1 подписчик

Оценка реализации модели развития цифровой компетенции педагогических кадров общеобразовательной школы в процессе корпоративного обучения

Для определения результативности внедрения разработанной модели корпоративного повышения цифровой компетентности педагогов школы №... был проведен комплексный мониторинг ее эффектов. Он включал в себя различные диагностические процедуры, позволившие оценить достигнутые изменения как на уровне отдельных педагогов, так и на институциональном уровне в целом.

Диагностика персональных образовательных результатов педагогов, прошедших обучение, осуществлялась с помощью валидизированного инструментария - анкеты «Цифровые компетенции современного педагога», описанной ранее. Сравнительный анализ данных входного и итогового анкетирования по четырем основным блокам анкеты позволил зафиксировать следующую позитивную динамику:

По блоку «Информационная грамотность»:

- доля педагогов, уверенно владеющих навыками эффективного поиска информации в интернете, выросла с 80% до 100%;

- значительно (до 90%) увеличилось число учителей, освоивших инструменты работы со специализированными образовательными онлайн-ресурсами и базами данных;

- существенно возросла (до 85%) доля педагогов, систематически использующих сервисы для сетевой групповой работы над документами.

По блоку «Коммуникация и сотрудничество»:

- количество педагогов, регулярно применяющих цифровые технологии для организации учебного взаимодействия, увеличилось до 90%;

- значительно выросла (до 80%) доля учителей, активно участвующих в сетевых профессиональных интернет-сообществах;

- более 70% педагогов отметили повышение своих навыков цифровой коммуникации с учетом норм сетевого этикета.

По блоку «Разработка и использование цифрового образовательного контента»:

- доля учителей, уверенно применяющих критерии отбора качественных ЦОР, возросла более чем в 2 раза (до 75%);

- количество педагогов, самостоятельно разрабатывающих мультимедийные учебные материалы, увеличилось в 3 раза (до 60%);

- существенный рост (до 70%) продемонстрировало число учителей, освоивших цифровые инструменты организации учебной онлайн-коммуникации и оценивания.

По блоку «Цифровая безопасность»:

- значительно (до 80%) выросла доля педагогов, осведомленных о правилах безопасного поведения в цифровой среде и приемах защиты персональных данных;

- более чем в 2 раза (до 65%) увеличилось количество учителей, обладающих навыками превенции и профилактики онлайн-рисков у школьников.

В среднем интегральный показатель сформированности базовых компонентов цифровой грамотности педагогов по итогам обучения вырос на 30% по сравнению с исходным уровнем. При этом наиболее выраженный прогресс был зафиксирован в части разработки ЦОР и обеспечения информационной безопасности.

Ценные данные были получены при анализе созданных педагогами цифровых образовательных продуктов (мультимедийных ресурсов, сценариев онлайн-занятий и др.). Внешняя экспертиза продемонстрировала их достаточно высокое технологическое и методическое качество:

- более 70% продуктов были оценены экспертами на «отлично», около 20% - на «хорошо»;

- свыше 60% разработок получили рекомендацию к тиражированию в других школах;

- каждый четвертый продукт был представлен педагогами на региональных конкурсах ЦОР.

Об эффективности программы косвенно свидетельствовало и заметное повышение сетевой активности педагогов, зафиксированное средствами веб-аналитики:

- число учительских аккаунтов в профессиональных онлайн-сообществах выросло на 50%;

- количество тематических дискуссий с участием педагогов школы увеличилось в 2,5 раза;

- стало в 3 раза больше учебных и методических материалов, которыми педагоги поделились онлайн.

Это подтверждает выраженный эффект программы в плане интенсификации цифрового сотрудничества и взаимообучения педагогов.

Значимая динамика была выявлена и на уровне самооценки учителями своих образовательных достижений. По итогам работы с индивидуальными цифровыми портфолио:

- 80% педагогов отметили существенный прирост персональных ИКТ-компетенций;

- 75% зафиксировали в портфолио факты успешного внедрения цифровых продуктов в реальный учебный процесс;

- для 60% обучение стало стимулом разработки новых ИКТ-проектов в своей педагогической деятельности.

Переходя к оценке общешкольных (институциональных) эффектов реализации модели, следует отметить:

- рост среднего показателя ИКТ-компетентности педагогического коллектива на 25%;

- двукратное увеличение количества педагогов, вовлеченных в инновационную и проектную деятельность с использованием цифровых технологий;

- повышение на 20% доли учебных занятий и внеурочных мероприятий, проводимых с применением ЦОР;

- появление в школе новых механизмов научно-методической поддержки ИКТ-активности педагогов (сообщества практики, тьюторство, банк цифровых кейсов и др.).

