32,1K подписчиков

Семейные страсти Андрея Курбского в Литве. Чем зарабатывал человек, предавший Ивана Грозного

403 прочитали

30 апреля 1564 года из Русского царства в Литву бежал воевода и друг царя Ивана Грозного, князь Андрей Курбский. Сам он оправдывал бегство страхом за свою жизнь и безопасность и обвинял царя в жестоком отношении к подданным. К побегу он готовился тщательно – в течение полутора лет выторговывая для себя у польского короля Сигизмунда наилучшие условия и заодно продавая полякам секреты Московского государства.

Когда в сопровождении небольшой свиты он направился в сторону литовской границы, при нем была очень большая сумма денег: «300 золотых, 30 дукатов, 500 немецких талеров и 44 московских рубля». Все это помещалось в 12 мешках, которые везли три лошади. Зато для семьи предателя – матери, беременной жены и сына места на лошадях не нашлось, все они после его бегства сгинули в темнице.

Так как жилось человеку, который предал царя, Родину, друга, семью и сбежал в чужую страну?

Князь Курбский. Художник П. Рыженко, 2009 год. Исторических изображений Курбского не существует
Князь Курбский. Художник П. Рыженко, 2009 год. Исторических изображений Курбского не существует

Награды за «заслуги» от польского короля

На литовской стороне перебежчика арестовала стража иотобрала все ценности, что были при нем. А самого Курбского арестовали и привезли в Вольмар. Там у него забрали еще и лошадей, и даже лисью шапку. Правда, вскоре король Сигизмунд II велел перебежчика привезти к нему, что и сделали, но имущество и деньги не вернули. Позже он судился с теми, кто его ограбил, и часть похищенного даже вернул, но далеко не все.

Но в Литве Курбский не бедствовал. Он польского короля он за свои предательства был награжден земельными пожалованиями – получил во владение Ковельское имение, которое включало два замка, дворец, 28 деревень и староство Кревское с 10 селами в Виленской губернии. Получил он их в «крулевщину», то есть во временное владение. Видимо, не совсем доверял ему польский король. Правда, через три года эти владения были переданы ему в собственность – не зря Курбский продолжал предавать царя и сдавать врагу государственные и военные тайны, а также выступал в битвах на стороне польско-литовского войска против московского войска. Он даже призывал Сигизмунда идти на Москву и вызывался сам возглавить армию.

Король Польский и Великий князь Литовский Сигизмунд II Август. Художник Л. Кранах Младший, ок. 1553 г.
Король Польский и Великий князь Литовский Сигизмунд II Август. Художник Л. Кранах Младший, ок. 1553 г.

Также Курбский получил должность Кревского старосты, что позволяло ему принимать участие в заседаниях сейма. Позже его владения еще расширились, правда, не только благодаря королю.

Грабежи и захват заложников

Курбский быстро освоился на новом месте и стал там вводить свои правила. Для начала он самовольно взял себе титул князя Ковельского, стал раздавать верным приближенным земельные пожалования. В отношении к свои подданным он был крут. Как-то в 1569 году возник финансовый спор с ковельскими евреями, так он посадил их в пруд с пиявками и держал бедняг там, пока не вмешались королевские власти. С большой неохотой Курбский подчинился приказу и выпустил бедолаг.

Курбский быстро освоился на новом месте. Он принимал участие в междоусобных конфликтах, перессорился со своими соседями и стал устраивать разбойные нападения, грабил соседей, захватывал их земли, тех, кто противился, убивал. Брал он и заложников - хватал богатых купцов и требовал с них выкуп за освобождение, а если те не хотели платить, то подвергал пыткам. В общем, вел себя как маленький царек.

Семейные страсти

На новой родине Курбский решил завести и новую семью. В 1571 году он, при содействии самого короля, женился на богатой вдове Марии Юрьевне Козинской, урожденной княжне Голшанской. Этим браком Курбский породнился со знатными литовскими фамилиями. До брака с Курбским Мария Юрьевна уже имела двух мужей. Он первого, пана Молтонта, у нее было два сына – Андрей и Ян, и от второго, пана Козинского, дочь Варвара.

30 апреля 1564 года из Русского царства в Литву бежал воевода и друг царя Ивана Грозного, князь Андрей Курбский.-3

Первые пять лет супруги жили в мире и согласии. А потом Мария Юрьевна тяжело заболела, и практически все свои богатые имения по духовному завещанию отписала Курбскому. Княгиня выздоровела, но мир в семью не вернулся. Уже взрослые пасынки Курбского, недовольные таким решением матери, желая вернуть себе имения, стали настраивать ее против Курбского и враждовать с отчимом. В семье начались бурные ссоры.

Пасынки стали обвинять князя в том, что он плохо относится к их матери, избивает ее, хочет извести и захватить поместья. В 1577 году они даже подали жалобу в суд, будто Курбский избивает жену и запер ее в заключении. В имение приехали присланные местным судом «возные» и застали в постели не княгиню, а самого Курбского, рядом с которым сидела здоровая жена.

