680 подписчиков

Зачем нужен контроль выбросов?

Контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов – часть производственного экологического контроля (далее ПЭК) за охраной атмосферного воздуха на предприятии.

ПЭК осуществляется в соответствии с приказом Минприроды России от 18.02.2022 N 109 (ред. от 24.03.2023) "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля".

Евгения Москаленко эколог отдела ПДВ.
Евгения Москаленко эколог отдела ПДВ.
Мы помогли сэкономить многим нашим клиентам. Сосредоточтесь на своем бизнесе, а вопросы экологии доверьте профессионалам! Сделаем контроль выбросов. Узнать подробнее...

Контроль выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от предприятий необходим по нескольким причинам:

1. Охрана окружающей среды и здоровья населения.

Выбросы загрязняющих веществ (далее ЗВ) в атмосферу могут наносить вред экосистемам, загрязнять почву и водные ресурсы. Они вносят вклад в климатические изменения, ухудшают качество воздуха, сокращают биоразнообразие океанов. Химические вещества, неконтролируемо поступающие в атмосферу в результате различных технологических процессов предприятий, зачастую являются токсичными и имеют негативное воздействие на здоровье населения, а также увеличивают риск заболеваний и среди сотрудников, связанных с воздействием вредных веществ на рабочем месте. Являются причинами заболеваний дыхательной и сердечно-сосудистой системы, а также приводят к возникновению раковых заболеваний. Поэтому контроль выбросов необходим для поддержания безопасной и здоровой среды для жизни и работы.

2. Как аспект экологической отчетности.

Контроль выбросов является обязательным разделом программы производственного экологического контроля. Предприятия 1-3 категории ежегодно до 25 марта должны сдать отчет по ПЭК, в который в том числе входит контроль выбросов.

3. Соблюдение экологических требований и снижение затрат на штрафы (экономическая выгода).

Несоблюдение экологических нормативов влечет к штрафным санкциям, поэтому необходимо контролировать выбросы, чтобы избежать нежелательных затрат для предприятия. Так статья 8.5. КоАП РФ «Сокрытие или искажение экологической информации» регламентирует, что сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

При нарушениях в выполнении ПЭК либо умышленном указании ложных или неактуальных сведений в отчете юридическое лицо будет нести ответственность. Чаще всего встречаются отступления, связанные с халатным выполнением ПЭК – не точное соблюдение графика исполнения контрольных мероприятий, игнорирование измерений и исследований. Данные проступки характеризуются по ст. №8.1 КоАП РФ. В случае невыполнения отчета по ПЭК может наступить административная ответственность. Пренебрежение природоохранными требованиями при разметке территории, стройке, реконструкционных мероприятий и иных процедурах влечет за собой штраф: для обычных граждан – до 2 тыс. руб; для должностных лиц – до 5 тыс; для юрлиц – до 100 тыс. руб.

4. Социальная ответственность.

Контроль за выбросами — это необходимые действия компаний для внедрения концепции осознанного и бережного отношения к природе и предотвращения и/или минимизации негативного воздействия от производимого ею продукта.

Все эти причины подчеркивают важность контроля выбросов ЗВ в атмосферу от объектов НВОС. Но важно понимать, что осуществлять контроль выбросов ЗВ нужно не всем предприятиям.

По степени оказываемого негативного воздействия на окружающую природную среду все объекты делятся на 4 категории. Согласно законодательству Российской Федерации контроль выбросов ЗВ (в рамках ПЭК) разрабатывается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.

Осуществление контроля выбросов ЗВ, как уже отмечалось выше, тесно связано с разработкой ПЭК и основано на следующих нормативных актах:

1. Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ (статья 25. Производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха)

2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (статья 67. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль)

3. Приказ Минприроды России от 18.02.2022 N 109 “Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля”.

Приступая к разработке контроля выбросов, у вас могут возникнуть некоторые вопросы, а именно:

  • Как осуществляется контроль выбросов, какими методами?
  • Какова периодичность осуществления контроля выбросов?
  • Какие вещества выбрать для проведения контроля?
  • Можно ли брать данные из действующей инвентаризации выбросов?
  • Как оформлять контроль выбросов?

Разберем каждый из них:

1. Как осуществляется контроль выбросов, какими методами?

Контроль выбросов осуществляется в соответствии с план-графиком контроля стационарных источников выбросов с указанием методов контроля. Это могут быть как расчетные методы, так и инструментальные замеры.

Расчетные методы контроля используются в следующих случаях (п. 9.1.3 Приказа Минприроды №74 от 28.02.2018 г. “Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля”):

  • отсутствие аттестованных в установленном законодательством Российской Федерации о единстве измерений порядке методик измерения загрязняющего вещества;
  • отсутствие практической возможности проведения инструментальных замеров выбросов (высокая температура ГВС, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокой давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику выброса);
  • выбросы данного источника по результатам последней инвентаризации выбросов формируют приземные концентрации ЗВ или групп суммации в атмосферном воздухе.

Соответственно, если в план графике указаны расчетные методы, то мы запрашиваем у предприятия данные по расходным материалам на источниках выделения, указанных в действующей инвентаризации выбросов и в соответствии с методиками, утвержденными Перечнем методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух Минприроды России, делаем расчеты.

Инструментальные замеры проводим только в аттестованной аккредитованной лаборатории.

Рисунок 1. Пример план-графика контроля.
Рисунок 1. Пример план-графика контроля.

В план-графике можно увидеть, что для данного предприятия контроль проводился как расчетным методом, так и были выполнены инструментальные замеры. На источнике 0006 установлено газоочистное оборудование (ГОУ) и периодичность контроля установлена 2 раза в год.

2. Какова периодичность осуществления контроля выбросов?

Периодичность осуществления контроля за выбросами устанавливается план-графиком, который формируется по результатам рассеивания в рамках ПДВ. Контроль выполняется не реже 1 раза в год (так как отчет по ПЭК сдается ежегодно), для источников, оборудованных газоочистным оборудованием - ГОУ не реже 2 раз в год.

3. Какие вещества выбрать для проведения контроля?

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.02.2022 № 109 “Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля” четко расписал какие вещества должны быть в план-графике. Во-первых, это – вещества в отношении которых установлены нормативы, на выбор которых влияет категория Вашего объекта. Если это объект III категории, то соответственно это будут вещества I и II классов опасности. Если объект I, II категории – то все нормативные вещества.

В соответствии с пунктом 9.1.2. 109 приказа Минприроды в план-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДК загрязняющих веществ на границе земельного участка объекта.

4. Можно ли брать данные из действующей инвентаризации выбросов?

Только если не изменилось время работы, расход материалов по источникам выделения, указанных в действующей инвентаризации. Инструментальные же замеры должны проводиться заново.

5. Как оформлять контроль выбросов?

Установленной формы оформления контроля выбросов не существует, но в рамках контроля должно быть установлено соответствие требованиям по соблюдениям нормативов выбросов загрязняющих веществ, установленных план-графиком. В соответствии с этим, контроль выбросов должен содержать расчеты выбросов или результаты инструментальных замеров (протоколы аккредитованной лаборатории) по веществам, указанным в плане-графике. Также в контроле выбросов должен быть сделан вывод о соблюдении или несоблюдении предприятием нормативов установленных выбросов.

Подробнее о проведении контроля выбросов здесь.

Контакты.
Контакты.

_______________________________

Мы можем провести экоаудит, чтобы определить, что реально нужно вашему бизнесу по экологии - записаться на экоаудит...

Отдел продаж: (4812) 618-590, 8-800-700-9684 (звонок бесплатный) 8-967-988-92-17 WhatsApp, Телеграмм.