95,7K подписчиков

«Так не доставайся же ты никому!»: как сорванная свадьба превратила жениха в настоящего маньяка

3,2K прочитали

Две семья могли бы устроить пир горой, но вместо радости и веселья погрузились в горе и печаль. Вместо свадебных гуляний получили похороны и поминки. В искреннюю, как казалось, любовь двух молодых людей вмешались алчные родственники и поплатились за это жизнью.

А сами несостоявшиеся молодожены превратились в смертельных врагов.

Постановочное фото из открытых источников
Постановочное фото из открытых источников

Эта реальная история произошла во времена Российской империи, и очень хорошо характеризует нравы, которые царили на национальных окраинах страны.

Конец XIX , время правления царя-миротворца Александра III.

Российское Закавказье, Елизаветпольская губерния, где проживали азербайджанцы и армяне. Сегодня эта территория, которая включала и Нагорный Карабах, поделена между Арменией и Азербайджаном.

20 июля 1893 года после многомесячной охоты удалось захватить, причем живьем, самого опасного преступника в тех краях. На его счету несколько загубленных жизней и еще больше покушений на жителей губернии.

Молодой человек укрывался в доме своего дальнего родственника, и вопреки кровным узам и круговой поруке, его сдал кто-то из своих. Царские стражники нагрянули ночью. Сопротивление душегуб оказать не успел.

19-летний Хачатур Манучаров происходил из бедной армянской крестьянской семьи из селения Аксибар. С детства трудился в поле с отцом, как и все местные мужчины охотился, никогда не расставался с оружием.

Армянские мужчины. Фотографии конца 19 в. Общественное достояние
Армянские мужчины. Фотографии конца 19 в. Общественное достояние

Вызывать российскую полицию в этих местах не принято, разве что, когда начинались склоки между армянами и азербайджанцами. Но внутри общин все решали местные старейшины.

За год до описываемых событий Хачатур приехал в соседнее село Богнис (сегодня находится в Армении) и увидел 15-летнюю девушку по имени Сона Багратова. Подойти и заговорить с ней он не мог по кавказским обычаям, но молодые люди обменялись взглядами, и, кажется, приглянулись друг другу.

Потом они еще несколько раз пересекались и переглядывались на общих празднествах, и наконец, в октябре 1892 году для разговора с матерью юной красавицы в Богнис приехала мама потенциального жениха.

Сначала договариваются женщины, потом они спрашивают согласия главы семьи. И если старший в роде мужчина (не обязательно отец невесты) дает добро, то обручению, а потом и свадьбе быть.

Танец невесты. Фото с выступления Ансамбля народной песни и пляски Армянской СССР. 1971 г. Общественное достояние
Танец невесты. Фото с выступления Ансамбля народной песни и пляски Армянской СССР. 1971 г. Общественное достояние

Наконец, после выполнения всех обязательных обрядов, Хачатур с многочисленными родственниками по мужской линии прибыл с подарками в дом Багратовых. Две семьи сразу договорились, что осенью состоится обручение, молодые люди продолжат жить, как и прежде с родителями, свадьбу сыграют весной, после чего законный муж заберет к себе в дом супругу.

Причем на отсрочке настояли родственники самого Хачатура, пообещав ему за это время помочь построить дом. Как оказалось, их благие намерения привели наших героев в ад…

В конце марта 1893 году, на Вербное воскресенье, как и договаривались, обладатель собственного домика и крохотного участка земли Хачатур Манучаров вновь прибыл в селение Богнис. Снова привез подарки для невесты, для ее родителей и родственников.

Но нареченного жениха не пустили на порог. Говорить вышли два родных дяди невесты, Баграт Багратов и Александр Саркисов (по материнской линии).

Оба были весьма уважаемыми людьми среди армянского населения губернии, владели значительными землями, на которых трудились не сами, а нанимали батраков. Таких как, Хачатур.

Родители Соны Багратовой тоже не являлись зажиточными, зато сама девушка и две ее младшие сестры считались первыми красавицами в своем уезде. Это и сыграло роковую роль.

Господин Багратов и господин Саркисов, как старшие представители в своих родах, решили выдать трех сестер замуж, исходя из одних им ведомых причин.

Сону сосватали богатому вдовцу, старше девушки на 11 лет, оставшемуся с тремя своим детьми. Надо же кому-то ухаживать за малышами и вести хозяйство. На то, что юная красавица обручена с каким-то там бедняком Хачатуром, даже не обратили внимания.

Двух ее маленьких сестер, пообещали на будущее, в жены сыновьям своих друзей или деловых партнеров.

Газетная реклама из 1893 г.
Газетная реклама из 1893 г.

Молодому человеку, прибывшему договариваться о свадьбе, просто вернули ранее поднесенные подарки и сказали, чтобы сюда он забыл дорогу. Тем более его бывшая суженая увезена в безопасное место и спрятана, на тот случай если женишок решится на похищение невесты.

Также дяди пригрозили молодому человеку, что любые его попытки отыскать Сону или расстроить ее венчание с вдовцом, закончатся просто – Хачатура пристрелят и все. И никто против них, таких уважаемых людей, не выступит…

На самом деле подобных историй немало, и у армян, и у азербайджанцев, и русских, и у всех народов мира. Не зря придуманная Шекспиром история про Ромео и Джульетту понятна и популярна на любом языке.

Участь Хачатура – молча проглотить обиду за сорванную свадьбу и искать новую невесту, себе ровню, у которой не будет богатых родственников.

