Blondie: Любовь и разлука

Blondie, фото Майкл Загарис
Blondie, фото Майкл Загарис

С 1974 по 1982 годы Дебби Харри и Крис Стейн были неразлучными любовниками и коллегами по группе в Blondie. Сейчас гитарист легендарной группы выпускает «Under a Rock» — книгу воспоминаний о былом

Тим Льюис для The Observer

В конце 1970-х в центре Манхэттена музыкант Крис Стейн подружился с молодым художником Жан-Мишелем Баския. Оба ещё не стали знаменитыми культурными фигурами: Стейн только начал зарабатывать деньги как гитарист нью-йоркской группы новой волны Blondie, которую он основал вместе с певицей Дебби Харри в 1974 году; подросток Баския, не имея возможности покупать холсты, рисовал граффити на стенах, на полу или любом доступном материале.

«Я довольно хорошо знал Жана и сказал ему: "Напиши картину", — вспоминает Стейн сейчас общаясь по видеозвонку из своей квартиры в Нью-Йорке. — Я почти уверен, что это была первая вещь, которую он сделал на холсте, потому что до этого он рисовал на картоне. Он знал, что я интересуюсь военной темой, поэтому нарисовал солдат, сражающихся с маленькими пушками и стреляющих. Это было довольно монохромно и на большом куске мешковины, грубого холста, не натянутого на раму, просто самого по себе. И он продал это мне за 200 долларов. Потом я услышал, что он рассказывал людям, как он меня облапошил за 200 долларов».

Однако несколько лет спустя, перед смертью Баския от передозировки наркотиков в 1988 году в возрасте 27 лет, Стейн оказался без денег. Он продал картину за 10 000 долларов Диего Кортесу, арт-куратору и соучредителю клуба Mudd Club, где тусовались Стейн и Баския. Я замечаю — вероятно, не слишком уместно — что эта сумма является лишь малой долей того, сколько она бы стоила, если бы Стейн сохранил её: ценовой рекорд для картины Баския — Без названия 1982 года, которая была продана за 110,5 миллиона долларов в 2017 году.

Дебби объявила, что кто-то высунулся из грузовика и крикнул ей: «Эй, блонди!», и это вдохновило на название группы

«Конечно, да, — отвечает Стейн, которому теперь 74 года, с ироничной улыбкой. — Нет, я бы хотел получить больше его работ. То же самое с Энди [Уорхолом], но так уж оно было. Я мог бы купить всех его чёртовых Мэрилин и Элвисов и тому подобное, но я видел это всё время, поэтому это было типа: "Ну ладно..."»

Стейн, с густыми платиновыми волосами, аккуратно разделёнными на пробор, и аккуратной бородкой, полон таких историй: коренной житель Нью-Йорка, его второй дом в 1970-х годах, кажется, был клуб CBGB's, печально известное музыкальное заведение в Ист-Виллидже, которое было центром панк и новой волны. Его товарищами в то время могли быть Ramones, Уильям Берроуз, Лу Рид или Дэвид Боуи. Или, конечно, Харри, которая была романтическим партнёром Стейна более десяти лет до середины 80-х и теперь уже полвека его друг. Когда во время ковидного локдауна Стейн начал работу над своими мемуарами, он беспокоился о том, что читатели не поверят, что все эти «странные» истории действительно произошли. «В книге "Under a Rock" много странных вещей, — говорит Стейн о книге, которая выходит на этой неделе. — Самой большой задачей для меня было сделать так, чтобы все эти сотни, тысячи маленьких анекдотов имели логическое повествование».

Стайн с Дебби Харри, 1990 год. Фотография: Paul Natkin/WireImage
Стайн с Дебби Харри, 1990 год. Фотография: Paul Natkin/WireImage

В книге действительно есть интересные моменты. Например, когда в 1977 году Игги Поп попросил Blondie открывать его тур на двадцать концертов по США. Удивительно, но Боуи согласился играть на клавишных в группе Игги (путешествуя между выступлениями в лимузине), и однажды, когда он остался один с Харри, он спросил её: «Можно я тебя трахну?» Харри с невозмутимым лицом ответила: «Не знаю, сможешь ли?» Игги тоже проявил интерес, но Харри его тоже отвергла.

