609K подписчиков

Почему в этом году в России резко выросли продажи смартфонов

Согласно данным маркетплейсов, в 2024 году в России резко выросли продажи смартфонов. Однако эксперты, опрошенные "Российской газетой", призывают относиться к этим цифрам осторожно и отмечают, что главным фактором роста стал отложенный спрос и cтимулирующие акции маркетплейсов.

   Отложенный спрос на смартфоны привел к рекордам продаж. / Сергей Михеев / РГ
Отложенный спрос на смартфоны привел к рекордам продаж. / Сергей Михеев / РГ

Как рассказали "РГ" в "Мегамаркете", абсолютными лидерами продаж в январе - апреле этого года стали смартфоны. Их купили в количестве 1,6 млн штук, что на 259% больше в сравнении с тем же периодом 2023 года. Если посмотреть срез предпочтений покупателей, то больше всего увеличились продажи бюджетных смартфонов (стоимостью до 20 тыс.) - в 4,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. В этом ценовом сегменте в топе продаж оказался бренд Infinix. На втором месте - смартфоны из сегмента от 20 до 60 тыс. рублей. Их продажи увеличились почти в 4 раза. Самый популярный смартфон - одна из моделей компании Samsung. Что касается премиального сегмента, спрос на смартфоны от 60 тыс. рублей вырос в 3,5 раза. Самым продаваемым смартфоном ожидаемо оказался iPhone.

Другие маркетплейсы также зафиксировали рост продаж в 2024 году по сравнению с аналогичным периодом 2023.

Так, на "Яндекс Маркете" число проданных смартфонов в первом квартале этого года увеличилось в 1,5 раза. Самыми популярными брендами по числу покупок стали Xiaomi, Apple, Samsung, Infinix и TECNO.

А на OZON за первые 5 месяцев 2024 года продажи смартфонов выросли на 40% в штуках по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а наибольшим спросом пользовались смартфоны брендов Realme, Xiaomi и Infinix.

Операторы связи также отмечают рост продаж смартфонов. При этом в "МегаФоне" подчеркнули, что больше всего выросла реализация в онлайне. "Мы видим повышенный спрос как в интернет-магазине, так и на страницах компании в маркетплейсах. Можем констатировать, что по отдельным позициям рост продаж кратный по сравнению с прошлым годом", - рассказали "РГ" в пресс-службе компании. Эксперты "МегаФона" считают это закономерным явлением: "Во-первых, растет удобство и привлекательность маркетплейсов для потребителей. Во-вторых, выросло доверие к этому каналу продаж. В-третьих, практически все крупные площадки регулярно проводят маркетинговые акции для стимулирования продаж".

В компании МТС сообщили "РГ", что с января по май на всем российском рынке было продано 11,7 млн смартфонов на сумму 284,3 млрд рублей, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года больше на 10% в штуках и на 25% в деньгах. "Одним из главных факторов роста стал отложенный спрос. В последние два года покупатели старались повременить с покупкой смартфонов. Еще одна причина - стремительное расширение предложений в различных ценовых сегментах китайскими производителями, которые активно замещают бренды других стран, а также усиление маркетинговой активности ритейлеров", - прокомментировали рост продаж смартфонов в 2024 году в пресс-службе компании.

Генеральный директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков призвал относиться к данным ритейлеров осторожно, но согласился с тем, что онлайн-каналы продаж стали пользоваться гораздо большим спросом. "Это вполне объяснимо, учитывая, что, как правило, у них стоимость техники ниже, чем в офлайне. Так что да, продажи там растут. Что касается рынка в целом, то, согласно данным TelecomDaily, в 2023 году рынок оживился и достиг примерно 27,5-28 млн. Думаю, что в этом году будет больше, но вряд ли цифра перевалит за 30 млн", - рассказал "РГ" Кусков. Рост продаж гендиректор TelecomDaily связывает с отложенным спросом (люди покупают, потому что не покупали ранее, то есть продлевали срок службы своих аппаратов), а также с желанием поехать в отпуск с новым смартфоном и покупками на будущий учебный сезон.

По мнению ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, несмотря на то, что реальные продажи смартфонов в 2024 году выросли, статистику искажает фактор "двойного учета". "Сегодня некоторые российские маркетплейсы выступают, по сути, как оптовые площадки. Они самостоятельно (не за счет вендора или дистрибьютора) дают большие скидки и кэшбек, а небольшие региональные продавцы покупают у них до 50% товара, который вторично поступает на рынок. А иногда самому поставщику/дистрибьютору, с учетом скидок и кэшбека, выгодно выкупить с маркетплейса товар обратно и поставить его снова "на полку", но уже по более высокой цене, чтобы низкая/демпинговая цена маркетплейса не "рушила" его рынок, - говорит Муртазин. - Если посмотреть на отдельные позиции на российских маркетплейсах, то таких низких цен нет нигде в мире, они иногда даже ниже оптовых". По мнению эксперта, более объективный показатель - данные активации новых устройств в сетях операторов. "Да, здесь тоже виден рост. Он не такой ошеломительный, как в статистике маркетплейсов, но он есть и отчасти связан с СВО. Дело в том, что у некоторых российских домохозяйств значительно выросли доходы и они сегодня могут позволить себе те покупки, которые раньше позволить не могли. Это коснулось и рынка электроники, в частности смартфонов. Так что мы имеем дело с классическим фактором отложенного спроса, который теперь реализуется", - считает Муртазин.