Но в нашей истории молодой человек просто обезумел от того публичного унижения, которое ему пришлось испытать. И мгновенно превратился из беззащитной жертвы в озверевшего маньяка.

При молчаливой поддержке родственников, Хачатур Манучаров задумал извести весь род своей бывшей невесты.

Армянские женщины – пожилая, замужняя и незамужняя. Фотографии конца 19 в. Общественное достояние
Армянские женщины – пожилая, замужняя и незамужняя. Фотографии конца 19 в. Общественное достояние

Поздно вечером 9 мая 1893 года он пробрался в село Карадаш (сегодня находится в Армении) в усадьбу Александра Саркисова. Влез на крышу его дома, а когда мужчина перед ужином вышел во двор, Хачатур сделал один единственный выстрел из своего ружья.

Пуля достигла цели. Баз шансов на выживание. Пока домашние Саркисова опомнились, неизвестный стрелок бесследно исчез.

Тогда никто не мог подумать на Хачатура Манучарова. Недоброжелателей у убиенного хватало. А сам ревнивый мститель только потом узнал, что в ту ночь мог не доводить дело до крови, а похитить обещанную ему невесту и вынудить Багратовых заключить брак.

Дело в том, что в женской половине дома Александра Саркисова проживала… Сона Багратова. Именно здесь ее прятали, чтобы выдать за вдовца из села Карадаш.

Зато первый акт мести придал молодому человеку уверенности, а скорее, излишней самоуверенности.

Через несколько дней он попытался проникнуть в усадьбу другого дяди-обидчика, Баграта Багратова, расположенную недалеко от села Богнис. Но в этот раз идейного карателя заприметили в темноте, поднялся шум. Домочадцы решили, что забрался вор, сам хозяин выскочил с ружьем и тут же попал под обстрел.

Но пули Хачатура Манучарова не задели мужчину. Зато глава семьи разглядел, кто пришел за ним, и понял, кто отправил на тот свет Александра Саркисова.

После недолгой ночной перестрелки, жених-мститель, так и не добившись цели, ретировался. А уже на следующий день, на него объявили настоящую охоту. В том числе подключили российские органы правопорядка и казаков, несущих военную службу.

Но обманутый жених не сдавался.

Армянские похороны. Фотографии конца 19 в. Общественное достояние
Армянские похороны. Фотографии конца 19 в. Общественное достояние

В конце все того же мая он заявился в хорошо знакомый дом в селе Богнис, где жили родители Соны, занял огневую позицию на пригорке и устроил настоящий расстрел здания в котором жили беззащитные люди.

Под пули попали и мама, и папа, и две младшие сестры его бывшей невесты, и только чудом никого не задело. Всего Хачатур произвел более 20 выстрелов.

Испуганные домочадцы бросили дом и хозяйство и перебрались в усадьбу Баграта Багратова, под его защиту. А неутомимый мститель вернулся в дом своей невесты на следующую ночь и не застав там никого из людей, в приступе безумия расстрелял в упор всех домашних животных, в том числе двух лошадей и собаку.

Это уже не походило на защиту чести и достоинства, даже по меркам старых кавказских обычаев. Тут, похоже, что-то маниакальное…

В начале июня Хачатур попытался еще раз проникнуть в усадьбу Баграта Багратова, но на этот раз богатый дядя готов был встретить своего противника. Одержимый мститель едва не угодил в засаду, которая его поджидала на единственной дороге, ведущей к дому. Только верный конь спас душегуба.

Развязка этого безумия произошла в ночь на 3 июля. Хачатур Манучаров вновь оказался в селе Карадаш и вновь проник в дом Александра Саркисова, которого двумя месяцами ранее отправил на тот свет. Лишившийся рассудка жених пришел за своей невестой.

Мужчин в доме не оказалось. Мститель поднял женщин, приказал им не вмешиваться и наконец-то, впервые в жизни, один на один заговорил с любимой. Убеждал ее бежать вместе с ним. В горы, в другую страну, где их не найдут полиция и кровники из ее родни.

Но Сона Багратова, дрожа от страха, отказалась следовать за своим бывшим. Заявила, что снова обручена, а Хачатур ей не мил, и никогда она его не любила. Пусть он оставит ее и родственников в покое…

Потом газеты назовут преступника «Богнисский Отелло». Действительно ли так, или уже это додумали журналисты, но якобы, на отказ девушки, Хачатур, который вряд ли читал «Бесприданницу» Островского, патетически произнес:

- Так не доставайся же ты никому!

И сделал последний свой губительный выстрел.

Его арестовали уже после похорон несчастной девушки, у которой не было права любить и права выбирать. Юная Сона оказалась между молотом и наковальней – наверняка в армянском языке есть свое определение этой пословицы.

Армянские женщины. Фотографии конца 19 в. Общественное достояние
Армянские женщины. Фотографии конца 19 в. Общественное достояние

Ее судьбу решили алчные родственники, которые преследовали свои интересы. Жизни ее лишил безумец, который не столько любил, сколько считал другого человека своей собственностью. А разве можно убить любовь всей своей жизни…

До суда Хачатур Манучаров не дожил. Что с ним стало в камере предварительного следствия неизвестно, но никто не стал разбираться. Узнику грозила бессрочная каторга.

Зато говорят, что семьи Багратовых и Манучаровых после кончины возмутителя спокойствия помирились и кровной вражды больше не имели…