Найти тему
Учёные Росатома

Чему никогда не поздно научиться – рассказывают учёные

Раньше вечным студентом называли незрелого человека, который никак не начнет работать. Теперь все наоборот: состоявшийся профессионал просто не может позволить себе не учиться, если хочет расти как специалист. Редакция «Страны Росатом» узнала у сотрудников атомной отрасли, какое дополнительное образование они получали, как это повлияло на их карьеру и что еще хотели бы освоить.

Антон Долгов, старший научный сотрудник реакторного исследовательского комплекса, Научно-исследовательский институт атомных реакторов (НИИАР):

— Работая в институте, я начал преподавать в димитровградском филиале НИЯУ «МИФИ» (Национальный исследовательский ядерный университет. — «СР»). Это помогло мне усовершенствовать навыки публичных выступлений, что пригодилось и в работе.
Обучение, новые навыки, безусловно, положительно влияют на карьеру. Как минимум повышают квалификацию человека и позволяют ему выполнять более сложные задачи, дают возможность претендовать на продвижение по карьерной лестнице. Для общего развития, думаю, было бы неплохо изучить основы производственной экономики, формирование основных показателей бюджета предприятия. Это нужно для более глубокого понимания процесса планирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Андрей Пайдулов, главный инженер реактора МИР.М1 реакторного исследовательского комплекса, НИИАР:

— Во взрослом возрасте я продолжил получать высшее образование. Не так давно окончил обучение в аспирантуре на кафедре ядерных реакторов и материалов физико-технического факультета димитровградского филиала НИЯУ «МИФИ». Сейчас жду публикации необходимых статей и пишу работу. Также ради интереса прошел обучение на электронной платформе «Яндекс Практикум», курс «Специалист по Data Science», освоив навыки анализа данных и машинного обучения.
Учиться в аспирантуре начал как раз потому, что в профессиональной деятельности накопилось много практических результатов моей работы, которые можно проанализировать и открыть что-то новое. Что касается курса по Data Science, то мне и раньше была интересна эта тема, оставалось только найти подходящую платформу для обучения и скорректировать распорядок дня на восемь месяцев учебы.
А еще я хочу научиться пилотировать пассажирские самолеты.

Павел Буткалюк, старший научный сотрудник отделения радионуклидных источников и препаратов, НИИАР:

— Когда я только начинал работать в НИИАР, мне пришлось многому научиться. Это были компьютерные программы, например для расчетов химических равновесий или для создания простых чертежей. Понадобились навыки разработки технологий и обоснования их безопасности. Это все напрямую относится к моей работе, без обучения всему этому никак не обойтись. Другое дело языки. В школе и в университете я не понимал значимости их изучения. Уже во взрослом возрасте начал учить английский, чтобы читать научные статьи и ездить в командировки. В этом мне помогали курсы для молодых сотрудников, организованные в НИИАР. Но большую часть работы я проделал самостоятельно — читал книги и смотрел фильмы в оригинале. Ну и, конечно, общался с иностранцами во время поездок, и это для меня было самым сложным. Поэтому я стал собираться с друзьями и устраивать вечера английского, мы общаемся и играем в настольные игры. Получился такой небольшой языковой клуб. При этом он имеет не столько образовательную, сколько развлекательную направленность. Там главное не идеально говорить на английском, а быть готовым полтора-два часа общаться только на нем, заменяя незнакомые слова близкими по смыслу. Как нам говорили на стратегической сессии кадрового резерва в 2009 году, знание — это информация, превращенная в готовность к действию.
Сейчас я изучаю испанский. Тоже стараюсь читать книги и смотреть фильмы. Но тут проблема: среди друзей нет единомышленников, с кем можно было бы пообщаться на испанском языке.
Были бы возможность и время, я бы научился использовать нейросети для генерирования изображений и текстов.

Андрей Брацук, научный сотрудник лаборатории разработки керметных твэлов, НИИ НПО «Луч»:

— Известно, что новые знания необходимо сначала проверять, а потом закреплять на практике. В теории все складно. Когда пытаешься применить свежеполученные знания на практике, далеко не все сразу получается. Как правило, нужно сделать десяток попыток, чтобы поставить процесс на поток. Неважно, что это: эксперимент, переговоры, общение.
Из собственного опыта отмечу, что теоретическая и экспериментальная работы должны идти одновременно. Важно в прямом смысле почувствовать те явления, о которых ты читаешь в учебнике или статье. В этой связи отмечу программу научных стажировок «Лаборатория роста «Росатома». Ребята, обучаясь в вузах, могут базовые физические явления увидеть на практике.
Освоение новых профессиональных, «жестких», и личных, «мягких», навыков положительно сказывается на карьере. Служебные задачи решаются быстрее. Появляются новые знакомства как внутри, так и за пределами организации.

Полную версию статьи читайте на сайте «Страны Росатом».

***

Присоединяйтесь к команде научного блока Росатома, актуальные вакансии – на карьерном портале.

Подписывайтесь на канал и следите за новостями науки.