2K подписчиков

ГАИ вместо ГИБДД

В компетенцию ГАИ входит контроль в сфере безопасности движения и ряд других функций
В компетенцию ГАИ входит контроль в сфере безопасности движения и ряд других функций

ГИБДД России вернули прежнее название. Структурное подразделение МВД, контролирующее безопасность на дорогах страны, теперь официально именуется Госавтоинспекцией или сокращённо ГАИ. Новое (а на деле – хорошо забытое старое) название службы уже активно применяется при составлении нормативно-правовых документов. Оно же прописано и на официальном сайте инспекции, однако сам URL-адрес ресурса пока не изменился.

Сегодня перечислим основные этапы становления Госавтоинспекции в нашей стране, обозначим актуальные задачи ведомства и полномочия её сотрудников, а также попытаемся разобраться, отразится ли изменение названия службы на принципах её работы.

Из истории

Государственная автомобильная инспекция была учреждена Советом Народных Комиссаров СССР 3 июля 1936 года. Её основной задачей на тот момент являлось в целом снижение аварийности на государственных дорогах. Впрочем, по факту инспекторы организовывали подготовку будущих водителей, несли ответственность за их нравственное воспитание, совершенствовали имеющийся свод ПДД, помогали разрабатывать технические нормы эксплуатации транспорта, давали оценку функционалу выпускаемых в Союзе автоновинок.

Во время Великой Отечественной войны большая часть сотрудников ГАИ была вынуждена уйти на фронт. Оставшиеся в тылу инспекторы (в основном женщины) готовили военных водителей, активно проводили мобилизацию транспортных средств, вели учёт горюче-смазочных материалов, отправляемых на передовую, помогали проводить эвакуацию жителей из осаждённых фашистами городов, а также участвовали в возведении стратегически важных военных сооружений. Никто не забывал и о необходимости качественной организации дорожного движения среди мирного населения.

Прорывными для ведомства стали 1960-ые годы. Именно тогда были утверждены положения о деятельности госавтоинспекции в составе Министерства охраны общественного порядка РСФСР. Для автолюбителей всех советских республик были официально прописаны общие ПДД. В документооборот ведомства были введены также единообразные бланки техпаспортов и водительских прав.

Следующее десятилетие ознаменовалось ужесточением правил и заметным усилением мер обеспечения безопасности движения. В структуре инспекции появились подразделения дорожно-патрульной службы. Повсеместно начали открываться станции техосмотра автомобилей.

Кризис 90-х отразился и на ГАИ: ведомство накрыла волна сокращений, профилактика ДТП заметно ухудшилась. Теперь люди гибли не столько в авариях, сколько в жестоких «дорожных войнах». Трассы контролировались не сотрудниками инспекции, а откровенно бандитами.

Чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, было решено глобально обновить стратегию работы автоинспекции, прописать актуальную нормативную базу. Главными задачами ГАИ были признаны обеспечение безопасности и общественного порядка на дорогах, а также посильная помощь МВД в борьбе с преступностью. Организационно-хозяйственные функции с ведомства были сняты.

Начало 2000-х ознаменовалось разработкой Концепции первоочередных мер по обеспечению безопасности движения. Она подразумевала под собой в том числе введение нового порядка регистрации автомобилей и приёма экзаменов у будущих водителей. Важным этапом стал запуск современных информационно-поисковых систем, призванных снизить процент автоугонов.

Параллельно с выполнением своих непосредственных профессиональных задач личный состав ведомства был вынужден заниматься поддержанием правопорядка в зоне действия конфликта Азербайджана и Нагорного Карабаха, участвовать в военных действиях на Северном Кавказе, а иногда выполнять обязанности таможенников и пограничников.

В 1998 году ведомство стало именоваться Государственной инспекцией безопасности дорожного движения. В новое тысячелетие ГИБДД вошла в качестве более статусного (имеющего своё министерство) специального органа, важной задачей которого стала также защита законных прав и интересов всех участников движения. Работа по всем обозначенным направлениям ведётся инспекцией и по сей день.

Указом президента РФ No 679 от 02.07.2002 оба наименования службы (ГАИ и ГИБДД) стали считаться равнозначными. Во многом это объяснялось тем, что аббревиатура ГИБДД в обиходе автолюбителей не особо прижилась.

И вот теперь с 28.05.2024 года единственно корректным названием ведомства снова является «Госавтоинспекция» и соответствующая ей аббревиатура ГАИ.

ГАИ сегодня

В наши дни в компетенцию Госавтоинспекции входит контроль в сфере безопасности движения, а также предоставление разрешительных документов на перевозку людей, перемещение грузов и установку специализированных конструкций в непосредственной близости с дорогой.

Инспектор ГАИ наделён следующими полномочиями:

  • тщательный контроль соблюдения ПДД всеми участниками движения;
  • обеспечение безопасности на транспортных магистралях;
  • выписывание штрафов за административные правонарушения;
  • задержание нарушителей;
  • оформление ДТП;
  • сопровождение проезда автоколонн и перевозки негабаритных грузов.

Смысл нововведения

Одни автоэксперты полагают, что широко освещаемое переименование ведомства – очередная попытка провести грамотный ребрендинг данной структуры, обновить сложившийся за последние 25 лет, не во всём успешный её имидж. Обновление вполне логично коснётся и всего должностного состава инспекции.

Другим нововведение кажется закономерным лишь с лингвистической точки зрения. Аббревиатура ГАИ объективно более благозвучная, нежели ГИБДД, в которой несколько согласных звуков следуют друг за другом. Подобные звуковые сочетания воспринимаются русскоговорящими автолюбителями без должного энтузиазма. Да и производное от названия «Госавтоинспекция» слово «гаишник» прижилось в народе ещё с советских времён.

Иные эксперты считают, что новость о переименовании ГИБДД буквально высосана из пальца. Ведь по факту обе аббревиатуры ещё с 2002 года являются равноправными. А значит, никакой практической пользы данное мероприятие не несёт.

Большая часть специалистов сходится во мнении, что принципиальных изменений в работе ведомства в связи с его переименованием не последует. На общий уровень безопасности движения по непростым дорогам России это точно не повлияет, ведь дополнительных полномочий инспекция не получит. При этом понятно, что на, казалось бы, простую замену аббревиатуры потребуется огромное количество средств, которые уместнее было бы пустить на увеличение штата ведомства, дополнительное оснащение его автопарка, а также пересмотр заработной платы сотрудников.

Подписывайтесь на канал «Кардан Баланс», чтобы быть в курсе всех самых свежих автомобильных новостей. Мы пишем только о важном для автомобилистов. Конечно не забываем и про карданы.