234 подписчика

Паб «Старый дуб»

В 2024 году один за другим идут фильмы мэтров, построивших кино второй половины ХХ века.

В 2024 году один за другим идут фильмы мэтров, построивших кино второй половины ХХ века. Правда, в отличие от Вима Вендерса или Фрэнка Копполы, Кен Лоуч не уходил в молчание: он стабильно снимает картины каждые несколько лет. Но в том и гений Лоуча, что его ленты, несмотря на эстетическое сходство, внутри друг друга мало похожи; и вот фильм «Паб “Старый дуб”» поднимает тему, которая беспокоит сейчас каждого британского старожилу – столкновение культур внутри своей старой страны, не избавившейся окончательно от колониальной гордыни. Британии и ранее приходилось встречать на своих широтах индийцев и жителей других колоний, но они всегда были чужими – а последние двадцать лет люди разных оттенков кожи приезжают в Англию и становятся как бы своими – и с этим надо учиться жить. И дело не только во внутреннем шовинизме: сложно не злиться, когда приезжим выдают вещи от волонтёров, а ты зарабатываешь меньше мрота после падения производства, и от безысходности вынужден спиваться в местном баре.

Это неожиданно очень диснеевский по концепции фильм (как помирить цветную беженку и белого, разочарованного жизнью активиста, а их двоих – с ксенофобным обществом?), но Лоучу хватает вкуса не подавать попытки наладить коммуникацию и естественные преграды, которые они встречают на своём пути, без назидательности и зубодробительного морализаторства. При том фильм «Паб “Старый дуб”» очень наглядный: плохие люди в нём всё ещё плохие люди, но не взятые в вакуум негодяи, а имеющие собственную предысторию. Нетрудно оскотиниться, когда нет работы, а противные твоему культурному вкусу люди обладают привилегиями, которых у тебя нет. Это понятно – и это приводит к тяжёлым переживаниям.

Тем не менее это очень светлое кино. Может быть, не очень доброе, хотя зависит от того, что под этим подразумевать; просто обычно связку «светлое» и «доброе» используют в отношении кино с поверхностным конфликтом и логичным хэппи-эндом. Тут это не совсем так. Зрителя бередят несправедливость, агрессия, печаль, он испытывает спектр эмоций, помимо уюта, но в итоге – искренний призыв к пониманию и попыткам жить хотя бы сносно вопреки собственным проблемам разве не добрый сам по себе?

Съёмка минималистичная, не отвлекающая внимания от людей; это могло бы разочаровать в сравнении с такими фильмами, как «Ветер, который качает вереск» или «Ирландский маршрут», но это вообще самая сдержанная картина мастера. В ней почти нет саундтрека, камера исключительно фактологическая, не предлагающая особой лепки света или текстур (иногда это оказывается досадным минусом, например, в сравнении с реальными фотографиями шахтёрских забастовок), монтаж не передаёт ощущение своего присутствия.

Зато есть актёры. Опять же, очень сдержанные, но в хорошем, реалистическом ключе. С Лоучем опять работает Дейв Тёрнер; в этот раз, несмотря на свою предысторию, у него мягкая, пастельная драматургия образа: он весь такой немножко бесформенный, как твой дядя, потерявший былую силу, но оставшийся славным и добрым. Очень интересная Эбла Мари, очень красивая, но это не так принципиально: отличная арабская актриса, расширяющая стереотип о сирийской женщине, очень хотелось бы видеть её больше. Вообще все актёры на своих местах, все малоизвестные, но не то чтобы типажные, а просто очень естественные, что арабские исполнители, что европейские.

«Паб “Старый дуб”», если пользоваться метафорами, действительно такой старый респектабельный паб, куда ты приходишь… и чувствуешь, что что-то по-другому. Но в хорошем, не токсичном смысле; просто публика нетипичная, много лиц, которых не ожидаешь здесь увидеть… Но зато атмосфера та же, и бармен тот же самый, хороший, добрый, душевный дядя, который разольёт тебе хоть стаут, хоть лагер – и всё будет хорошо. Даже если придётся столкнуться с проблемами.

АВТОР: Беляева Марина