голубым, затянутым облаками небом, изображены голая стена и простое здание, за которым простирается идеализированный пейзаж.

Годы, проведенные Жерико в Италии, начиная с 1816 года, произвели на молодого художника сильное впечатление. Он наслаждался сценами итальянской жизни и был заинтригован крестьянским бытом и фольклором. Этот интерес проявляется в этой картине, на которой изображена известная туристическая достопримечательность - покупка и забой скота на открытом рынке.

Еще в юности художник демонстрирует свое мастерство в передаче человеческих форм в сложных позах и композициях.

Теодор Жерико: Трое влюбленных, 1817
Теодор Жерико: Трое влюбленных, 1817

Теодор Жерико: Вечерний пейзаж с акведуком, 1818, Музей искусств Метрополитен
Теодор Жерико: Вечерний пейзаж с акведуком, 1818, Музей искусств Метрополитен

Картина Жерико "Вечер" - это пасторальный пейзаж, изображающий идеализированную итальянскую обстановку. Две одинокие фигуры появляются на переднем плане центрального проема, откуда композиция направляет взгляд вниз по реке, затем вверх, к средневековой деревне, и, наконец, через аквиадук, к закату слева.

Это один из серии итальянских пейзажей, каждый из которых посвящен определенному времени суток. Возможно, эти картины являются своего рода визуальным выражением сожаления Жерико о том, что он покинул Италию и вернулся домой, в Париж. Эти работы сочетают в себе классическое влияние Клода Лоррена и Николя Пуссена с эмоциональным, драматическим настроем, характерным для расцветающего романтического стиля, который вскоре пришел к Жерико.

В письме к другу он написал о своей печали в этот период, заявив: "Теперь я блуждаю и постоянно теряюсь. Напрасно я пытаюсь за что-то уцепиться; ничто не прочно, все ускользает от меня, все меня обманывает".

В этих картинах Жерико начал использовать цвет, свет и атмосферные композиции, чтобы выразить свое душевное состояние.

Теодор Жерико: Изучение натурщика
Теодор Жерико: Изучение натурщика

Теодор Жерико: Львы в горном пейзаже, 1818
Теодор Жерико: Львы в горном пейзаже, 1818

После возвращения во Францию Жерико создал серию литографий на военную тематику, которые считаются одними из самых ранних шедевров в этой области. Шедевром Жерико является большая картина под названием "Плот Медузы" (около 1819 года).

Теодор Жерико: Плот "Медузы", 1819, музей Лувр, холст, масло, высота: 491 см ширина: 716 см
Теодор Жерико: Плот "Медузы", 1819, музей Лувр, холст, масло, высота: 491 см ширина: 716 см

На эпической картине "Плот Медузы" изображена ужасная масса фигур, плавающих в море, некоторые из них мертвы, другие борются за жизнь, сбившись в кучу на грубо сколоченном плоту. Единственная африканская фигура на плоту машет тряпкой поверх кучки людей, которые изо всех сил пытаются привлечь внимание корабля вдалеке (расположенного в дальнем правом углу от линии горизонта). Парус плота вздымается на ветру, когда его швыряет по неспокойному океану под грозовым небом. В этой работе Жерико уделил большое внимание деталям. Он даже нарисовал отрезанные части тела, чтобы сделать работу как можно более аутентичной. Изображенный предмет представляет собой драматическую интерпретацию художником событий, начавшихся 2 июля 1816 года, когда фрегат французских ВМС потерпел крушение на пути к Синегалу, колонии в Западной Африке. Назначенный губернатор колонии и высшие офицеры отряда покинули судно на шести спасательных шлюпках, оставив оставшихся 147 пассажиров тесниться на наспех сколоченном плоту. Оставленные на произвол судьбы пассажиры в конце концов прибегли к каннибализму. Когда тринадцать дней спустя проплывавший мимо британский корабль спас этот плот, в живых осталось только пятнадцать человек.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Кораблекрушение имело скандальные политические последствия на родине — некомпетентный капитан, получивший эту должность благодаря связям с правительством времен реставрации Бурбонов, боролся за спасение себя и старших офицеров, оставляя нижних чинов умирать, — и поэтому картина Жерико с изображением плота и его обитателей была встречена правительством враждебно. Мрачный реализм работы, ее трактовка инцидента с плотом как эпически-героической трагедии, а также виртуозность рисунка и тональности в сочетании придают картине большое достоинство и выводят ее далеко за рамки простого современного репортажа. Изображение мертвых и умирающих, созданное в рамках драматичной, тщательно выстроенной композиции, обращено к современной теме с замечательной и беспрецедентной страстью. Эта работа является ярким примером романтической живописи.