Волновало ли это Стейна? «Нет, — говорит он. — Дебби тогда рассказала мне об этом, и это было просто... Думаю, они чувствовали себя обязанными. И я не знаю, насколько сильно Игги к ней приставал, потому что с ним в туре была девушка. Так что я бы спросил её об этом, но Боуи точно это делал».

Blondie на Оксфорд-стрит, Лондон, 1977 год (слева направо): Клем Берк, Джимми Дестри, Дебби Харри и Крис Стайн. Фотография: Ian Dickson/Rex Features
Blondie на Оксфорд-стрит, Лондон, 1977 год (слева направо): Клем Берк, Джимми Дестри, Дебби Харри и Крис Стайн. Фотография: Ian Dickson/Rex Features

Однако, возможно, самый удивительный элемент «Under a Rock» — это то, насколько ясно и неромантично Стайн описывает Нью-Йорк 70-х и 80-х годов. Возможно, в те десятилетия город и был творческим очагом, но в повседневной жизни его можно было сравнить с автокатастрофой. В тот период Стейн был в плену наркотиков — сначала травки, потом кокаина и героина — и хотя он вышел из этого состояния, многие из его близких друзей, например Баския, не смогли. Преступность вышла из-под контроля: Стейна неоднократно грабили и обворовывали; в одной из жутких сцен он описывает, как мужчина заставил его и Гарри войти в их квартиру под угрозой ножа, связал их в разных комнатах и изнасиловал Харри. «Прошли годы, но я всё ещё хочу убить этого человека; не самое хорошее чувство», — пишет Стейн.

«Это была опасная среда, — говорит он. — На нас нападали, все это происходило со всеми. В центре города это не так сильно касалось богатых людей, но мы все жили на задворках общества, так что это была совсем другая ситуация».

«Все, кого я знал в Нью-Йорке, в какой-то момент говорили, насколько здесь ужасно, и хотели уехать, — продолжает Стейн. — Но никто не уехал. Это просто было частью духа времени: быть несчастным и подавленным окружением, которое было очень мрачным. Где мы жили на Бауэри [в Нижнем Ист-Сайде Манхэттена]… ах, сейчас вы проходите мимо, и напротив стоят огромный чертов Whole Foods и New Museum, который является очень модным корпоративным художественным проектом. Мне просто смешно, потому что это так противоречит друг другу. Это просто умопомрачительно».

Стайн вырос по другую сторону Ист-Ривер, в послевоенном Бруклине. Его родители, Бен, эмигрант из России, и Стел, имевшая армяно-румынское происхождение, встретились на собрании Коммунистической партии в Нью-Йорке, но Стайн признает, что это, вероятно, звучит «более гламурно и/или ужасно», чем было на самом деле. В детстве он был мечтателем, а после смерти отца в 13 лет и нескольких первых приемов ЛСД в конце подросткового возраста у него начались галлюцинации и психотические приступы. Несколько недель он провел в лечебницах, и с помощью лекарств бред уменьшился.

С 1974 по 1982 годы Дебби Харри и Крис Стейн были неразлучными любовниками и коллегами по группе в Blondie.-4

Музыка всегда была для него всепоглощающей: во время одного из кризисов психического здоровья он был одержим идеей, что альбом «White Album» группы Beatles записан вживую и группа должна воссоздавать его каждый раз, когда кто-то проигрывает пластинку на своем стерео. Другим важным артистом для Стейна в конце 60-х был Dr. John, чья музыка сочетала ритмы вуду с блюзом, джазом и фанк из Нового Орлеана. Во время визита в Великобританию в начале 70-х он случайно попал на карнавал в Ноттинг-Хилле и впервые по-настоящему познакомился с регги. «У меня были очень разнообразные музыкальные вкусы, — говорит Стейн. — Я всегда искал новые формы и пытался внедрить разрозненные элементы в музыку».

