15,1K подписчиков

В этом фильме великолепно все: интрига, актеры, игра, декорации, костюмы, музыка. Именно этот фильм подарил психологии термин «газлайтинг»

21K прочитали

Здравствуйте, дорогие друзья!

Фильм входит в список «100 самых остросюжетных американских фильмов за 100 лет по версии AFI». Картина была номинирована на премию «Оскар» в 7 номинациях и победила в номинации «Лучшая актриса» и «Лучшие художники-декораторы», получила премии «Золотой глобус», «Награды Национального совета рецензентов», «Национальный совет по сохранению фильмов», также была номинирована на главный приз Каннского кинофестиваля.

В 2019 году фильм был отобран Библиотекой Конгресса для сохранения в Национальном реестре фильмов США как "культурно, исторически или эстетически значимый".

Кадр из этого хорошего фильма
Кадр из этого хорошего фильма

Сначала расскажу интересные факты о создании фильма, после свое впечатление и после поделюсь своим личным опытом, как использую этот фильм.

В основе сюжета лежит одноименная пьеса британского драматурга Патрика Гамильтона, которая была поставлена в Америке под названием «Улица ангела». Пьеса с грандиозным успехом шла на Бродвее 2 года, после чего компания «Metro-Goldwyn-Mayer» приобрела права на ее экранизацию, с условием, что все копии британской экранизации (которая имела большой успех у зрителей) снятой режиссёром Торолдом Дикинсоном в 1940 году будут уничтожены. Однако как минимум одна копия все-таки сохранилась, потому что один из негативов остался в неприкосновенности лично у режиссёра.

«Metro-Goldwyn-Mayer» подошла к съемкам фильма с большим размахом, выделив огромный для того времени бюджет для привлечения звездных актеров и воссоздания богатых декораций и костюмов викторианской эпохи.

Кадр из этого хорошего фильма
Кадр из этого хорошего фильма

На главную мужскую роль сразу был утвержден Шарль Буайе, амплуа которого было «романтический герой».

А вот с утверждением главной актрисы произошла интересная история.

Изначально на главную женскую роль рассматривались Айрин Данн и Хеди Ламарр, но когда им было сделано предложение, актрисы отказались. После этого была приглашена Ингрид Бергман.

Ингрид ранее видела постановку пьесы на Бродвее и очень хотела сыграть в этом фильме потому, что ее партнером на съемочной площадке станет Шарль Буайе, но возникло препятствие.

Дело в том, что когда актриса в 1939 году была пригашена в Голливуд продюсером Дэвидом Селзником, она заключила с ним контракт, в котором обязалась сниматься только на его киностудии. Когда Ингрид, узнала от своего агента Чарльза Фелдмана, что Селзнику поступило предложение об ее участии в этом фильме, а продюсер отказал, актрисе пришлось вмешаться.

Кадр из этого хорошего фильма
Кадр из этого хорошего фильма

Причины отказа Дэвида Селзника, основывались на том, что съемки будут проходить не на его киностудии и что имя актрисы будет стоять вторым в начальных титрах, чего он никак не мог допустить, так как весьма ревниво относился к соблюдению звёздного статуса своих актёров.

Актриса умоляла продюсера согласиться, убеждая, что ей все равно, в каком порядке будет стоять ее имя так, как она очень хочет сыграть в этой экранизации.

В своих мемуарах она вспоминала: «Я почти потеряла надежду, потому что Шарль Буайе ревниво относился к подобным вещам. Он был звездой гораздо дольше, чем я. Поэтому мне пришлось плакать, рыдать, умолять, прежде чем Дэвид уступил. Правда, с большой неохотой».

Ингрид Бергман отнеслась с большим вниманием к своей роли в этом фильме. Чтобы максимально достоверно передать поведение своей героини, актриса специально посещала психиатрические консультации, чтобы посмотреть на поведение пациентов, страдающих психологическими расстройствами,

Кадр из этого хорошего фильма
Кадр из этого хорошего фильма

Ингрид была выше Шарля, как и многих своих коллег-мужчин по съемочной площадке, поэтому приходилось использовать различные кинематографические ухищрения, чтобы на экране сгладить разницу в их росте.

Съёмки в фильме доставили актрисе большое удовольствие, она всегда тепло о них вспоминала.

За эту роль Игрид Бергман получила свою первую из трёх премий «Оскар» как «Лучшая актриса. Очень мило, что другая номинантка на эту же награду в этом году — Барбара Стэнвик поделилась в прессе, что «является членом фан-клуба Ингрид Бергман и ничуть не сожалеет о потерянном „Оскаре“, потому что её любимая актриса выиграла его и выиграла заслуженно».

Этот фильм стал дебютным для актрисы Анджелы Лэнсбери, которая сыграла горничную главной героини. Критики отмечали её естественную игру и органичность представленного образа, назвав ее дебют «один из самых впечатляющих в истории кино». Не смотря на то, что дебютантка играла вместе со звездами, она совершенно не потерялась на их фоне и была номинирована на премию «Оскар» как «Лучшая актриса второго плана». Абсолютно согласна с критиками, Анджела прекрасно воплотила образ своего персонажа.

