РУБРИКА «Библиотекарь рекомендует» «ПОПОЛАМ» МАШИ ТРАУБ ГЛАЗАМИ БИБЛИОТЕКАРЯ

«Иллюстрация на обложке художника И.Ветровой»
«Иллюстрация на обложке художника И.Ветровой»

Сперва несколько слов о самой писательнице.

«Родилась 8 октября в 1976 году в Москве. Воспитывалась бабушкой. До начала литературной деятельности занималась на курсах в Литературном институте у советского поэта Юрия Левитанского. Окончила Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) по специальности «журналист-международник».

После окончания университета работала по специальности в различных общероссийских ежедневных и еженедельных общественно-политических изданиях. Сотрудничала с газетой «Известия», с журналами Psychologies, Bosco Magazine и другими. Является колумнистом старейшего еженедельного журнала «Огонёк».

Маша Трауб написала более 30 книг прозы, также она является автором двух детских книг. Трауб — девичья фамилия свекрови, Адели Давыдовны Колесниковой, преподавателя французского языка, автора иллюстрированных словарей, учебников, методических пособий и учебных разговорников для изучения и преподавания этого языка» (информация взята из энциклопедии РУВИКИ).

У Маши Трауб редкий талант – передать чувства героев так, что читатель переживает происходящее в книге буквально «на собственной шкуре», вместе с героями смеётся и грустит, сочувствует им и пытается понять их, даже если думает иначе.

Ну а теперь перейдём к самой истории, рассказанной в книге «Пополам».

«Пополам» (М.: АСТ,2024) – роман о людях, которые очень хотели любить, но не смогли, потому что их этому не научили... О том, чем такое неумение может обернуться…

Взрослые, обожженные собственной болью, оказались не в состоянии уберечь от боли детей.

Повествование идет от лица Анны (мама), Георгия (папа), Антона (сын), тещи. Только от лица Юли (дочери) повествования нет… Наверное, в силу её возраста.

Анна ...женщина, которую сперва становится жалко, кажется, что она стала жертвой скупого и чёрствого тирана, но с каждой прочитанной страницей жалости к ней становится всё меньше. Анна застряла где-то там в своей молодости и так и не повзрослела. У неё депрессия? В ее случае это скорее нежелание понять того, с кем она связала свою судьбу, принять изменение в жизни, связанные с рождением детей, которых она похоже даже не любит, потому что они, эти дети, рождены от ненавистного ей мужа, а не от мужчины из её прошлого, которым Анна буквально одержима и готова платить ему за благосклонность.

Георгий… сперва его буквально ненавидишь, но, чем больше читаешь глав от его имени, тем больше гнев сменяется на милость. Да, Георгий педант, закрытый для многих человек, не умеющий порой найти правильный подход к самым близким людям, но он старается измениться и у него это даже получается. Я его не во всём оправдываю, но хотя бы понимаю.

Теща… просто женщина, которая знает все свои ошибки и желает для своей дочери лучшего…порою довольно неуклюже, но уж как умеет. Но, увы, все её усилия напрасны и становится безумно жаль эту женщину… особенно в конце, когда выясняется, что она смертельно больна и собственная дочь от неё отворачивается.

Антон… самый адекватный и рассудительный человек в этой истории, хотя он всего лишь маленький ребенок. Мальчик, образно говоря, взрослеет на наших глазах. В начале книги Антон испытывает безусловную любовь к матери, считает её жертвой и, словно бы, отторгает отца, но потом, становясь старше, понимает, что отец ему не враг, а мать не так уж и идеальна. И только любовь его к сестре Юле не меняется. Они будто бы близнецы какие-то духовные, хоть и совершенно разные по характеру.

Анна и Георгий поженились от отчаяния – просто потому что надо в конце концов кого-то найти и таким образом убежать от прошлого. Но близкими людьми они так и не стали – настолько, что Георгий даже не рассказал жене, что вырос в детском доме… да она и сама не очень хотела узнавать что-то о том, чем жил её муж до встречи с ней. И нет ничего удивительного в том, что их брак рухнул.

После развода Анна предложила разделить детей: Антон остается с отцом, младшая дочь Юлька – с матерью. О том, что почувствуют дети, никто не подумал. А они, эти дети, тянулись друг к другу, общаясь тайно и безумно от этого страдая.

Все взрослые в этой книге живут своими желаниями и только Антон пытается сделать так, чтобы жизнь у его сестры была счастливее. Он умеет любить и нести ответственность за другого человека. Антон хочет, чтобы Юля жила своими интересами, но ему всё-таки больно от того, что сестра начала отдаляться. И ещё Антону важно разговаривать. Ему важно, чтобы его родные говорили правду.

Одна из фраз зацепила. "Развод родителей и дележка детей - самый верный способ ускорить их взросление. Расчетливость, прагматизм и отсутствие доверия хоть к кому-то, включая близких, идут бонусом". И я полностью этой фразой согласна. Если не рассказывать, скрывать, лгать, настраивать против, не давать нормально общаться - не ждите ничего хорошего. И для себя в частности. Даже при разводе нужно оставаться людьми. Ваши отношения только ваши и дети от ваших разборок страдать не должны. Нельзя врать ради поддержания собственного авторитета. А уж делить детей тем более нельзя.

В этой семье взрослые совершили много ошибок. Но очень хочется надеяться, что они повзрослеют. Это не позитивная история, в которой все жили долго и счастливо. Это об эгоизме, молчании и, наверное, немного о ненависти. О том, что можно в конце концов измениться и понять другого. Горькая в чём-то история, но и жизнь не всегда состоит только из радости.

А еще на протяжении всей книги четко отлеживается один посыл - не надо заставлять ребенка заниматься нелюбимым делом. Если уж вы отдаете его на дополнительные занятия, то пусть они приносят ему удовольствие. Если вы хотели стать художником, заниматься музыкой, быть сильным и заниматься спортом, то это не значит, что ваши дети должны воплощать в жизнь ваши нереализованные желания.
Как хорошо, что дети часто оказываются мудрее своих родителей. В романе «Пополам» именно так и произошло.

Читала книгу Любовь НИКИТЕНКО,

библиотекарь Государственной публичной исторической библиотеки России.