39,1K подписчиков

Одиночные ролевые игры BioWare от худших к лучшим

1,4K прочитали

Mass Effect 2? А может все же KOTOR? Разбираемся, какая RPG знаменитой канадской студии превзошла все остальные

Mass Effect 2? А может все же KOTOR?

CGI-трейлер новой Dragon Age интернет принял неоднозначно: на YouTube у ролика в раза четыре больше дизлайков, чем лайков. Демонстрация геймплея вызвала более позитивную реакцию, но и в случае с ней хватает переживаний от поклонников франшизы. Больше всего геймеры ругают мультяшный визуальный стиль проекта и смену в тоне, в результате которой складывается ощущение, что авторы серии решили попрощаться с темными фэнтези. Тем не менее несмотря на красные флажки, стоит признать, что как ни крути, а долгожданное возвращение BioWare к одиночным RPG интригует. Поэтому в честь Dragon Age: The Veilguard мы предлагаем оглянуться назад на предыдущие игры студии и составить их рейтинг от менее удачных к более сильным.

Dragon Age 2 (2011)

Недоверие фанатов DA к The Veilguard понять можно, ведь уже была ситуация, когда поклонники франшизы обожглись и остались разочарованы. 13 лет назад наспех сделанная Dragon Age 2 огорчала камерностью и линейностью (на фоне эпической первой части), а также менее глубокой боевой системой и оскорбительно большим количеством повторяющегося контента. Видел одну пещеру? Видел их все. И да, даже спустя годы отношение фанбазы к горе-сиквелу так и не потеплело: сегодня многие поклонники жанра по-прежнему считают DA2 худшей ролевой игрой BioWare.

Neverwinter Nights (2002)

Mass Effect 2? А может все же KOTOR?-2

«Невервинтер» вышел после культовой Baldur's Gate 2 и, увы, сравнения с ней не выдерживал. Вместо еще одной грандиозной CRPG с комплексным сюжетом геймеры получили простоватое в плане нарратива приключение, да и геймплейно напоминающее экшеновые «данжен кроулеры» в стиле Diablo. На самом деле игра получилась такой, какой ее задумывали авторы: BioWare изначально воспринимала Neverwinter Nights как своего рода инструментарий, позволяющий геймерам создавать собственные модули, не более того. Нормальную историю от канадской студии игроки получили только в последнем дополнении, Hordes of the Underdark.

Mass Effect: Andromeda (2017)

Много камней было брошено в сторону «Андромеды» и вполне заслуженно: все же на релизе она была до невозможности сырая, и именно удручающее техническое состояние оттолкнуло от нее львиную долю фанатов серии. И хотя нельзя сказать, что на сегодняшний день «Андромеда» избавилась от всех проблем, стоит отметить, что после всех патчей ее точно стало куда проще «переварить». Заслуживает ли она второго шанса? А почему бы и нет: как минимум ради увлекательных перестрелок и красивых планет.

Jade Empire (2005)

Mass Effect 2? А может все же KOTOR?-3

Это одна из самых необычных игр в репертуаре канадцев, но при этом — наименее известная. Несмотря на уникальный сеттинг (восточное фэнтези, вдохновленное культурой азиатских боевых искусств) и необычные экшеновые драки, Jade Empire пришла и ушла как-то совершенно незаметно. Винить в этом стоит довольно банальный сюжет и скучных персонажей. А это, как все знают, ключевые составляющие любой RPG, формирующие общее впечатление.

Baldur's Gate (1998)

Mass Effect 2? А может все же KOTOR?-4

Да, BG1 состарилась ощутимо: ее бои в реальном времени с паузой не вызывают особого восторга, как и правила старой редакции D&D, которые легли в основу ролевой системы. Да и диалоги через раз напоминают о неопытности сценаристов, для которых это был первый проект такого типа. Однако центральный сюжет увлекает, а здешний мир кажется настолько большим и разнообразным, что искренне испытываешь ощущение настоящего приключения.

Mass Effect 3 (2012)

Завершающая часть оригинальной трилогии Mass Effect многое делает правильно. Она воспринимается как честный-пречестный голливудский блокбастер, не уступающий размахом лучшим киношным космооперам. Также третья ME удачно завершает немалое число второстепенных историй, начавшихся еще в первой и второй игре. Однако разочаровывающая развязка основной сюжетной линии (причем полностью не исправленная даже после всех обновлений и DLC) тянет Mass Effect 3 вниз. Как и тянет ее вниз довольно посредственная подборка компаньонов: в ME2 все же был поинтереснее ансамбль сопартийцев.

Dragon Age: Inquisition (2014)

«Инквизиция» — одна из тех игр, которые критикуют куда сильнее, чем они того заслуживают. Конечно, неправильно было бы назвать ее идеальной: скучные второстепенные квесты в стиле «собери 10 растений» местами навевают неприятные ассоциации с MMO. Но ведь помимо них есть и чему радоваться: например, обаятельным героям, интересному сюжету, наполненному политическими интригами, свободе в принятии решений, влияющих на мир, боевой системе, которая наконец-то удачно скрещивает простоту в освоении с комплексной тактикой. Многие моменты и сцены «Инквизиции» лучшие не просто в серии, но и вообще среди игр BioWare, однако геймеры несправедливо кидают проект в одну кучу к «Андромеде» и Anthem, словно это игры одинакового уровня качества.

Mass Effect (2007)

Mass Effect 2? А может все же KOTOR?-5

Важная для жанра игра, которая совершила в свое время революцию, доказав, что RPG могут быть не только нишевым развлечением для гиков, но и кинематографическими боевиками, импонирующими широкому кругу геймеров. Даже сегодня Mass Effect удачно скрывает свой возраст (особенно, если играть в ремастер): она настолько грамотно срежиссирована, что легко предположить, будто перед тобой новая игра из 2020-х. Проблема лишь в том, что не все ее геймплейные составляющие реализованы на отлично: к примеру, исследование пустых опциональных планет часто вызывает зевоту, а систему лута, где нужно в инвентаре перебирать десятки стволов, оптимальной уж точно не назовешь.

Mass Effect 2 (2010)

А вот вторая часть — практически идеальная игра: без лишних систем и механик, с потрясающим вступлением и не менее запоминающимся финалом, с чуть ли не лучшей группой напарников среди всех RPG от BioWare, крутой концепцией (Шепард и его команда действуют вне закона, чтобы спасти галактику) и первоклассным сценарием. У Mass Effect 2 безупречный темп без явных периодов простоя: от старта до финиша игра совершенно не дает заскучать и все время держит марку.

Dragon Age: Origins (2009)

В прошлом году критики и геймеры расхваливали создателей Baldur's Gate 3 за то, что мол, наконец-то кто-то сделал CRPG с дорогущим продакшеном. Но по большому счету мы уже видели нечто подобное 15 лет назад, когда вышла DA: Origins. Тогда BioWare удачно внедрила кинематографические заставки и беседы в игру, которая в плане геймплея следовала по стопам классических компьютерных ролевок конца 90-х. У канадцев вышла понятная массовой аудитории игра, не жертвующая при этом ничем, что делает CRPG такими интересными: ни глубокой боевкой, ни вариацией билдов, ни разветвленными диалогами, ни нелинейностью и свободой. Решения, принятые в Origins, влияют на повествование на многих уровнях, причем делают это уже с первых минут игры, когда геймер определяется с предысторией героя или героини.

Star Wars: Knights of the Old Republic (2003)

Mass Effect 2? А может все же KOTOR?-6

Прошло более 20 лет, а KOTOR так никому и не уступила титул лучшей игры по «Звездным Войнам» (хотя вторая часть от Obsidian приблизилась максимально близко к узурпации трона). В «Рыцарях» прекрасно все: сеттинг, который воспринимается одновременно знакомо и свежо (тут вам любимые планеты и расы Star Wars, но за тысячи лет до событий фильмов), система морали, позволяющая стать не только джедаем, но и максимально злобным ситхом (серьезно, при желании игрок может творить довольно жуткие вещи), бои в реальном времени с паузой, от которых чудом не хочется плеваться, и запоминающиеся герои. А еще KOTOR может похвастаться одним из лучших сюжетных поворотов в истории видеоигр. Спойлерить его, разумеется, не будем: если вы вдруг не играли, то наверстать упущенное проще простого, ведь культовая игра BioWare теперь доступна даже на смартфонах.

Baldur's Gate 2: Shadows of Amn (2000)

Mass Effect 2? А может все же KOTOR?-7

Если закрыть глаза на некоторые архаичные механики, можно смело утверждать, что даже спустя два десятилетия Baldur's Gate 2 воспринимается в плане структуры как современная ролевая игра, поскольку жанр по-прежнему следует ее формуле. На эту тему вы можете прочитать целый материал у нас на сайте, но кратко продублирую его тезисы тут.

Так, именно Baldur's Gate 2 стала одной из первых западных CRPG, где все потенциальные члены партии превратились в личностей с собственными сюжетными и романтическими линиями. И именно в этой игре BioWare вывела второстепенные задания на тот же уровень качества, что и основные. Более того, диалоги и нарратив Baldur's Gate 2 в какой-то степени оказались творческим пиком студии, который она так и не смогла превзойти. Да и не только она: мало какая RPG настолько же хорошо написана, как BG2, особенно если говорить конкретно о фэнтезийных ролевках. И, к слову, именно поэтому недавняя третья часть от Larian заслуживает уважения: Baldur's Gate 3 сделала то, чего не смогли другие — сравнялась с BG2.

Никто не знает, какое место в данном рейтинге займет Dragon Age: The Veilguard. Но если так подумать, то это и неважно вовсе, ведь даже «худшие» одиночные RPG от BioWare чем-то да цепляют. Поэтому можно предположить, что The Veilguard будет как минимум интересной: откровенная халтура у студии получилась лишь один раз (напомню, речь именно о сингловых проектах), поэтому слишком переживать за качество следующей Dragon Age не стоит.