Принципиально значимо, что система корпоративного ИКТ-обучения дала импульс развитию сетевых форм профессионального взаимодействия педагогов как внутри школы, так и за ее пределами:

- количество учителей, участвующих в онлайн-сообществах и форумах, выросло более чем в 2 раза;

- в 3 раза увеличилось число сетевых образовательных проектов и событий, инициированных педагогами школы;

- установлены партнерские связи с целым рядом инновационных школ для совместной разработки и апробации передовых моделей ИКТ-насыщенной педагогической деятельности.

Нельзя не отметить и заметную интенсификацию процессов диссеминации инновационного опыта педагогов школы в области применения цифровых технологий:

- свыше 20 разработанных ими мультимедийных уроков и образовательных кейсов были опубликованы в региональном банке педагогических инноваций;

- почти в 3 раза выросло количество выступлений учителей на научно-практических конференциях и семинарах с презентацией собственных цифровых наработок;

- школа стала соорганизатором регионального конкурса методических разработок с применением ИКТ.

На системном уровне значимым маркером эффективности реализованной модели выступает тот факт, что опыт школы №37 по организации внутрикорпоративного ИКТ-обучения педагогических кадров был рекомендован для диссеминации в масштабах всего региона. На базе школы были проведены стажировки для управленческих команд других образовательных организаций, а сама она получила статус региональной инновационной площадки по проблеме развития кадрового потенциала цифровизации образования.

Конечно, далеко не все удалось реализовать в полной мере. Определенным барьером для части педагогов старшего поколения стала необходимость быстрого освоения достаточно сложного технологического инструментария. Далеко не сразу удалось преодолеть скепсис и психологические барьеры части учителей в отношении применимости цифровых технологий в обучении. Сохраняется определенный дефицит материально-технических ресурсов для полномасштабного развертывания электронной образовательной среды школы.

Вместе с тем, осуществленный мониторинг со всей очевидностью показал: даже за сравнительно небольшой период функционирования модель корпоративного повышения квалификации позволила добиться впечатляющего прогресса ИКТ-компетенций педагогического коллектива, причем не только операциональных навыков, но и ценностных установок по отношению к цифровизации образования.

Что еще более ценно - произошел перелом в самосознании педагогов. Большинство из них перестали воспринимать цифровые технологии как некую неизбежную данность, навязываемую извне. Учителя увидели в них мощный ресурс для творческой самореализации, достижения новых образовательных результатов у школьников. В коллективе сформировалось ядро педагогов-исследователей, для которых проектирование, апробация и внедрение цифровых образовательных инноваций становится приоритетным направлением профессионального развития.

На глазах преображается сама философия и организационная культура школы. Она превращается в самообучающуюся организацию, открытую к постоянному освоению всего передового, в подлинную лабораторию опережающих педагогических практик. Складывается атмосфера командной работы и сотворчества, в которой каждый педагог вносит свой уникальный вклад в совершенствование ИКТ-насыщенной образовательной среды.

Конечно, достигнутые результаты - это лишь первые шаги на пути системной цифровой трансформации школы. Впереди - амбициозные задачи по выращиванию сообщества педагогов-инноваторов, способных не просто грамотно применять существующий цифровой инструментарий, но и выступать в роли со-проектировщиков образовательного пространства будущего. Необходимо обеспечить перевод в «цифру» всех ключевых направлений деятельности школы, а не только собственно обучения. Требуют концептуального осмысления новые для традиционной педагогики феномены виртуальной дидактики, цифровой социализации и воспитания, смешанного обучения.

Но самое главное - нельзя допустить, чтобы инструментальная сторона цифровизации возобладала над ценностно-смысловой. Педагогическому коллективу школы предстоит большая интеллектуальная работа по осмыслению миссии образования в цифровую эпоху, выработке собственной мировоззренческой позиции в отношении высокотехнологичного образования. Только в этом случае ИКТ действительно станут не данью моде, а органичным продолжением педагогической философии, нацеленной на формирование свободной, нравственной и созидающей личности.

Поэтому столь важно, чтобы проделанная школой работа по внедрению модели корпоративного ИКТ-образования не стала разовым мероприятием, после которого все вернется на круги своя. Напротив, она должна переформатировать саму управленческую идеологию школы, стать катализатором разработки полномасштабной программы ее цифровой трансформации.

