Найти тему
Дмитрий Март

"Я был огорошен предложением!" - признался Александр ЛАЗАРЕВ-МЛАДШИЙ

Поводом для общения со СМИ стал грядущий юбилейный, 95-й сезон самого большого в Европе Центрального академического театра армии, в котором Александр Александрович с 6 декабря прошлого года, то есть полгода назад, стал главным режиссёром.

Фото из архива "Март-Life"
Фото из архива "Март-Life"

Это назначение многих удивило, поскольку Лазарев-младший на протяжении долгого времени, с 1990 по 2023 год, был ведущим артистом Московского театра «Ленком».

Как многим казалось, он давно уже стал его неотъемлемой частью. Лазарев-младший сыграл у Марка Анатольевича Захарова более двух десятков только главных ролей в самых различных спектаклях.

И вдруг такая ошеломляющая новость, которая стала для всех полной неожиданностью. С другой стороны, какому же театральному «солдату» не хочется стать еще и «генералом», причем как раз в Театре армии.

В культовом спектакле "Ленкома" "Юнона" и Авось". Фото из архива "Март-Life"
В культовом спектакле "Ленкома" "Юнона" и Авось". Фото из архива "Март-Life"

Отказался от высокого поста

Как выяснилось, ради того, чтобы занять пост главрежа, народный артист России даже отказался от кресла председателя Союза театральных деятелей России.

Хотя его кандидатуру на престижную должность предлагал никто иной, как сам предыдущий глава СТД — знаменитый актер Александр Калягин, на чьем курсе Лазарев-младший когда-то учился в Школе-студии МХАТ.

Однако Александр Александрович отклонил заманчивое предложение. По его словам, совмещать работу в театре и деятельность в Союзе театральных деятелей он просто физически не сможет.

К тому же в «Ленкоме» он поставил уже два успешных спектакля - «Поминальная молитва» и «Бег», так что и далее решил развиваться как режиссер. Ну а главный пост в СТД, как известно, занял новый худрук «Табакерки» (Театра Олега Табакова) Владимир Машков.

С родителями. Фото из архива "Март-Life"
С родителями. Фото из архива "Март-Life"

НАША СПРАВКА

Александр Лазарев-младший родился в 1967 году в Москве в семье народных артистов России Александра Сергеевича Лазарева-старшего (умер в 2011 году из-за оторвавшегося тромба в 73-летнем возрасте) и Светланы Владимировны Немоляевой.

Свою театральную карьеру он начал ровно 45 лет назад - в 1979 году, когда ему было всего 12 лет. Саша сыграл тогда роль маленького Феди Лямина, племянника главной героини Катерины Измайловой, в спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» в Театре Маяковского, где служили его именитые родители.

А в 1980-м, еще будучи школьником, Александр дебютировал на экране в телеспектакле «Тайна Эдвина Друда» в роли мальчишки. Примечательно, что в 1985 году он проходил обязательную воинскую службу как раз при Театре армии. И только потом, в 1990-м, окончил Школу-студию МХАТ и был принят в труппу «Ленкома».

Театр поражает своими масштабами. Фото из архива "Март-Life"
Театр поражает своими масштабами. Фото из архива "Март-Life"

Танковый въезд

Несколько слов об уникальном Театре армии, где служила одна из самых знаковых актрис еще советского театра и кино Фаина Раневская. Он находится на Суворовской площади у метро «Достоевская».

Многие гости Москвы специально его посещают только ради того, чтобы побывать в храме Мельпомены с самой большой в Европе сценической площадкой, которая даже приспособлена для показа массовых батальных сцен с участием настоящих танков и прочей боевой техники.

Наряду со знаменитыми семерыми «сестричками-высотками» грандиозное здание с 99 колонами также считается архитектурной жемчужиной в стиле сталинского ампира. Общая его площадь - 34 тысячи кв. метров. В нем 545 окон и 45 гримерок.

Высота сценической коробки равно 8-этажному дому. В Большом зале - 1511, а в Малом зале — 424 мест. За минувшие годы состоялось свыше 400 премьер. Количество сотрудников — 334.

