Основы композиции в витражах и мозаике

Вы слышали выражение «страх чистого листа»? Это состояние, когда есть идея, но вы не можете выразить ее на бумаге словами или образом. Такое больше присуще людям творческих профессий: писателям, копирайтерам, художникам, дизайнерам.

Например, вы садитесь работать над эскизом, но не знаете, как подойти к задаче, как расположить гармонично фигуры, что должно быть на дальнем фоне, на чем сделать акцент, чтобы привлечь внимание зрителя. Вы сомневаетесь, откладываете работу на потом, ждете вдохновения. На самом деле есть вещи, которые помогают преобразовывать пустоту — это ясная концепция, представление о том, какие эмоции вы хотите вызвать у зрителя, структура и композиция.

Про композицию — что такое центральная фигура, ракурс и перспектива, как уравновесить рисунок — мы сегодня и поговорим.

Отправные точки построения композиции

Центральный элемент (центр композиции)

Каждый человек по-своему видит произведения искусства, обращая внимание на разные детали в зависимости от своего восприятия, интересов и опыта. Но даже при первом взгляде зритель бессознательно включает в «нравится» картину целиком: ее баланс, гармонию, согласованность всех фрагментов, выразительность центрального элемента (если он есть).

Центральный образ объединяет разрозненное в единое, становится фокусом внимания зрителя, привлекает взгляд и помогает понять смысл всей работы.

Центральный элемент может быть выполнен в различных формах и размерах — это может быть абстрактная фигура или геометрический узор, изображение животного или растения. Главное, чтобы элемент привлекал внимание и нативно вписывался в общую картину. Смысловой центр может быть ярким и выразительным или, наоборот, сдержанным и лаконичным. Важно, чтобы он соответствовал общему настроению и атмосфере работы.

Основной крупный центральный элемент — цветок — дополнен небольшими элементами. Несмотря на неяркий цвет, он привлекает внимание за счет размера и детализации.
Основной крупный центральный элемент — цветок — дополнен небольшими элементами. Несмотря на неяркий цвет, он привлекает внимание за счет размера и детализации.
Мозаика в стекле. Центральный элемент — лодка. Выделена цветом, размером. Не находится по геометрическому центру, при этом нет противоречий, внимание зрителя направлено на неё.
Мозаика в стекле. Центральный элемент — лодка. Выделена цветом, размером. Не находится по геометрическому центру, при этом нет противоречий, внимание зрителя направлено на неё.

Центральная фигура определяет смысл и настроение работы, помогает зрителю прочувствовать атмосферу.

Цвет

Художник глубже воспринимает цвет, то, что он видит вокруг, вызывает у него яркие эмоции.

А вот обычный человек воспринимает цвет по-разному в зависимости от темперамента, характера, родной культуры и традиций. Например черный у нас ассоциируется с трауром, а в Египте — с возрождением, зеленый — священный цвет для мусульман, а для европейцев он связан с безопасностью и экологичностью.

Если говорить о восточно-славянском этносе, то у большинства из нас сохранились архетипические реакции на цвет.

Традиционные для нас ассоциации цвета
Традиционные для нас ассоциации цвета

Художнику общей цветовой базы недостаточно. Нужно глубже погружаться в символику, знать гармоничные сочетания, понимать, как контрастность влияет на восприятие, за счет чего создавать динамику, отражать время суток, сезон, настроение.

Смотрите, как цвет, фактура и свет влияют на восприятие мозаики.

Сдержанное по цвету произведение будет интересно смотреться при разном освещении за счёт объёма и различия текстур. Тонально насыщенные пятна выстроены в динамической системе
Сдержанное по цвету произведение будет интересно смотреться при разном освещении за счёт объёма и различия текстур. Тонально насыщенные пятна выстроены в динамической системе

Активная колористика привлекает внимание к произведению и создаёт настроение
Активная колористика привлекает внимание к произведению и создаёт настроение

Цвет дает ощущение глубины, объема и перспективы. Теплые цвета, например красный или оранжевый, кажутся ближе, а холодные — синий, фиолетовый — дальше. Это помогает создавать иллюзию трехмерного пространства и подчеркивает красоту материала.

Уравновешенность

Это так называемый «приятный глазу порядок», когда художник организовывает элементы, чтобы произведение выглядело завершенным и цельным.