Контуры такой программы уже начинают проявляться:

- ведется работа над концепцией «Школа как цифровая образовательная экосистема», переосмысливающей весь комплекс внутришкольных отношений и процессов в контексте вызовов цифровой эпохи;

- проектируется развитие материально-технической базы, отвечающее задачам опережающей цифровизации образовательного процесса;

- разработана «дорожная карта» поэтапного погружения всех участников образовательных отношений в цифровую среду на основе принципа добровольности и учета индивидуальной готовности;

- осваиваются механизмы онлайн-взаимодействия школы с родителями, местным сообществом, сетью социальных партнеров;

- планируются меры по цифровой модернизации системы управления школой (электронный документооборот, сервисы аналитики больших данных, технологии дополненной реальности и др.).

Интеграция всех этих новшеств в целостную инновационную стратегию развития образовательной организации - вот высший критерий подлинной продуктивности проведенной работы по корпоративному развитию ИКТ-компетентности. А разработанная и апробированная модель повышения цифровых компетенций педагогов становится не просто одним из механизмов достижения этих амбициозных целей, но своего рода интеллектуальным и технологическим ядром грядущих преобразований.

Здесь невозможно обойтись без серьезного научного сопровождения. Именно поэтому в школе запускается полномасштабная инновационная деятельность по проектированию и апробации прорывных моделей ИКТ-насыщенного образования в тесной кооперации с вузами и академическими институтами. Научное руководство этой работой осуществляет специально созданная лаборатория цифровой дидактики. И сами педагоги школы выступают уже не в роли пассивных реципиентов спускаемых «сверху» рекомендаций, а как полноправные соисследователи, участвующие в генерации инновационных идей и разработок.

Конечно, путь этот не будет простым и быстрым. Наверняка школу ждет еще немало проблем и даже неудач. Но самое главное уже достигнуто - в коллективе сформировалась критическая масса педагогов, для которых цифровая трансформация образовательного процесса становится осознанным жизненным приоритетом и пространством профессиональной самореализации. Появилось то, что можно назвать инновационным поведением, - психологическая готовность постоянно учиться новому, критически анализировать свою деятельность, инициативно включаться в проектные команды.
А значит, какие бы вызовы ни готовило нам стремительно меняющееся будущее - школа №... сможет достойно ответить на них. Ведь главным ее конкурентным преимуществом становится креативный потенциал педагогов, их способность не просто идти в ногу с технологическим прогрессом, но и выступать интеллектуальными лидерами в построении по-настоящему прорывных образовательных практик цифровой эпохи.

Таким образом, можем сделать выводы:

Подводя итог проведенному исследованию эффективности разработанной модели корпоративного развития цифровых компетенций педагогов, можно с уверенностью констатировать: технология доказала свою состоятельность как мощный механизм профессионально-личностной трансформации учительства в соответствии с вызовами образования будущего. Об этом свидетельствует выраженная положительная динамика всех ключевых показателей ИКТ-компетентности педагогического коллектива школы, подтвержденная данными внешней экспертизы и самооценки.

Реализация модели запустила процесс системных изменений в укладе школьной жизни, привела к становлению качественно новой корпоративной культуры, в которой цифровые технологии воспринимаются не как "довесок" к традиционному обучению, а как органичная часть инновационного образовательного ландшафта. Культуры, пронизанной духом творческого поиска и командной работы, непрерывного профессионального саморазвития в насыщенной интеллектуальными вызовами высокотехнологичной среде.

Принципиальным результатом стало изменение профессионального мировоззрения и самоидентификации педагогов. Благодаря использованию в корпоративном обучении развивающих форматов и технологий, акценту на проектную деятельность и продуктивную коммуникацию учителя начали осознавать себя не пассивными реципиентами спущенных "сверху" ИКТ-новаций, а подлинными архитекторами нового образовательного пространства, субъектами коллективного творчества по его моделированию и освоению.

Особенно ценно, что эффекты реализации модели не замкнулись в границах отдельно взятой школы. Напротив, они стали своеобразным "вирусом" инноваций, стремительно распространяющимся по учительскому сообществу. Диссеминация лучших практик и кейсов через сетевые профессиональные площадки, проведение открытых методических мероприятий, активное включение педагогов в межрегиональное сотрудничество в сфере EdTech - все это не только усилило авторитет школы как флагмана образовательных инноваций, но и в целом придало качественно новый импульс модернизации региональной системы образования.

Вместе с тем опыт высветил и целый ряд "проблемных зон", преодоление которых станет необходимым условием устойчивости достигнутых эффектов. Это и все еще недостаточный уровень цифровой инфраструктуры школы, не всегда поспевающей за стремительным ростом технологических амбиций педагогов. И психологическая неготовность части учителей к кардинальной перестройке привычных дидактических подходов, сопротивление изменениям, воспринимаемым как угроза личному и профессиональному комфорту. И дефицит релевантных моделей оценки качества и результативности инновационной деятельности педагога в цифровой среде.

