Спектакль «Не от мира сего» по пьесе А. Н. Островского.

Режиссер - Александр Цереня. 

Мастерская Ю.Н. Бутусова. Режиссерский факультет. ГИТИС.

О чем будет мой текст?

Об иллюзиях, пошлости, семулякрах и  прочих прелестях современного мира, а также о театре… 

Его врагом была пошлость. Он всю жизнь боролся с нею”. М. Горький о Чехове.

Спектакль бутусовцев, как называют курс Ю.Н.Бутусова, абсолютно созвучен стилистике Мастера курса. Перед началом спектакля А.Цереня сказал, что он увидел  в этой пьесе поэтическое, чеховское. Чеховские мотивы выразились в постановке в противостоянии главной героини Ксении миру пошлому и античеловеческому, где важен не человек, а внешняя форма. Где человек превращается в функцию, в куклу. Вся сценография об этом. На сцене старинная люстра, «картонная девочка» как фетиш спектакля, и пол с дырой, откуда будут, как из чертовой табакерки, вылезать некоторые персонажи.

Кочуев, Ксения и Барбарисов (Ксения Галибина, Николай Рысев, Александр Трачевский).
Кочуев, Ксения и Барбарисов (Ксения Галибина, Николай Рысев, Александр Трачевский).

Пьеса Островского была написана в 1884 году и обозначена писателем как «семейные сцены». Для классика русской литературы семья есть высшая и непреложная ценность. Основной конфликт пьесы - разлад в семье между мужем Виталием Петровичем Кочуевым и женой Ксенией Васильевной. Причина - не сошлись во взглядах на жизнь. Но само название пьесы «Не от мира сего» поднимает тему спектакля до проблемы духовного состояния мира. 

Темой исследования режиссера является пошлость. Поскольку пошлость в современном мире приобрела массовый характер, спектакль очень современен.  

 Используя эстетику немецкого экспрессионизма, режиссер создает гротескную картину, в которой Ксения Васильевна буквально «луч света в темном царстве».

 Режиссер - Александр Цереня.  Мастерская Ю.Н. Бутусова. Режиссерский факультет. ГИТИС. О чем будет мой текст?-2

Героиня вся в белом со свирелью. Свирель тоже знак ее образа. Музыка воплощает ее живую душу, которой чужда пошлость. К концу действия Ксения теряет свою светозарность и становится почти как все.

Подиум для исповеди
Подиум для исповеди

Кстати, говоря о схожести приемов, в спектакле «Р»  Ю.Н. Бутусова Хлестаков тоже в белом как единственно живая душа. 

 Режиссер - Александр Цереня.  Мастерская Ю.Н. Бутусова. Режиссерский факультет. ГИТИС. О чем будет мой текст?-4

Борьба за душу Ксении Васильевны (роль Ксении великолепно исполнила актриса Ксения Галибина) разворачивается нешуточная. Ее муж Виталий Петрович Кочуев - важный господин, средних лет, служащий в частном банке, - слабый, раздвоенный человек. Его тянет и к свету, и в пошлую жизнь, олицетворение которой становится красная дорожка. Кочуев - яркий пример пошлого человека. Он - функция. Его задача - быть придатком общества состоятельных людей. Не случайно и одет он в красный фрак, цвета красной дорожки. Цвет здесь знак. В пьесе ему дается шанс на спасение. Это любовь к Ксении, которая, правда, для него тесно связана с деньгами.

Объяснение (Ксения Галибина и Николай Рысев).
Объяснение (Ксения Галибина и Николай Рысев).

Он сам называет и этот мотив в выборе невесты. На время фрак им будет снят. После непродолжительной , но яростной борьбы ( актер Николай Рысев отдается роли так, что его рубашка становится мокрой) побеждает омут. И это прекрасно показано в предпоследней сцене. Он зовет Ксению к себе, в свой мир, во тьму, на сцену, где нет ни единого огонька. 

Мать Ксении Евлампия Платоновна, богатая помещица, блестяще сыгранная Евгенией Леоновой, одержима бесом гордыни. Она помешана на власти. Мать требует беспрекословного послушания от дочерей и в этом доходит до безумия. В спектакле ее образ настолько гротескный, что она напоминает мертвую, ожившую на время куклу с выбеленным лицом. 

Мать - Евгения Леонова.
Мать - Евгения Леонова.

Самый отвратительный персонаж пьесы - Фирс Лукич Барбарисов, жених дочери Евлампии - Капитолине. Он человек скромной наружности( ремарка автора), но с хваткой бульдога. Сладкая фамилия - только прикрытие. Да он давно и неживой человек, а семулякр. Он служит деньгам. Это абсолютно инфернальный персонаж, о чем говорит его горб и скачущая походка, как у мелкого беса.

 Фирс Барбарисов - Александр Трачевский
Фирс Барбарисов - Александр Трачевский

Деньги он получит, как только женится на Капитолине. Но Барбарисову нужно больше. Ему нужны все деньги этой семьи. Этот циник спокойно рассуждает о возможной смерти 

Ксении. В спектакле блестяще показана сцена совращения им Капитолины. Скромный в кавычках Барбарисов вырывает ее из рук сестры. Из девушки в белом платье с косой Капитолина превращается в полуодетую чертовку с распущенными волосами. В знак причастия Фирс окатывает ее из ведра, и она бросается в его объятия как в омут. Они катаются по полу, теряя человеческий облик. 

