68,6K подписчиков

Реформатор русского театра. Александр Островский

Сегодня мы празднуем день русского языка и его "певца и глашатая" - Александра Сергеевича Пушкина.

Сегодня мы празднуем день русского языка и его "певца и глашатая" - Александра Сергеевича Пушкина. Но мы о нем уже писали, и не раз, так что самое время вспомнить других гениев русской словесности, смыслов, культуры. Например, тезку "солнца русской поэзии" - Александра Николаевича Островского. Подобно тому, как до Пушкина русский язык был словно раздроблен, а литература представляла собой нагромождение сложносочиненных тезисов, до Островского театр, драматургия в нашей стране были несколько тяжеловаты для восприятия их народом. Меж тем, как мы помним, искусство должно принадлежать именно ему.

Итак, Островский. Родился 12 апреля 1823 г. в Москве, в семьей чиновника московских департаментов Сената, потомственного дворянина и дочери пономаря.

Саша-гимназист
Саша-гимназист

Как и большинство ребят из подобных семей, маленький Саша поначалу обучался дома, затем перейдя в 1-ю московскую гимназию.

1-я Московская гимназия, альма-матер А.Н.Островского
1-я Московская гимназия, альма-матер А.Н.Островского

В 1840 г., успешно окончив ее, без вступительных испытаний поступил на юридический факультет Московского университета. Но, столь блестяще начав свое профессиональное обучение, сам же от него отказался - в 1843 г. по личному прошению был отчислен из университета. Чувствовал юный Александр, что, если и заниматься ему "писаниной", то совсем другого толка...

Следующие несколько лет он все же трудился, и почти по той, университетской специальности - канцеляристом, секретарем в разных судах. Кстати, как и его дважды коллега (ибо был и работником суда, и после - писателем) Лесков, Островский замечательно насобирал историй и сюжетов для дальнейших своих литературных опытов.

И вот, к середине 1840-х гг. у Александра Островского сложился замысел пьесы "Свои люди - сочтемся!" (первоначальное название - "Несостоятельный должник", также известна как "Банкрот"), посвященной жизни московского купечества. В январе 1847 г. газета "Московский городской листок" разместила небольшой отрывок из будущего произведения. Чуть позже это же издание напечатало одноактную пьесу Островского "Картины семейного счастья" (позднейшее название - "Семейная картина") и очерк "Записки замоскворецкого жителя".

Сегодня мы празднуем день русского языка и его "певца и глашатая" - Александра Сергеевича Пушкина.-4

Подлинная городская жизнь современников, с ее бытом, особенностями, нравами - на фоне которой творятся порой смешные, а порой эпические по масштабу истории. Вот, что увидели читатели в произведениях молодого автора.
Островский, что называется, стал входить в силу, становясь подлинным литератором со своим стилем, языком, смыслами. В 1850 г. Александр Островский стал сотрудником журнала "Москвитянин" (его так называемой молодой редакции, тяготевшей к славянофилам и разделявшей их интерес к фольклору и русской старине) и опубликовал в этом издании уже целиком пьесу "Свои люди - сочтемся!". Новость дошла до самого императора, по распоряжению которого произведение, в которой высмеивался обман, невежество и грубость в купеческой среде, запретили к постановке. Премьера в значительно подцензурной редакции состоялась лишь в 1861 г. в Александринском и Малом театрах). Кроме того, за Островским установили полицейский надзор, который сняли только в 1856 г.

В первой половине 1850-х гг. он начал обращаться к теме "народной комедии", положившей начало созданию национального театрального репертуара - "Не в свои сани не садись" (1853) и "Бедность не порок" (1854). К ним же в смысловом отношении примыкала драма "Не так живи, как хочется" (1854).
В 1856 г. Александр Островский по приглашению Николая Некрасова перешел в журнал "Современник". Для его пьес этого периода были характерны социальная острота и драматизм ситуаций.

