Юрий ЛАВРОВ, кандидат юридических наук, председатель совета по развитию системы закупок при ТПП Омской области, член совета по развитию системы закупок при ТПП РФ
Ведение бизнеса на рынке B2G [1], регулируемое Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Закон о контрактной системе) и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Закон о закупках), имеет определенную специфику в отличие от отношений предпринимателей с клиентами-потребителями и другими бизнесами.
К особенностям рынка публичных закупок можно отнести следующие:
1) он не требует маркетинга в его классическом понимании (участникам рынка не нужно иметь даже привычный для многих сайт или продвигать продукт через контекстную рекламу);
2) весь цикл продажи своих товаров, работ или услуг описан в нормативных правовых актах (Закон о контрактной системе, Закон о закупках и подзаконные акты к ним);
3) заключение сделки является результатом соблюдения этих правил и формирования наиболее выгодного предложения участника;
4) рынок сравнительно стабилен, цикличен и имеет систематический спрос (например, продукты питания, ГСМ, ремонтные работы приобретаются многими образовательными или медицинскими организациями ежегодно);
5) рынок подвержен демпингу за счет широкого доступа неограниченного количества участников;
6) ошибки участников рынка имеют вполне конкретные и заранее известные последствия, указанные в нормативных правовых актах.
Как показывает практика, чаще всего предприниматели допускают ошибки еще на этапе анализа тендера на предмет определения перспективы участия в нем. Приведем недоработки бизнеса и их возможные последствия (таблица 1).
Следует отметить, что многие из перечисленных упущений в работе предпринимателей могут встречаться как на старте ведения бизнеса в сфере госзакупок, так и в последующие периоды роста и развития компании. Многие недоработки связаны с отсутствием четкого понимания приведенных особенностей рынка B2G и взаимодействием с заказчиками на привычных началах обслуживания потребителей и бизнес-клиентов.
В целях недопущения таких последствий предпринимателям рекомендуется формировать и внедрять в работу бизнес-процессы, содержанием которых будет:
– глубокий анализ условий закупки;
– разрешение вопроса об адекватности всех условий закупки до принятия решения об участии в ней, а также подачи заявки на таковую;
– расчет итогового ценового предложения и контроль за сроками подписания контракта;
– исполнение контракта «буква в букву»;
– своевременное направление документов о приемке;
– обязательное ведение деловой переписки;
– контроль объема выполненных работ;
– контроль за работой субподрядчика.
Глубоко проработанные, отшлифованные, доведенные до персонала и усовершенствованные бизнес-процессы работы с госзаказчиками позволят существенно сократить перспективы неблагоприятных последствий для предпринимателей, способных поставить под угрозу само существование бизнес-проекта.
[1] Business-to-government, т. е. от бизнеса к государству, правительству
Больше материалов рубрики «Строительство»
Ставьте лайк, если вам понравилась публикация.
Подписывайтесь на канал и будьте в курсе отраслевых событий.