Чтобы увидеть уравновешенность витража/мозаики, обратите внимание на следующие моменты:

  • расположение элементов: детали размещаются так, чтобы уравновесить центр и края композиции;
Орнаментальная полоса по краю столешницы создает гармоничную рамку, удерживает активное движение центральной композиции
Орнаментальная полоса по краю столешницы создает гармоничную рамку, удерживает активное движение центральной композиции
  • баланс: выстраивается не только за счёт активности контура, но может быть дополнен выразительностью цвета;
Композиция букета дополнена ярким цветом фона, и несмотря на общий сдвиг влево, уравновешенность всего произведения не вызывает сомнений
Композиция букета дополнена ярким цветом фона, и несмотря на общий сдвиг влево, уравновешенность всего произведения не вызывает сомнений
  • размер деталей: большие элементы должны уравновешиваться маленькими;
Центральный персонаж — ёжик — притягивает взгляд подробной детализацией, яркие фоновые пятна уравновешены и дополнены мелким рисунком
Центральный персонаж — ёжик — притягивает взгляд подробной детализацией, яркие фоновые пятна уравновешены и дополнены мелким рисунком

Фактура в витражах и мозаике играет не последнюю роль. Гладкие поверхности могут выглядеть слишком однородными, поэтому добавление рельефа и узоров поможет сделать картину более эффектной.

Контраст

Контрастные цвета — это цвета, которые расположены на противоположных сторонах цветового круга, и могут быть использованы для привлечения внимания зрителя к определенным элементам картины. Например, красный и зеленый, синий и оранжевый, фиолетовый и желтый являются контрастными цветами.

Вот как это выглядит в работе.

Красный – черный – зеленый цвета в сочетании с геометрическими формами контрастно выделяют фигуру
Красный – черный – зеленый цвета в сочетании с геометрическими формами контрастно выделяют фигуру

Контрастность создает эмоциональный контакт между картиной и зрителем. Когда картина вызывает эмоции, она становится привлекательной и запоминающейся, к ней хочется возвращаться снова и снова.

Контрастность может быть достигнута и по-другому, например, за счет использования разных оттенков одного цвета, а грамотное применение графических средств организует композиционное пространство.

Центральная, самая крупная смысловая фигура пейзажа — маяк — расположена по принципу золотого сечения. Линия горизонта делит композиционное пространство произведения на сбалансированные и гармонично сочетающиеся части
Центральная, самая крупная смысловая фигура пейзажа — маяк — расположена по принципу золотого сечения. Линия горизонта делит композиционное пространство произведения на сбалансированные и гармонично сочетающиеся части

В витраже с маяком бледно-голубое небо противопоставляется насыщенному синему цвету гавани, вызывая меланхолию и ощущение тоски в холодный день.

Несмотря на то, что контрастные цвета делают образы яркими, их использование должно быть сбалансированным. Большое количество резких цветов может привести к хаосу и беспорядку на картине, поэтому важно найти баланс между ними.

Практические советы для мастеров

Когда мы проводили трехдневный мини-курс по проектированию и композиции, нас спрашивали, можно ли композицию изучать самостоятельно. Конечно, есть даже специальные развивающие упражнения.

Приведем три простых, но эффективных упражнения, хотя на курсе «Основы композиции и практическое проектирование» их даётся гораздо больше.

«Видоискатель»

Возьмите лист бумаги/картона и вырежьте прямоугольное или квадратное отверстие. Перемещайте рамку вокруг, чтобы в нее попадали предметы и элементы в лучшем ракурсе. Конечно, можно делать фотографии на смартфоне и потом рассматривать их, оставляя только лучшее, но рамка — отличный вариант работы с «живым» визуалом.

«Композиционный анализ»

Выберите любое изображение, которое вам нравится: фотография, картина, кадр из фильма, рекламный баннер. Рассмотрите расположение объектов, их размеры и пропорции, как они взаимодействуют друг с другом.

Определите, какие элементы доминируют в композиции и почему они были выбраны и расположены именно так. Подумайте, как можно было бы изменить композицию, чтобы она стала более гармоничной и выразительной.

«Создание собственной композиции»

Возьмите любые предметы, которые есть у вас под рукой: камни, ракушки, недоеденные зефирки, вырезанные из бумаги фигуры, тесьму, бусы. Расположите предметы таким образом, чтобы получилась интересная композиция, и оцените работу с точки зрения баланса, ритма и гармонии. Попробуйте разные сочетания. Убирайте, перемещайте предметы. Покажите несколько наиболее понравившихся сам композиций коллегам или скиньте в чат марафона по композиции. Вам дадут обратную связь.

Быстрый коллаж, созданный одной из участниц марафона по композиции
Быстрый коллаж, созданный одной из участниц марафона по композиции

Но учиться самостоятельно сложно.

«Насмотренность» здесь мало помогает, потому что визуальный опыт не учит располагать элементы на плоскости, соотносить форму, цвет, текстуру, учитывать освещение, угол обзора, расстояние до зрителя. Приходите на курс «Основы композиции и практическое проектирование» в Академию — наши преподаватели не только откроют вам секреты композиции, но и расскажут о неочевидных художественных нюансах, о которых не прочитать в учебниках.