Экранизации, постановки по пьесам Островского постоянно появляются по всему миру. "На всякого мудреца довольно простоты" - одна из них
Экранизации, постановки по пьесам Островского постоянно появляются по всему миру. "На всякого мудреца довольно простоты" - одна из них

В комедии "В чужом пиру похмелье" драматург впервые представил тип необузданного самодура, к описанию которого неоднократно обращался впоследствии. В комедии "Доходное место" автор подверг критике бюрократический аппарат, допускавший взяточничество, казнокрадство и круговую поруку.
Широкую известность получила теперь уже легендарная пьеса "Гроза" с трагической развязкой. Она и сегодня остается одной из популярнейших постановок по всей стране. Но не одними трагедиями и драмами был увлечен Островский - все мы знаем и любим комедийную трилогию о Бальзаминове (с успехом экранизированную уже в советское время).

Одна из любимых зрителями экранизаций - "Женитьба Бальзаминова" с блистательными Смирновой, Вициным, Мордюковой
Одна из любимых зрителями экранизаций - "Женитьба Бальзаминова" с блистательными Смирновой, Вициным, Мордюковой

Итак, это три произведения, объединенные одними действующими лицами: (1857 - "Праздничный сон - до обеда"; 1861 - "Свои собаки грызутся - чужая не приставай"; 1861 - "За чем пойдешь, то и найдешь", также известна как "Женитьба Бальзаминова").

Островский очень любил Россию, ее народ, но и путешествовать по миру не забывал.
Ездил в тогдашнюю еще Пруссию, Италию, Францию, Англию.
По возвращении из-за границы Островский создал драмы "Грех да беда на кого не живет" (1863) и "Пучина" (1866), комедии "Тяжелые дни" (1863), "Шутники" (1864), "На бойком месте" (1865).
К жанру народной комедии автор возвращался в произведениях "Не все коту масленица" (1871), "Правда - хорошо, а счастье лучше" (1876) и др. Особняком среди сочинений этого периода стояла пьеса в стихах "Снегурочка" (1873), соединившая в себе черты фольклорной сказки и лирической драмы.
Для поздних пьес Островского - "Последняя жертва" (1878), "Сердце не камень" (1880), "Не от мира сего" (1885) и др. - характерно сочетание лиризма и драматизма, в них вновь действуют положительные герои со сложным внутренним миром. В драме "Бесприданница" (1878) представлен образ любящей женщины, чьи искренность и доверчивость противопоставлены расчету и эгоизму окружающих.

Шедевральная экранизация "Бесприданницы"
Шедевральная экранизация "Бесприданницы"

В комедии "Таланты и поклонники" (1881) отражены закулисные нравы уже хорошо знакомой на тот момент автору артистической среды.

Александр Николаевич много сделал для театра, приблизив его художественное выражение к зрителю, оживив, сняв эти тяжеловесные полуоперные оковы вымученных поз, выпученных глаз мизансцен и актеров старой школы. В 19 веке мир менялся стремительно, на глазах, и театр, конечно, не мог оставаться прежним. В январе 1886 г. Александр Островский вступил в должность заведующего репертуарной частью московских императорских театров - Большого и Малого. Теперь он был не просто "теоретиком", пишущим для театра, но и непосредственно практиком. Недаром его называют отцом репертуарного русского театра. Драматургия Островского сочетала "крупный комизм" с изображением глубоких страстей и искренних чувств; характерной особенностью его произведений было мастерское использование богатства общенациональной лексики для создания речевых характеристик персонажей. Его пьесы - в первую очередь, созданные в 1870-1880-х гг., - были ориентированы не на отдельных актеров, а на весь актерский ансамбль. Исследователи расценивают этот подход как реформу ранее существовавшей русской театральной традиции.


Александр Островский скончался 14 июня (2 июня по старому стилю) 1886 г. в имении отца Щелыково на 64-м году жизни. Был похоронен на церковном кладбище в селе Николо-Бережки Костромской губернии. Сто пятьдесят лет его нет на свете, но есть русский театр, львиная доля постановок которого по всему миру - итог его замечательной деятельности.