Эти склонности к эклектике в конечном итоге нашли выход в группе Blondie. Стейн только что закончил обучение в Школе визуальных искусств Нью-Йорка и играл на гитаре в разных группах, когда в 1973 году он пошел на концерт трио Stilettos в таверне Bobern. В то время Дебби Харри была брюнеткой, работала в парикмахерской в Нью-Джерси. «Она была суперхаризматичной даже на этой ранней стадии, — вспоминает Стейн. — Я, наверное, увидел то, что люди увидели позже, просто гораздо раньше. И она была просто до чертиков милой. До чертиков милой: это было безумие! И к тому же, она была отличной певицей, так что это было, наверное, немного всё вместе».

Крис Стейн у себя дома в Нью-Йорке. Фото Майк МакГрегор для журнала Observer New Review, май 2024 года.
Крис Стейн у себя дома в Нью-Йорке. Фото Майк МакГрегор для журнала Observer New Review, май 2024 года.

Харри, которая написала предисловие к книге «Under a Rock», описывает это так: «Через несколько недель нам понадобился басист, и Крис и я начали то, что стало очень долгими музыкальными и любовными отношениями».

Вскоре после этого Харри, скучая на работе, коротко остригла волосы и покрасила их: так родилась Blondie. «Я помню, когда она пришла домой с прической а-ля Твигги, — говорит Стейн. — А некоторое время спустя она просто объявила, что кто-то высунулся из грузовика и крикнул ей: "Эй, блонди!", и это вдохновило на всё остальное. Мы искали название, и это вдруг показалось идеальным».

Для Харри "вокалисткой Blondie" был персонаж, которого она изобрела. Фото Gie Knaeps
Для Харри "вокалисткой Blondie" был персонаж, которого она изобрела. Фото Gie Knaeps

Успех для Blondie, состоящей из Харри, Стейна и нестабильного состава из трех или четырех других участников, иногда известных как «парни», был далеко не предопределен. Их первые два альбома завоевали небольшую популярность, больше в Великобритании, чем в США. Но только с выпуском третьего альбома «Parallel Lines» в 1978 году, который сочетал пауэрпоп, новую волну и диско, группа вышла из андеграунда на широкую публику. Включая классические треки «Hanging on the Telephone», «One Way Or Another» и мировой хит «Heart of Glass», этот альбом стал самым продаваемым в Великобритании в 1979 году и разошелся тиражом более 20 миллионов копий по всему миру.

«Не думаю, что кто-то действительно ожидал чего-то, — говорит Стейн о прорыве Blondie в 1970-х. — New York Dolls, которые были образцом для многих из нас на даунтаун-сцене, отправились покорять Америку и не имели успеха. И прошло несколько лет, прежде чем к нам начали проявлять внимание извне. Одними из первых, кто обратил на нас внимание в CBGB, были представители британской музыкальной прессы, Melody Maker и те ребята, которые приезжали сюда, очень рано, еще до того, как нас заметила национальная американская пресса».

Следующие несколько лет были размытыми, особенно для Стейна, чье употребление наркотиков вышло из-под контроля. Были и другие яркие моменты: не в последнюю очередь синглы «Atomic», «Call Me» и «Rapture», написанные Харри и Стейном, последний из которых стал первой песней с рэпом, достигшей первого места в США (в клипе снялся Баския, так как Grandmaster Flash не явился). Но с учетом ожиданий лейбла выпускать как минимум один альбом в год и необходимости поддерживать его турами, в группе вспыхнуло напряжение, и в ноябре 1982 года они распались. «Было трудно выдерживать такой темп, — говорит Стейн. — Вот почему всё самоуничтожились через какое-то время в начале 80-х. Было огромное давление. И просто наши собственные слабости и все эти наркотики. По крайней мере, для меня».

Также стало ясно, что Стейн болен. У него были волдыри по всему спине и ногам: он боялся, что это может быть СПИД, но в 1983 году ему поставили диагноз «пемфигус», аутоиммунное заболевание, которое со временем удалось взять под контроль с помощью стероидов. Харри ухаживала за Стейном, но их отношения подверглись испытанию, так как они оба проходили реабилитацию от наркозависимости. «Дебби и я перестали ладить друг с другом», — пишет он в «Under a Rock». — «Возможно, отчасти из-за того, что она бросила метадон, а я продолжал его принимать, возможно, по многим другим причинам, но наши отношения подошли к концу, и она съехала».