В фильме "Тайна Эдвина Друда". Фото из архива "Март-Life"
В фильме "Тайна Эдвина Друда". Фото из архива "Март-Life"

Итак, предлагаем свой вариант вопросов и ответов во время встречи со СМИ.

Играл во время службы

- Александр Александрович, судя по всему, Театр армии для вас вовсе не чужой еще с времен обязательной военной службы.

- Конечно. Как говорил Олег Иванович Янковский, думал ли я, маленькой мальчик из Саратова, что окажусь в «Ленкоме»... Конечно, я тоже не думал, что окажусь в Театре армии.

Но именно в этих стенах я когда-то служил - с 1985 по 1987 год. Тогда при театре была специальная команда актеров-военнослужащих. Открою секрет: для нас, двадцати пяти ребят, которые попали в эту команду, такая служба была, конечно же, невероятным везением.

Потому что я не расставался с профессией, а имел счастье выходить на сцену. По идее, меня не должны были призвать, но время было такое, что тогда всех брали в армию, даже студентов. Так я, первокурсник, и оказался в строю. А после армии восстановился уже на втором курсе.

Именно в Театре армии я проявил себя практически во всех смыслах. И в массовке, и в эпизодах, а на исходе службы даже получил одну из главных ролей в одном детском спектакле.

Хотя основной моей задачей была монтировка сцены. Кроме того, я выполнял и прочие подсобные работы. Что очень здорово, поскольку это помогло мне узнать театр с разных сторон. Не только снаружи, но также изнутри.

Театр армии изнутри. Фото из архива "Март-Life"
Театр армии изнутри. Фото из архива "Март-Life"

Был огорошен предложением

- Как вы узнали о своем назначении?

- Позвонила директор театра Милена Юрьевна Авимская и попросила встретиться. Я стал отнекиваться. Но она долго не хотела мне говорить, о чем идет речь.

«Зачем нам встречаться? Разве нельзя обсудить все по телефону?» - я настаивал. Когда мы наконец встретились, я, разумеется, был огорошен предложением. Причем настолько, что попросил какое-то время подумать.

Правда, размышлял не очень долго, поскольку быстро понял, что такие предложения каждый день не поступают. Так что вскоре охотно согласился взвалить на себя всю ответственность новой должности.

Можете себе представить, что я почувствовал. У меня в сердце что-то екнуло. Конечно же, вспомнил и свою воинскую службу. С другой стороны, было ясно, что работы будет непочатый край.

Грядет юбилейный, 95-й сезон. В свое время визитной карточкой театра был спектакль «Давным-давно», который часто называют «Гусарской балладой». Был такой знаменитый фильм, в котором главную роль Шурочки Азаровой с блеском исполнила Лариса Голубкина.

В фильме "Союз спасения". Фото из архива "Март-Life"
В фильме "Союз спасения". Фото из архива "Март-Life"

После окончания ГИТИСа в 1964 году она как раз стала актрисой Театра армии и участвовала во многих спектаклях, в том числе долго играла Шурочку Азарову в постановке Алексея Попова «Давным-давно».

Надо сказать, что Алексей Дмитриевич Попов - это непосредственный ученик Станиславского и Немировича-Данченко. Он создал ряд спектаклей, вошедших в историю советского театра. Считается фактическим создателем Театра армии, который сам возглавлял в 1935—1958 годах.

Спектакль «Давным-давно» шел на протяжении многих лет. Его всячески берегли. Это как в Ленкоме «Юнона» и «Авось», «Синяя птица» во МХАТе или «Принцесса Турандот» в Театре Вахтангова.

Однако потом наша «Гусарская баллада» прекратила свое существование. Я считаю, что это неверное решение. Сейчас мы решили вернуть ее на заслуженное место.

Спектакль должен быть на нашей сцене всегда. Будут играть большие приглашенные звезды - Анна Большова и Дмитрий Дюжев. Они с огромной радостью приняли предложение.

В фильме "Провинциальный бенефис". Фото из архива "Март-Life"
В фильме "Провинциальный бенефис". Фото из архива "Март-Life"

Рвутся в бой

- Как вас встретила «армейская» труппа?

