Найти в Дзене

Риски бизнеса при участии в конкурентных закупках и исполнении контрактов

Ставьте лайк, если вам понравилась публикация. Подписывайтесь на канал и будьте в курсе отраслевых событий.
Ставьте лайк, если вам понравилась публикация. Подписывайтесь на канал и будьте в курсе отраслевых событий.

Юрий ЛАВРОВ, кандидат юридических наук, председатель совета по развитию системы закупок при ТПП Омской области, член совета по развитию системы закупок при ТПП РФ

Ведение бизнеса на рынке B2G [1], регулируемое Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Закон о контрактной системе) и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Закон о закупках), имеет определенную специфику в отличие от отношений предпринимателей с клиентами-потребителями и другими бизнесами.

К особенностям рынка публичных закупок можно отнести следующие:

1) он не требует маркетинга в его классическом понимании (участникам рынка не нужно иметь даже привычный для многих сайт или продвигать продукт через контекстную рекламу);

2) весь цикл продажи своих товаров, работ или услуг описан в нормативных правовых актах (Закон о контрактной системе, Закон о закупках и подзаконные акты к ним);

3) заключение сделки является результатом соблюдения этих правил и формирования наиболее выгодного предложения участника;

4) рынок сравнительно стабилен, цикличен и имеет систематический спрос (например, продукты питания, ГСМ, ремонтные работы приобретаются многими образовательными или медицинскими организациями ежегодно);

5) рынок подвержен демпингу за счет широкого доступа неограниченного количества участников;

6) ошибки участников рынка имеют вполне конкретные и заранее известные последствия, указанные в нормативных правовых актах.

Как показывает практика, чаще всего предприниматели допускают ошибки еще на этапе анализа тендера на предмет определения перспективы участия в нем. Приведем недоработки бизнеса и их возможные последствия (таблица 1).

Ставьте лайк, если вам понравилась публикация. Подписывайтесь на канал и будьте в курсе отраслевых событий.
Ставьте лайк, если вам понравилась публикация. Подписывайтесь на канал и будьте в курсе отраслевых событий.

Следует отметить, что многие из перечисленных упущений в работе предпринимателей могут встречаться как на старте ведения бизнеса в сфере госзакупок, так и в последующие периоды роста и развития компании. Многие недоработки связаны с отсутствием четкого понимания приведенных особенностей рынка B2G и взаимодействием с заказчиками на привычных началах обслуживания потребителей и бизнес-клиентов.

В целях недопущения таких последствий предпринимателям рекомендуется формировать и внедрять в работу бизнес-процессы, содержанием которых будет:

– глубокий анализ условий закупки;

– разрешение вопроса об адекватности всех условий закупки до принятия решения об участии в ней, а также подачи заявки на таковую;

– расчет итогового ценового предложения и контроль за сроками подписания контракта;

– исполнение контракта «буква в букву»;

– своевременное направление документов о приемке;

– обязательное ведение деловой переписки;

– контроль объема выполненных работ;

– контроль за работой субподрядчика.

Ставьте лайк, если вам понравилась публикация. Подписывайтесь на канал и будьте в курсе отраслевых событий.
Ставьте лайк, если вам понравилась публикация. Подписывайтесь на канал и будьте в курсе отраслевых событий.

Глубоко проработанные, отшлифованные, доведенные до персонала и усовершенствованные бизнес-процессы работы с госзаказчиками позволят существенно сократить перспективы неблагоприятных последствий для предпринимателей, способных поставить под угрозу само существование бизнес-проекта.

[1] Business-to-government, т. е. от бизнеса к государству, правительству

Больше материалов рубрики «Строительство»

Ставьте лайк, если вам понравилась публикация.

Подписывайтесь на канал и будьте в курсе отраслевых событий.