Не успели «возные» доехать до города, как вслед полетела новая жалоба – на этот раз уже от Курбского. Он писал о том, что его супруга, княгиня Курбская, выкрала из кладовой сундук, в котором он хранит важные для него бумаги, и отдала его своим сыновьям. Что его пасынок, Андрей Молтон, устраивает разбойные набеги на его, Курбского, земли, что он там сжег сторожку, а сторожей побил и даже потопил, а кого-т, связав, увез с собой.

Также он писал о том, что в сундуке своей жены нашел «колдовское средство» - мешочек с песком, волосами и еще какими-то предметами, и что служанка княгини Раинка призналась, что княгиня так насылала на мужа колдовство и ворожбу, стараясь возбудить его любовь к себе. А сейчас княгиня опять ждет сделавшее средство старуху, и та должна сделать его, но уже не на любовь, а на что-то другое.

Состоялся суд, по итогам которого 1 августа 1578 года супругов развели. Но на этом их бурные отношения не закончились. На следующий же день в суд опять поступила жалоба – на этот раз от княгини Курбской. Она писала, что князь посадил ее в заключение, бил палкой, заставил дать ему несколько листов с печатями и подписями княгини, чтобы нанести ей вред, что он при разводе захватил имущество, а служанка Раинка дала свое показание о колдовстве на него, потому что тот ее бил и мучил.

Курбскому пришлось доказывать, что он жене побои не чинил, а только «вежливенько стегал ее плеткой». А запер он ее, чтобы та не смогла встретиться со старухой-колдуньей, и в ответ опять жаловался на уже бывшую супругу.

В общем, через 4 месяца бывшие супруги помирились и опять стали жить вместе. Княгиня Курбская публично заявила, что супруг «дал ей во всем законное удовлетворение» и она обязуется не начинать ни против него, ни против детей его и потомков новых исков. А служанка Раинка призналась, что ее прежние слова – это наговоры, которые она сделала по наущению других, и что никто ее не бил и не мучил.

Вот такие страсти, семейные и колдовские, кипели во второй семье Курбского.

Третья женитьба Курбского

Но долго перемирие не продержалось – видимо, Курбский получил от бывшей супруги то, что ему было нужно, и менее чем через год, в 1579 году, бросил ее. И почти сразу женился в третий раз – на дочери Кременецкого старосты Петра Семашко, девице Александре. Уже пожилой Курбский был очень доволен своей молодой женой, которая родила ему двух детей: в 1580 году дочь Марину и в 1582 году сына Дмитрия.

Но семейное счастье бывшего супруга не давало покоя Марии Юрьевне, и в 1582 году она затеяла новый судебный процесс, стараясь доказать, что их развод с Курбским незаконный, а значит, незаконный и его новый брак. Курбский в ответ обвинил бывшую супругу в супружеской неверности, чему нашлись свидетели.

Но Курбский уже находился в глубокой депрессии, издерганный постоянными судами, причем, не только с бывшей супругой. Помимо этой затянувшейся тяжбы у него было еще порядка пяти судебных дел, в которых его обвиняли и в захвате земель, и в убийствах.

В мае 1583 года князь Андрей Михайлович Курбский умер в своем Ковельском имении в возрасте 55 лет. Он был похоронен там же в Ковеле, в монастыре Святой Троицы. Его супруга, княгиня Александра, вступила во владение имением и начала очень веселую жизнь, устраивая балы и разные увеселения. При этом полагающиеся налоги она не платила, и их собралась очень приличная сумма. В итоге в 1590 году по решению польского сейма Ковельское имение, составлявшее основную часть наследства, было конфисковано, причем, передали его зятю Марии Голшанской. Но вдова Курбского не торопилась его освобождать, поэтому ее просто выгнали из имения в одной одежде. Впрочем, у веселой вдовушки остались еще, хоть и не такие большие имения.

30 апреля 1564 года из Русского царства в Литву бежал воевода и друг царя Ивана Грозного, князь Андрей Курбский.-4

Княгиня Александра Петровна Курбская скончалась летом 1605 года, оставшуюся часть имений наследовал сын Дмитрий.

Судьба наследников Курбского

Интересно, что потомки Курбского через некоторое время оказались на территории Русского государства.

Сын Курбского Дмитрий всю жизнь трудился над тем, чтобы выплатить долги, наделанные его матерью. В итоги из нескольких имений у него осталось только Криничино. Его сыновья Андрей и Ян-Борис потомства не оставили.

Имение одного из внуков Курбского, Каспара, находилось на приграничной территории. После того, как русское войско взяло Полоцк и Витебск, он пошел служить царю Алексею Михайловичу и был крещен с именем Кирилл. В 1667 году, когда в соответствии с Андрусовским перемирием Полоцк и Витебск вернулись к Речи Посполитой, Каспар-Кирилл опять оказался в Польско-Литовском государстве.

Его младший сын Яков в 1684 году, соблазнившись высоким жалованьем, приехал служить русскому царю. Служил он стольником. Через два года его старший брат Александр также приехал в Москву.

О жизни братьев известно немного, но есть сведения, что в 1693 году правнук Андрея Курбского Яков убил свою супругу и был за это сослан в Сибирь. В XVIII веке род Курбских пресекся. Впрочем, это уже были не Курбские, так как в Литве их фамилия постепенно стала писаться как «Крупские».

О том, как Курбский предавал царя и Родину: