Найти тему

АМЛО испытывает на прочность отношения с Соединенными Штатами

Политические последствия недавних выборов в Мексике и предстоящие выборы в США откроют новый этап в отношениях между этими двумя странами.

С одной стороны: неконтролируемая миграция, угрозы безопасности и рост торговли наркотиками и оружием. С другой - быстрая экономическая интеграция, политическое сотрудничество и углубление культурных и социальных связей.

200-летние отношения между Мексикой и США развиваются, как отношения двух братьев и сестер в нестабильной, но дружной семье, порой неспособных решить проблемы друг друга, но при этом осознающих свою общую историю, общий потенциал и неделимое будущее.

Политические последствия недавних всеобщих выборов в Мексике, в ходе которых правящая партия получила, по сути, супербольшинство в Конгрессе, а также предстоящие в ноябре выборы в США откроют новый этап в отношениях между этими крупнейшими торговыми партнерами. И при нынешнем положении дел мы, скорее всего, увидим больше эскалации и ярости, чем взаимопонимания и примирительного сближения последних лет.

Да, это связано не только с возможным возвращением Дональда Трампа в Белый дом, но и с изменением динамики внутри Соединенных Штатов, особенно в сфере миграции. Согласно апрельскому опросу Gallup, американцы третий месяц подряд называют иммиграцию самой важной проблемой страны; она также стала самым политически поляризующим вопросом в Соединенных Штатах за последние 25 лет.

Кадры тысяч кубинцев, венесуэльцев, выходцев из Центральной Америки и других стран, ежедневно пересекающих границу с США, усилили антииммиграционные настроения, укрепив кандидатуру Трампа и оказав давление на администрацию президента Джо Байдена в вопросе контроля над границей в преддверии выборов 5 ноября.

При Байдене США заняли более конструктивную и терпеливую позицию по отношению к мексиканскому правительству. Белый дом старался не обращать внимания на протекционистские и антидемократические тенденции президента Андреса Мануэля Лопеса Обрадора, если Мексика будет делать больше для охраны своих границ и борьбы с мигрантами, прибывающими на север.

Такая подход оказался недальновидным, она не учитывает всю сложность отношений между двумя странами, которые имеют общую границу протяженностью более 3 000 километров и двустороннюю торговлю на сумму 800 миллиардов долларов. Ключевой посыл о том, что дядя Сэм может просто приказать Мексике сделать то, что она должна сделать, - это пережиток прошлого, который уже не вернуть.

Он также не отражает того, как работает дипломатия в 2024 году. После угроз Трампа в адрес Мексики во время предвыборной кампании 2016 года и его решения, как только он пришел к власти, связать миграцию с экономическими проблемами, решимость правительства США относиться к своему соседу как к равному партнеру сошла на нет. А учитывая собственные демократические недостатки, Вашингтон сейчас не в том положении, чтобы поучать кого-то в вопросах политических норм и законности.

В то же время верно, что в некоторых вопросах - например, в жалобах США на национализацию и протекционизм в энергетическом секторе при администрации АМЛО - Байден стремился к политическим переговорам, а не к техническому арбитражу, который мог закончиться для Мексики многомиллиардными убытками. Но, опять же, найти правильный баланс между нажимом и недопущением дестабилизации своего соседа не так-то просто.

Сейчас наблюдателей по обе стороны границы должно беспокоить то, как миграция продолжает затмевать многие положительные стороны двустороннего партнерства. Как отмечают Майя Авербух и Джош Уингроув, Клаудия Шейнбаум была избранным президентом Мексики всего несколько часов, когда Белый дом издал указ, ограничивающий подачу заявлений о предоставлении убежища на южной границе США, что стало самой радикальной антииммиграционной мерой, принятой администрацией Байдена на сегодняшний день.

Влияние предложенных АМЛО масштабных конституционных реформ добавляет еще один уровень осложнений. Хотя окончательный формат и масштаб этих изменений мы, вероятно, узнаем только после окончания срока его полномочий в сентябре, нынешний план АМЛО предполагает значительную реконфигурацию правовой базы Мексики.

Это связано не только с непродуманной судебной реформой, которая больше похожа на захват власти в отношении верховного суда Мексики, чем на честную попытку решить давние проблемы страны с судебной системой. Она также предполагает закрепление в Конституции националистической политики в таких отраслях, как добыча полезных ископаемых, производство кукурузы и электроэнергии, и упразднение автономных регулирующих органов.

Как сказал мне Диего Маррокин, научный сотрудник по Северной Америке Центра Вильсона в Вашингтоне, "эта серия реформ может вступить в противоречие с договором T-MEC и усложнить инвестиции в Мексику. Как только вы соглашаетесь на либерализацию рынка, вы не можете вернуться назад. То, что делает правительство, - это введение дополнительных ограничений на торговлю и инвестиции".

Конечно, Мексика имеет суверенное право определять свою политику, и мексиканцы подавляющим большинством проголосовали за правящую партию АМЛО в ходе выборов. Но это не значит, что новая конфигурация власти не окажет негативного влияния на бизнес и политические решения.

На данный момент правительство США лишь в мягкой форме затронуло эту проблему: заместитель государственного секретаря по делам Западного полушария Брайан Николс заявил, что "прозрачность судебной системы жизненно важна для всех инвесторов" и что его правительство "будет продолжать настаивать" на том, чтобы партнеры по Т-МЭС "соблюдали положения о защите иностранных инвестиций". По мере приближения ноября эта риторика будет усиливаться. В некоторых американских кругах бытует мнение о том, что Мексика превращается в автократию, которая будет только набирать обороты.

Торговое соглашение T-MEC должно быть пересмотрено в 2026 году, и можно представить, как Мексика может быстро потерять свое кажущееся преимущество перед Белым домом. Это вопрос времени, когда США решат сделать поворот и поставить двустороннюю торговлю в большую зависимость от фиксированной миграции - что может ударить по китайским инвестициям в Мексику - или, в крайнем случае, ограничить доступ к столь необходимым Мексике поставкам американского природного газа.

Во время предвыборной кампании Шейнбаум подчеркивал важность расширения экономической интеграции Мексики с Соединенными Штатами (используя преимущества процесса перевода цепочки поставок на периферию, известного как nearshoring). Однако эти огромные инвестиции, необходимые Мексике для ускорения темпов роста, могут быть не реализованы в условиях политической неопределенности.

Источник