«Преображение» - Вера Енгалычева
«Преображение» - Вера Енгалычева

За душу Ксении борется и богатый барин Муругов( Семен Шестаков).

 Режиссер - Александр Цереня.  Мастерская Ю.Н. Бутусова. Режиссерский факультет. ГИТИС. О чем будет мой текст?-9

Одной из черт пошлости, по Чехову, является ее агрессивность и самодовольство. Пошлые люди стремятся всех вокруг сделать похожими на себя или  изгнать человека, который не хочет жить по их правилам.  Вспомним рассказ Чехова « Дом с мезонином», как старшая сестра Лидия Волчанинова боролась с рассказчиком, даже настроила мать против него и увезла Мисюсь подальше, разлучив влюленных. А ведь вполне образованная девушка. Ну не терпят пошлые люди другого мнения. Более того, активно борются.

Евлампия допускает смерть дочери, но не ее нравственное падение. Сама же во власти беса гордыни.
Евлампия допускает смерть дочери, но не ее нравственное падение. Сама же во власти беса гордыни.

Примером самодовольства для меня является образ Ольги Ивановны в рассказе «Попрыгунья», которая была абсолютно упоена своим ничтожным кружком, не замечая рядом с собой талантливого и большого человека. В этой пьесе пошлость тоже невероятна активна и монолитна. 

Сила их в напористости и в знании всего и вся. Сестры в « Трех сестрах» отодвинулись и не смогли бороться с Натальей, женой брата, но они выжили благодаря тому, что внутри них, благодаря культуре. 

Мороз по коже пробегает, когда вся эта компания в спектакле: мать, Капитолина, Барбарисов, Кочуев, за исключением Ксении, затягивает на немецком языке песню Шуберта «Шарманщик». В контексте спектакля она звучит как реквием по их душам. 

Муругов тоже предстает в образе ожившей карикатурной куклы( опять тема куклы) с наклеенными бровями. Он разъясняет Ксении, что его пикники только скрепляют семейные узы. 

 Режиссер - Александр Цереня.  Мастерская Ю.Н. Бутусова. Режиссерский факультет. ГИТИС. О чем будет мой текст?-11

Из любви к Кочуеву Ксения бросается с головой в омут пошлости. Все как одержимые пляшут, пока Ксения не опускает люстру на пол. Сцена погружается в полутьму. 

Диссонансом к этой вакханалии является сама Ксения со свирелью. А еще музыка Баха. Кочуев, тоже наигрывая Баха, пытается уверить Ксению, что они будут жить не как все, душа в душу, но надежды на это режиссер не оставлет. В предпоследней сцене он зовет Ксению во тьму. 

 Режиссер - Александр Цереня.  Мастерская Ю.Н. Бутусова. Режиссерский факультет. ГИТИС. О чем будет мой текст?-12

Ксения во второй части является в черном платье, под влиянием ли матери с ее давлением или под влиянием мужа. И это знак начавшегося в ней изменения. Но остается ее свирель, и мы опять возвращаемся к началу спектакля, к первой сцене. На сцене сидит девушка и играет на свирели грустную мелодию. 

Снова выносят картонную куклу. 

Это еще один знак с множеством прочтений, как и другие. Одно из значений, возможно,  связано с Библией: «и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Эта девочка может быть и напоминанием о душе и о том, как быстротечна жизнь, и о том, что душа живая, а не картонная. 

Одним словом, спектакль заставляет задуматься над многими вопросами. 

Когда и как человек превращается в неживого , в куклу, не замечая этого? 

Можно ли сохранить союз с пошлым человеком, если сильно его любишь? Как противостоять пошлости? 

Как понять, что ты не функция, не фикция, что ты живой? 

Сцена совращения Капитолины Барбарисовым( Вера Енгалычева)
Сцена совращения Капитолины Барбарисовым( Вера Енгалычева)

Спектакль очень понравился, но есть и то, что прочитывается мной как элементы одного стиля: все в лоб. Люди разделены на уродов и людей. Акценты расставлены режиссером. Тебе не надо догадываться, кто есть кто. Хочется про живых людей, которым сопереживаешь. Хочется облиться слезами над вымыслом. 

 И еще одна ремарка. У Чехова нет людей-карикатур. Есть несчастные, запутавшиеся люди. Есть и пошляки. Но все же остается надежда, потому что душа не может без веры. Константин Богомолов поставил « Трех сестер» так, как будто эта пьеса происходит здесь и сейчас. Но оказалось, что ничего не изменилось и вера сестер в то, что «придет время, все узнают, зачем все это, для чего эти страдания…»,  не сбылась. Все живут, задавая те же вопросы. 

На мой взгляд, противостоять пошлости можно и нужно. И иногда это очень больно, потому что связано с близкими. И эти вопросы, которые мы продолжаем задавать, тоже нужны.  

Браво режиссеру, всей постановочной группе и актерам!!! Особенно хочу отметить  художника пространства и света- Ивана Шалаева. 

Огромное спасибо Светлане Алаевой за билет!!! ❤️🙏