Группа и его отношения распались — был ли это хаотичный период для Стейна? «Я всегда как мальчик, стоящий на горящем корабле», — говорит он, ссылаясь на стихотворение 1826 года «Касабьянка»
Фелиции Доротеи Хеманс. — «Я поклонник хаоса, мне он нравится. Но, наверное, неизбежно есть частички тебя, которые сбиваются с толку от избытка хаоса. Думаю, это принесло свои плоды, но это не то, против чего я выступаю».

Крис Стейн в Атланте, штат Джорджия, 1979 год. Фотография: Tom Hill/WireImage
Крис Стейн в Атланте, штат Джорджия, 1979 год. Фотография: Tom Hill/WireImage

Стейн старательно избегает гламуризации употребления наркотиков, как в разговоре, так и в книге. В 1999 году он женился на актрисе Барбаре Сикуранца, и у них родились две дочери, Акира и Вали. В прошлом году Стейн объявил, что Акира, 19 лет, умерла от случайной передозировки. «Это было самое трудное, с чем я когда-либо сталкивался, и с чем продолжаю жить», — пишет он в «Under a Rock». — «Я думал, что представил своим детям собственный опыт с наркотиками в негативном свете, но меня мучает чувство вины, что любой посыл мог быть неправильно понят».

С тех пор как умерла Акира, Стейн задумывается, возможно ли изменить свою судьбу. В своих мемуарах он ссылается на роман 1915 года «Странная жизнь Ивана Осокина» русского автора П. Д. Успенского, в котором маг дает Ивану шанс исправить ошибки прошлого (эта идея позже вдохновила фильм «День сурка»). Но, несмотря на новый старт, Иван обречен повторять свои действия снова и снова, и Стейн соглашается с этим. «Я не знаю, было ли бы легко сделать что-то по-другому», — говорит он.

Blondie воссоединились в 1997 году и вернулись с успехом: их сингл «Maria» занял первое место в Великобритании, дав группе возможность (наряду с Майклом Джексоном) возглавить чарты в 1970-х, 80-х и 90-х годах. Они были введены в Зал Славы Рок-н-Ролла в 2006 году. Их последний альбом «Pollinator» вышел в 2017 году и получил хорошие отзывы, но Стейн делится, что Blondie недавно закончили новый альбом, который может выйти в этом году. «Он хорош», — говорит он, — «отчасти экспериментальный».

Стейн больше не выступает с группой на концертах и не уверен, что будет снова. «После 50 лет и всех моих проблем со здоровьем, я живу более оседлой жизнью», — говорит он. — «Просто жить в отелях и летать самолетами тяжело. У меня чертово заболевание сердца, и я на завершающем этапе борьбы с раком простаты, поэтому я просто решил: „Да пошло оно всё“, понимаете?»

«Может, мне стоило больше пить, как Кит [Ричардс],» — продолжает он. — «Я не знаю, как эти парни это делают, но респект им».

Несмотря на проблемы со здоровьем, Стейн живет комфортно, деля свое время между квартирой в Манхэттене и большим домом на севере штата Нью-Йорк. «Бог знает, что будет в мире», — говорит он. — «Возможно, нам придется отступить в леса». Тем не менее, Стейн все еще работает и зарабатывает на жизнь, продавая фотографии, которые делает с 1970-х годов. «Музыкальный бизнес — это маленький процент людей на вершине, и огромное количество людей под ними, которые просто работают изо дня в день», — говорит он. — «Мы почти достигли вершины, но я никогда не видел Blondie как группу класса А. Я вижу её как большую культовую группу».

Тем не менее, Blondie, похоже, находит новую аудиторию: в прошлом году группа выступала на Coachella и на сцене Пирамида в Гластонбери, где толпа раскачивалась в унисон с «Heart of Glass», под управлением Харри, теперь уже 78-летней, в зеркальном козырьке и футболке CBGB. «Нас определенно ценят, у нас много доверия за нашу аутентичность», — говорит Стейн. — «В то время как некоторые люди, которые находятся выше по музыкальной иерархии, могут считаться теми, кто продался чуть больше, чем мы».

Стейн смеется: «Как я всегда говорю: „Продаться — значит получить деньги“».

Книга Криса Стейна «Under a Rock» вышла в издательстве Corsair 6 июня