- Прежде всего хочу сказать, что труппа никакая не армейская. Могу вас заверить, что никого маршировать не заставляют. У нас коллектив творческих людей. Очень важно сохранять индивидуальность каждого артиста.

В Театре армии работают абсолютно самоотверженные артисты, преданные своей профессии. Все рвутся в бой и готовы ехать куда угодно. Никто не отказывается от предложений. Наоборот, с гордостью выполняют любые задания. В этом смысле труппа действительно «армейская».

И, кстати, очень дисциплинированная. А я знаю, о чем говорю, поскольку потратил немало времени, чтобы познакомиться буквально с каждым членом коллектива.

В сериале "Дипломат". Фото из архива "Март-Life"
В сериале "Дипломат". Фото из архива "Март-Life"

Поскольку я хотел поговорить со всеми с глазу на глаз, то на знакомство ушло полтора месяца. Конечно, можно было ограничиться просмотрами спектаклей, чтобы оценить актеров в деле, но мне этого показалось мало.

Личный контакт - это все же другое и для меня - это всегда очень важное составляющее, чтобы создать команду.

Я как раз за то, чтобы в театре была единая команда. Только в этом случае, уверен, у нас получится настоящее совместное творчество. Открою еще такой секрет: я не хочу слепого исполнения чужой воли.

Нет, пусть каждый раскрывает свой потенциал на том участке, где он трудится. Мне кажется, это оптимальный вариант взаимодействия с творческими людьми. Пусть действительно играют. Искренне, от всей души.

Тогда и спектакли получатся хорошие. Такой подход, как мне кажется, применим в любой сфере. Я вообще за безмолвное, за бессловесное понимание друг друга. Тогда возникает чувство партнерства. Поэтому и решил лично со всеми перезнакомиться.

С женой Алиной (Айвазян) в 2018 году, спустя  тридцать лет супружеской жизни, обвенчались. Фото из архива "Март-Life"
С женой Алиной (Айвазян) в 2018 году, спустя тридцать лет супружеской жизни, обвенчались. Фото из архива "Март-Life"

Новая подача

- Какие планы?

- Появятся яркие музыкальные спектакли. Так, сейчас в Москве очень востребован Глеб Матвейчук. Театры его буквально разрывают на части. Нам он предложил совершенно новую подачу классического «Ревизора» Николая Васильевича Гоголя с интересными сценическими решениями. Так что, уверен, премьера всем понравится.

А еще грядет 180-летие Русского географического общества. Мы договорились с композитором Максимом Дунаевским о выпуске мюзикла «Святая Анна». Это история о героях-полярниках, легендарных исследователях Арктики.

Примечательно, что впервые премьера спектакля, поставленного одной командой, состоится сразу в двух столицах — у нас и в питерском Театра музкомедии. Вот такой уникальный эксперимент.

В фильме "Честь имею!" (2004). Фото из архива "Март-Life"
В фильме "Честь имею!" (2004). Фото из архива "Март-Life"

- А сами что-то ставите?

- Открою и тут секрет: сейчас я работаю над спектаклем по роману Булгакова «Мастер и Маргарита». Это будет особый взгляд на произведение Михаила Афанасьевича.

Мы выделяем один пласт, а именно - линию Понтия Пилата. Это масштабный проект с участием практически всей труппы. Кроме того, будут и приглашенные актеры, обладающие хореографическими навыками.

Хотя речь не идет о чисто музыкальной постановке. Нет, это прежде всего драма. Но с большими хореографическими вкраплениями, которые языком движения и жестов дополнят основное действо.

- Кого пригласили?

- Уже есть договоренность о том, что в постановке примут участие Александр Балуев, Александр Домогаров и Максим Аверин. Работа началась еще в конце мая.

Напомню, что в прошлом году я поставил в «Ленкоме» спектакль «Бег» по одноименной пьесе Булгакова.

Над новой постановкой я решил пригласил эту же замечательную команду, в том числе художника-постановщика Ольгу Никитину, композитора Николая Парфенюка, балетмейстера Михаила Колегова, художника по свету Евгения Виноградова. Рабочее название спектакля — просто «Роман».

- Благодарим за беседу, желаем дальнейших творческих успехов!

Читайте другие материалы автора: