33,5K подписчиков

Пригодны ли они для РФ?: Самые большие минусы и плюсы электрокаров

110 прочитали

Первые повозки на электрической тяге появились раньше, чем привычные всем нам бензиновые и дизельные. Однако на долгие годы именно двигатели внутреннего сгорания считались неотъемлемой частью автомобиля. Сегодня же производители вернулись к идее электрокаров. Много исследований и публикаций посвящено их экономичности, что немаловажно в современном капиталистическом мире, и экологической безопасности. Что из этого правда, а что - маркетинговый ход, постараемся разобраться.

Первые повозки на электрической тяге появились раньше, чем привычные всем нам бензиновые и дизельные.

Немного истории

Родоначальником электрокаров можно считать трехколесную конструкцию, созданную Густавом Труве в 1881 году (более ранние изобретения все-таки ближе к локомотивам). А уже в 1897 в Лондоне работали электрические такси. Правда, просуществовали они недолго - всего два года. Причина оказалась банальна - автомобилям не хватало запаса хода. Проехать они могли всего 48 километров. При уровне технологий того времени к началу ХХ века бензиновые двигатели показали себя более экономичными, долговечными и надежными. На долгие годы о электрических машинах забыли.

Первые повозки на электрической тяге появились раньше, чем привычные всем нам бензиновые и дизельные.-2

В 60-е сильно изменились как экономические обстоятельства, так и отношение людей к экологии. Все чаще заговорили о топливных выхлопах, вредящих атмосфере. Кроме того, активная добыча нефти и передел месторождений привели к росту стоимости топлива. Тут-то и вспомнили об электрокарах. Правда, люди относились к “хорошо забытому старому” скептически, и первые крупные серии таких транспортных средств начали выпускать только в 90-е. Да и те сдавались в аренду или лизинг - особого интереса к ним не было.

Конструктивные особенности и выгода

Первые повозки на электрической тяге появились раньше, чем привычные всем нам бензиновые и дизельные.-3

Некоторое время назад основным внешним отличием от автомобилей на бензине или дизельном топливе можно было назвать две педали. Однако с распространением автоматических коробок переключения передач электрокары слились с общей массой. Принципиально иной только двигатель. В плане надежности он значительно лучше, чем ДВС благодаря меньшему количеству движущихся частей. Частого технического обслуживания тоже не требуется. Современные емкие батареи и развивающаяся сеть заправочных станций решили основную проблему, из-за которой электродвигатели не получили распространения ранее - увеличили запас хода и дальность возможных поездок.

Любители статистики сравнили два похожих по техническим характеристикам автомобиля фирмы Nissan. Предполагалось, что автомобили за 12 месяцев проходят по 16 000 километров, при этом “классический” вариант тратит 7,5 литров на сотню, а “экологический” - 25 кВт*ч. Цены взяты по Москве за 2021 год. Сравнительный расчет показывает, что при среднегодовом пробеге бензиновый двигатель “проедает” 60 тысяч рублей, тогда как электрический - около 25 тысяч. Экономия более, чем в 2 раза!

И это не считая того, что далеко не у всех бензиновых машин расход так мал, а стоимость жидкого топлива растет быстрее, чем стоимость электроэнергии. Добавьте стоимость масла, свечей, ремней ГРМ. Регулярное обслуживание батареи тоже обойдется дешевле. Выгода электромобиля очевидна.

О прочих плюсах и минусах электрокара кратко

Первые повозки на электрической тяге появились раньше, чем привычные всем нам бензиновые и дизельные.-4

Автомобили на батареях безопасны для окружающей среды и здоровья человека, ведь полностью лишены выхлопов. Они создают меньше шума, что тоже позитивно сказывается на жизни граждан. Более простая конструкция легче ремонтируется, да и в целом не так подвержена поломкам. Электромобили более динамичны и быстрее разгоняются со старта. Батарея расположена в нижней части конструкции, что делает машину более устойчивой во время маневров. Такое авто сложнее перевернуть. На этом преимущества заканчиваются.

Несмотря на развитие технологий, электрокары все также ограничены в запасе хода. Для дорогих моделей это около 300 километров, для бюджетных - не более 150. Поэтому в соседнюю деревню на них вряд ли отправишься. Лишь авто премиум-класса способны без подзарядки проехать полтысячи километров. Разумеется, немногие россияне могут позволить себе такое транспортное средство.

Да и в целом “бюджетность” - не слишком точное понятие. Самые дешевые модели электрокаров обойдутся не менее двух миллионов рублей. Это очень много по сравнению с обычными автомобилями (причем, иностранного производства и хорошего качества).

Проблемой может стать и чувствительность батареи к низким температурам. Как и любой аккумулятор, она начинает терять заряд уже при +5 градусах по шкале Цельсия. При -5 запас уменьшается на 40%, а при -12 - уже на 50%. Это создает неудобства и непредсказуемость. Неприятно оказаться где-то вдали от дома с внезапно закончившимся зарядом. Работа “печки” или кондиционера также уменьшают ресурс хода, ведь энергию они берут от той же батареи.

К тому же зарядить электрокар на специальной станции в нашей стране практически невозможно. Даже города-миллионники часто не могут похвастаться такой инфраструктурой. Так что удел владельца современного транспортного средства - розетка в собственной квартире.

Некоторые выводы

Первые повозки на электрической тяге появились раньше, чем привычные всем нам бензиновые и дизельные.-5

Решением для желающих помочь природе или просто любителей новинок может стать так называемый “гибрид”. Это транспортное средство, которое может двигаться на разных видах топлива. В некоторых моделях дополнительный электрический мотор при торможении накапливает энергию и служит генератором. В иных - ДВС во время езды крутит генератор, вырабатывающий энергию.

А в целом, электромобили несомненно займут свою нишу в Европе и других странах. А вот насчет России - вопрос спорный. Слишком уж долго доходит прогресс до отдаленных от Москвы регионов. А судить о целесообразности использования чего-либо по нескольким крупным городам бессмысленно, ведь полноценно оценить ситуацию на таких данных невозможно.