Преодоление этих барьеров потребует серьезных организационно-управленческих усилий - от выстраивания системы моральных и материальных стимулов для лидеров инноваций до обеспечения преемственности программ корпоративной подготовки с методической работой и аттестацией кадров. Важную роль должны сыграть и меры по интеграции школы в передовую инновационную инфраструктуру - технопарки, бизнес-инкубаторы, ресурсные центры, обеспечивающие доступ учителей к новейшим разработкам в сфере EdTech.

Но самое главное - необходимо дальнейшее концептуальное переосмысление самой сути корпоративного обучения в контексте становления школы будущего. Из технологии ликвидации пробелов в цифровых навыках педагогов оно должно перерасти в платформу непрерывного проектирования образа желаемого будущего, выработки ценностных смыслов и философии высокотехнологичного образования. Стать уникальной интеллектуальной средой, в которой кристаллизуется профессиональное мировоззрение российского учителя XXI века - созидателя, мыслителя, гуманиста цифровой эпохи.

Это, в свою очередь, потребует синергии ресурсов и компетенций широкого круга субъектов - лучших школ и вузов страны, исследовательских центров и бизнес-структур, профессиональных ассоциаций и экспертных сообществ. Только на основе сетевого партнерства и кооперации мы сможем обеспечить "прорывной" характер корпоративного образования педагогов, его выход на уровень упреждающего проектирования и апробации моделей компетенций Учителя будущего.

Необходима серьезная методологическая, исследовательская и организационная работа по превращению корпоративного обучения в общенациональную инновационную инфраструктуру профессионального развития педагогических кадров, синхронизированную с глобальной повесткой трансформации образования в цифровую эпоху. Нужны прорывные научные разработки на стыке педагогической науки, когнитивных исследований, нейротехнологий, дающие учителю опережающие ориентиры личностного и профессионального роста.

Амбициозность этих задач не должна пугать. В конце концов, способность к творческому дерзновению и интеллектуальной смелости всегда были визитной карточкой российского учительства. И нет сомнений, что педагоги, прошедшие школу корпоративного обучения нового типа, смогут не просто адаптироваться к стремительно меняющемуся миру, но и стать лидерами и визионерами позитивных изменений. Стать ориентиром и камертоном для образовательной системы страны в эпоху непростых вызовов и увлекательных открытий.

Наше исследование - лишь первый шаг на этом захватывающем пути. Необходима широкая консолидация педагогического сообщества, государства и общества вокруг идеи опережающей подготовки кадров для школы будущего. Объединение интеллектуальных сил и ресурсов для проектирования принципиально новых, сообразных социокультурным реалиям XXI века моделей профессионально-личностного развития педагога.

Только так мы сможем сформировать в России учительский корпус, не просто идущий в ногу со временем, а опережающий его. Корпус высокомотивированных профессионалов, черпающих энергию роста в технологических вызовах современности. Подлинных интеллектуалов-инноваторов, увлеченно конструирующих образовательную реальность будущего - гуманную, творческую, устремленную к новым горизонтам познания.
Следовательно, можем сделать выводы:
1. В условиях стремительной цифровизации всех сфер жизни, включая образование, ключевым фактором профессионального развития современного педагога становится его ИКТ-компетентность. Речь идет не просто об освоении отдельных цифровых инструментов и ресурсов, но о формировании целостной системы знаний, навыков и установок, обеспечивающей готовность учителя к полноценной профессиональной самореализации в высокотехнологичной образовательной среде. Недостаточная подготовленность большинства педагогов к работе в условиях тотальной «цифры» - один из главных барьеров информатизации школы.

2. Традиционная система повышения квалификации часто не успевает за стремительными темпами цифровой трансформации образования. В этих условиях наиболее перспективной представляется ставка на активизацию внутреннего инновационного потенциала самих школ в форме корпоративного обучения педагогических кадров. Такой подход обеспечивает непрерывность, практикоориентированность и адресность ИКТ-подготовки учителей, позволяет наиболее полно учесть кадровые потребности конкретной образовательной организации.

3. В ходе исследования была разработана, теоретически обоснована и экспериментально апробирована структурно-функциональная модель развития цифровых компетенций педагогов средствами корпоративного обучения. Данная модель интегрирует концептуальные основания, содержательно-технологическое наполнение и критерии результативности внутришкольной системы формирования ИКТ-компетентности педагогических кадров. В качестве ее системообразующего ядра выступают идеи непрерывности, практикоориентированности, персонификации и самоуправляемости профессионального развития педагогов в цифровой среде.

