В конце прошлого года умерла родственница. Ей было 87 и ее смерть, в целом, не стала неожиданностью. Мы были не особо близки, последний раз я ее видела лет 5 назад.
За всю свою жизнь я была на куче разных похорон: очень близких людей, знакомых, полузнакомых и даже незнакомых. Молодых и старых, умерших внезапно и после долгих болезней. Процедура мне известна и собственные реакции тоже. Я обычно адекватна и сдержанна.
В этот раз со мной случилась настоящая истерика. Все уже зашли для прощания, я же не могла сдвинуться с места. Ноги стали ватными и я захлебывалась в рыданиях.
У входа в зал стояли мужчины (из специальной службы), которые затем должны были нести гроб. Один из них раздавал свечки. Я кое-как собралась с духом, подошла к нему и услышала: "Вас там ждут. Соберитесь. Возьмите себя в руки". Естественно, я выдала в ответ отборную порцию яда и посоветовала раздавать свечи молча. Зашла и минут через 10 самостоятельно успокоилась.
Так вот. Какие выводы можно сделать? Обслуживающий персонал в этой сфере не особо в курсе как контактировать с людьми в критических состояниях. Это у меня еще лайтовая версия была и я в целом понимала, что со мной происходит и что делать. Хотя это удавалось с трудом и постоянно будто "выбивало".
Что можно было сделать? Рекомендовать взять себя в руки и подобные вещи не нужно, особенно незнакомым людям. Реакции могут быть разные, вербальная и невебральная агрессия в том числе. Можно спокойным и ровным голосом:
- спросить, хочет ли человек вообще идти в зал для прощания;
- спросить хочет ли человек сесть;
- предложить воду;
- дать салфетки, если у него нет;
- предложить побыть с ним рядом и не настаивать, если он не хочет;
- предложить выйти на улицу или в уборную, сопроводить, если нужно.
Не успокаивать в привычном смысле. Дать ему возможность проявить то, что происходит с ним. Не лезть обнимать, лучше уточнить, нужно ли ему это сейчас. Не болтать без остановки, а использовать четкие и ясные для понимания фразы.