Кадр из этого хорошего фильма
Кадр из этого хорошего фильма

Премьера картины состоялась 4 мая 1944 года в Нью-Йорке, через месяц она вышла в Британии, а после демонстрировалась в кинотеатрах СССР в качестве «трофейного кино».

По отчетам студии «Metro-Goldwyn-Mayer», фильм собрал в прокате в США и Канаде 2 263 000 долларов США, и дополнительно 2 350 000 долларов США в прокате других стран, так что чистая прибыль от проката составила 941 000 долларов.

Многократно рассматривался вопрос о жанровой принадлежности фильма. Некоторые киноведы относят его к «фильму-нуар, «замаскированным» под костюмный фильм о викторианской эпохе», другие же относят к жанру «„готическая“ мелодрама», третьи же считают, что он относится к направлению «женская готика».

Кадр из этого хорошего фильма
Кадр из этого хорошего фильма

От названия этого фильма «Gaslight» в английском языке был образован термин «газлайтинг», который стал обозначением типа психологического насилия, состоящего в манипуляциях с целью посеять у жертвы сомнения в действительности происходящего и в обоснованности собственного восприятия реальности.

Не хочу сполерить, разбирая поведение героев и раскрывая интригу фильма, скажу только, что манипуляции здесь первоклассно показаны, что можно даже использовать как инструкцию к применению. Что делать настоятельно не советую, хотя бы потому, что любой манипулятор легко становится жертвой манипуляции, что в фильме также отлично показано, да и к тому же подлость подобного поступка не красит хороших людей и пятнает честь и совесть.

Мне очень понравилось, как описал фильм кинокритик Босли Кроутер («New York Times"): «И поскольку мистер Бойер ведет машину в своем лучшем гипнотическом стиле, в то время как пламя странно мерцает в газовых форсунках, а музыка наполнена тяжелыми угрозами, неудивительно, что мисс Бергман распадается на части самым печальным образом. Оба этих популярных исполнителя отыгрывают свои роли до конца…».

Кадр из этого хорошего фильма
Кадр из этого хорошего фильма

По сюжету в 1875 году в Лондоне, где в своем доме в респектабельном районе была задушена и ограблена известная оперная прима. Ее племянница, Пола Олквист, которая жила вместе с погибшей тетей в бегстве от ужасных событий, уезжает жить в Италию, где берет уроки пения мечтая о карьере оперной певицы. Скоро там она знакомиться с красавцем Грегори Энтоном, у них вспыхивает бурный роман, вследствие чего пара быстро жениться. Новоявленный муж уговаривает свою супругу вернуться жить в Лондон и поселиться в доме, где произошло убийство тети.

Молодожены поселяются в злосчастном доме, где очень скоро начинают происходить странные и пугающие Полу события. Мрачная атмосфера дома и изменение поведения Грегори постепенно угнетают Полу, она практически перестаёт выходить на улицу. Девушка начинает подозревать, что сходит с ума, пока однажды она случайно не встречает на улице инспектора Брайана Камерона, давнего поклонника таланта ее тети и ее представление о происходящем в корне меняется.

В этом фильме великолепно все: красивые актеры, превосходная актерская игра, красивые декорации и костюмы, атмосферная музыка, интригующий сюжет и т.д.

Кадр из этого хорошего фильма
Кадр из этого хорошего фильма

Особенно мне нравятся кастинг и характерные образы героев. Они настолько идеальны, что когда только персонаж появляется в кадре, еще до того как он начал говорить, уже можно понять все о его характере. Такой идеальный прием можно отметить в еще одном шедевре кино с Марлен Дитрих.

Индрид Бергман завораживает своей красотой, блистая в элегантных платьях викторианской эпохи. Шарль Буайе при всей своей красоте так изумительно отвратителен и гадок, что странно, что главная героиня этого не замечает.

Анджелы Лэнсбери забавляет вульгарностью и наглостью своей героиини.

Мэй Уитти обаятельна в роли болтливой и любопытной соседки.

Фильм буквально окутывает своим гипнотическим воздействием и невольно начинаешь попадать под настроение главной героини.

Кадр из этого хорошего фильма
Кадр из этого хорошего фильма

Я выбрала этот фильм для просмотра и обсуждения в моем благотворительном подростковом клубе «Клуб юных леди», где развиваю хороший вкус и прививаю нравственные ценности с помощью искусства.

Я считаю этот фильм идеальным инструментом для того, чтобы учиться на чужом опыте. Можно наглядно со стороны показать ошибки в поведении и умозаключениях, которые совершает главная героиня, и к каким опасным последствиям они приводят. Во время просмотра, начиная со сцены первого свидания, буквально пошагово разбирали, как нельзя поступать даме и как нужно было бы поступить в том или другом случае. Кто предупрежден, тот вооружен!

Фильм «Газовый свет» 1944 рекомендую всем, как безупречный шедевр кинематографии и наглядный пример классического «газлайтинга».

На мой взгляд, в черно-белом варианте фильм более красив и аутентичен, но для тех кому нравятся цветные фильмы, есть колоризированный вариант.

Рада нашей дружбе. Расскажите, пожалуйста, в комментарии Ваше впечатление о фильме, мне очень интересно Ваше мнение. Да пребудет с Вами Сила во всех светлых начинаниях, до новых встреч! :-)