4. Опыт внедрения модели в МАОУ «Школа №...» подтвердил ее высокую эффективность как инструмента преодоления профессиональных дефицитов учителей в области владения цифровыми технологиями. По итогам реализации программы корпоративного ИКТ-обучения педагогов зафиксирован существенный прирост их умений работы с цифровой информацией, сетевой коммуникации, разработки мультимедийных ресурсов, применения инструментов онлайн-обучения и оценивания.

5. Вместе с тем формирующий эксперимент показал, что потенциал корпоративного обучения в развитии цифровой компетентности педагогов не исчерпывается освоением отдельных инструментальных навыков. Не менее важны его «побочные эффекты» - рост мотивации к цифровым новациям, преодоление психологических барьеров, удовлетворенность от творческой самореализации в высокотехнологичной среде. Погружение в проектную и обучающую деятельность по ИКТ-тематике способствует становлению в педколлективе особой культуры инновационного поведения, превращает школу в самообучающуюся профессиональную корпорацию.

6. Реализация модели требует серьезных управленческих усилий по созданию в школе мотивирующей цифровой среды профессионального развития - организации тьюторской поддержки ИКТ-активности педагогов, модерации сетевых проектных команд, поощрения авторских цифровых разработок, проведения открытых онлайн-событий. Все это позволяет превратить корпоративное повышение ИКТ-квалификации из разового мероприятия в непрерывный процесс, интегрированный в повседневную жизнедеятельность образовательной организации.

7. В перспективе именно апробированная модель может стать концептуальным ядром разработки полномасштабной программы цифровой трансформации школы, преобразования ее в инновационную обучающуюся экосистему. Для этого потребуется синхронизация взаимосвязанных изменений в содержании образования, педагогических технологиях, способах коммуникации, критериях оценивания, стилях управления. Со-проектирование этих изменений, принятие ответственности за их реализацию самими педагогами видится важнейшим фактором обретения школой нового качества в цифровую эпоху.

8. Необходимое условие устойчивости достигнутых эффектов - активное научно-методическое сопровождение инновационной деятельности школы в формате тесной кооперации с профильными вузами и исследовательскими центрами. Создание на базе школы экспериментальной лаборатории цифровой дидактики, обеспечение участия педагогов в опережающих научно-практических разработках, проведение на базе школы исследований по проблематике ИКТ-насыщенного образования - все это позволит вывести корпоративное ИКТ-обучение на уровень самостоятельного научного поиска, со-творчества науки и практики.

9. Поэтому так важно обеспечить открытость и разнообразие каналов трансляции инновационного опыта школы в области корпоративной ИКТ-подготовки педагогов. Проведение стажировочных площадок для управленческих команд, тиражирование авторских цифровых разработок педагогов, размещение материалов на специализированных онлайн-порталах, проведение межрегиональных вебинаров и интернет-конференций - такие меры «назначения» достигнутых результатов коррелируют с современными трендами сетевого развития образования в условиях его цифровизации.

10. Резюмируя, можно констатировать, что корпоративное обучение действительно обладает значительным потенциалом в развитии цифровой компетентности педагога как исследователя и проектировщика современной высокотехнологичной дидактики. Не просто освоить набор технических инструментов, а превратить их в органичное продолжение своей профессиональной философии, выработать личностное ценностное отношение к цифровой трансформации образования - вот стратегический ориентир ИКТ-подготовки учителя в системе внутришкольного корпоративного обучения.

Это и должно стать лейтмотивом дальнейших поисков в области проектирования моделей и технологий выращивания в каждой школе коллектива педагогов-инноваторов цифровой эпохи. Педагогов, которые способны не просто уверенно применять передовые ИКТ-практики, но и критически осмысливать их дидактический и гуманитарный потенциал. Выступать интеллектуальными лидерами в формировании запроса к высокотехнологичному образованию со стороны учеников, родителей, широкой общественности. Брать на себя миссию проводников дерзких педагогических инноваций, зачастую опережающих свое время.

Именно таких учителей, для которых цифровизация становится пространством смелого творческого поиска, нестандартных решений и самоактуализации, и призвана растить современная школа. Корпоративная система непрерывного профессионального развития педагогов - важнейшая предпосылка и инструмент решения этой амбициозной задачи. Задачи, с которой, без преувеличения, связаны перспективы обновления отечественного образования в стремительно меняющемся мире XXI века.

#статьи_на_заказ #дипломные_студенту