Теодор Жерико: Портрет Мустафы, 1819
Теодор Жерико: Портрет Мустафы, 1819

Это важный пример из множества прекрасных портретов, созданных Жерико на протяжении всей его карьеры. Объектом съемки был реальный турок по имени Мустафа, потерпевший кораблекрушение во Франции. Художник встретил его во время прогулки по окрестностям Парижа и попросил стать его слугой и натурщиком.

Теодор Жерико, Волынщик, 1821, литография
Теодор Жерико, Волынщик, 1821, литография

Разочарованный приемом "Плота Медузы", Жерико в 1820 году отвез картину в Англию, где она имела сенсационный успех. Он оставался там в течение двух лет, наслаждаясь культурой коневодства и создавая множество литографий, акварелей и работ маслом, изображающих жокеев и лошадей. На картине "Волынщик" изображен слепой в рваной одежде, в том числе в поношенном пальто и сапогах большого размера. Он играет на волынке, прогуливаясь по пустой и запущенной лондонской улице в одиночестве, если не считать маленькой собачки, которая идет за ним на поводке.

Теодор Жерико: Мономан военного командования, серия из пяти портретов безумцев
Теодор Жерико: Мономан военного командования, серия из пяти портретов безумцев

Теодор Жерико: Мономан зависти, или гиена Сальпетриера, серия из пяти портретов безумцев
Теодор Жерико: Мономан зависти, или гиена Сальпетриера, серия из пяти портретов безумцев

Теодор Жерико: Женщина, помешанная на азартных играх, 1821
Теодор Жерико: Женщина, помешанная на азартных играх, 1821

По возвращении во Францию его дружба с Этьеном Жоржетом, пионером в области психиатрических исследований, вдохновила его на серию портретов жертв безумия, каждая из которых рассматривалась как “тип” заболевания, включая клептоманию и манию военного командования. На картине "Помешанная на азартных играх" изображена пожилая, изможденная женщина в плохо сидящем коричневом пальто. Белизна ее рубашки, едва виднеющейся из-под пальто, сочетается с шарфом, повязанным вокруг головы. В правом нижнем углу холста изображен костыль, лежащий у нее на коленях. Невменяемая пожилая женщина страдает от пристрастия к азартным играм. В результате азартных игр она потеряла свои деньги и безопасность и оказалась на грани помешательства.

Теодор Жерико: Голова молодого человека
Теодор Жерико: Голова молодого человека

Теодор Жерико: Портрет чернокожего
Теодор Жерико: Портрет чернокожего

Неоднократные несчастные случаи при езде верхом и хронические туберкулезные инфекции подорвали его здоровье, и он умер после долгих страданий.

Теодор Жерико: Гостиница "У белой лошади:
Теодор Жерико: Гостиница "У белой лошади:

Впечатляющий подход Жерико к созданию произведений искусства помог сформировать направление романтического искусства. Его выбор современной тематики в сочетании со сложными позами и драматическими световыми эффектами вдохновил на творчество будущих художников-романтиков, таких как Эжен Делакруа и Ари Шеффер. Как и они, Жерико исследовал глубины человеческой психики, используя физическое тело как внешний символ души. В массовом восприятии Жерико стал примером "романтического" художника в более широком смысле. Известный своим в высшей степени индивидуалистическим и смелым творческим духом, а также страданиями и мучениями, которые он перенес, Жерко сохранил несколько сентиментальное наследие, которое можно найти в трагических изображениях таких художников, как Винсент Ван Гог и Амадео Модильяни.