«Королевы и ведьмы Лохлэнна»: необычное фэнтези на основе кельтских легенд

Американского писателя Джорджа Генри Смита (1922-1996 гг.) я открыл для себя совершенно случайно. Признаваться в этом не стыжусь, ибо прочитать весь массив фантастических произведений, когда-либо написанных человечеством, не хватит и десяти жизней. Но в том-то и дело, что Смит – автор не рядовой. Из-под его пера (и пера его не менее даровитой супруги М. Джейн Дир. Любили они сочинить что-то на пару, знаете ли. – Прим. авт.) вышли десятки волшебных романов самой разной направленности: от строгих научно-фантастических произведений, до классического фэнтези и даже, хм... «мягкого порно».

Моё же знакомство со Смитом (не путать с агентом Смитом из «Матрицы») началось с книги «Королевы и ведьмы Лохлэнна», написанной в 1969 году. Во время очередного визита в лавку потрёпанных книжек я приметил обложку с голой красоткой на фоне зелёного страшилища. От томика повеяло вольной безвкусицей 90-х, и я начал перелистывать страницы. При виде чёрно-белых иллюстраций сперва опешил и протёр глаза... Ну точно: всё выглядело так, будто шестиклассник взял мелок и, высунув язык от усердия, взялся перерисовывать знаменитые эротические картины Бориса Валеждо (Вальехо). Ну а где показалось слишком сложно, добавил отсебятины. Надо ли пояснять, что «Королев и ведьм» я немедленно купил, дабы поделиться этими шикарными иллюстрациями с вами, дорогие читатели. (Кстати, книгоиздатель оказался максимально честным и раскрыл все карты, указав: «худ. П. Кухто по мотивам Б. Вальехо»).

Здесь и далее "жалкая пародия и неповторимый оригинал".
Здесь и далее "жалкая пародия и неповторимый оригинал".

А вот книгу читать я не собирался. И вообще полагал, что Джордж Генри Смит – чей-то псевдоним. Ну правда, это ещё надо постараться, чтобы поставить в один ряд три едва ли не самых распространённых на Западе имени. Как если бы у нас написали: Иван Петрович Сидоров. Ан нет, имя оказалось настоящим! Хотя писатель и впрямь часто использовал псевдонимы для своих работ: к примеру, Ян Хадсон, Джерри Джейсон, Хэл Страйкер и даже Диана Саммерс.

Но хватит прелюдий, пора переходить ближе к делу (в нашем случае уместна и пошлая оговорка «к телу»). «Ведьм и королев» я всё-таки одолел, и не скажу, что это было неприятно. До порнофэнтези роману далеко, скорее уж это книжка о попаданце, несколько несдержанном в отношениях с противоположным полом.

Американского писателя Джорджа Генри Смита  (1922-1996 гг.) я открыл для себя совершенно случайно.-2

Главный герой Джэнюэр – тот ещё бабник. Сразу вспоминаются бессмертные строки легендарной группы «Дюна»: «А кто не бабник, ну кто не бабник? Да тот, кто женщин и не видел никогда». Так что этот грешок читатель персонажу великодушно прощает, ведь в остальном Джэнюэр – вылитый рыцарь и даже потомок шотландского короля! А ещё он работает частным детективом и мнит себя самым могущественным колдуном на Земле, хотя и признаёт, что магия на нашей планете не работает... А ещё он страшно суеверный и после каждого похода в салон красоты (прекрасные бабочки садятся не на каждый цветок, их приманить надо) тщательно собирает свои волосы и ногти, чтобы потом смыть их в унитаз... Чесс слово, при таких вводных хочется немедленно вызвать санитаров!

Американского писателя Джорджа Генри Смита  (1922-1996 гг.) я открыл для себя совершенно случайно.-3

Словом, герой необычен, уникален и явно рождён «не в свою эпоху». Ему бы с мечом в руке уворачиваться от драконьих клыков и когтей, но он вынужден лавировать в потоке оскалившихся радиаторами машин. Технический прогресс наш рыцарь не приемлет, а любой механизм вызывает в его душе леденящий ужас: а вдруг вон тот «Ягуар» подкрадётся сзади и как схватит капотом за седалище?! Впрочем, у Джэнюэра на сей случай имеется парочка волшебных микстур: «Вот в этом и есть магия нашего мира. Она в самых обычных вещах: в хорошем виски, в снотворных таблетках, которые заглушают рев реактивных двигателей, несущих внушающие ужас самолеты под облаками. Поэтому мои заклинания здесь не действуют. Самые сильные заклинания заключены в бутылки, которые есть в любом баре». (Дж. Г. Смит, «Королевы и ведьмы Лохлэнна»).

Чувствуете, куда всё клонится? Ещё немного – и рыцарь-маг превратится в обычного алкаша, которому милее не женские округлости, а выпуклости бутылки. К счастью, очередная клиентка быстро наставляет Джэнюэра на путь истинный и открывает дорогу в мир кельтских мифов и легенд.

Американского писателя Джорджа Генри Смита  (1922-1996 гг.) я открыл для себя совершенно случайно.-4

Это была всего лишь завязка истории, и более спойлерить я не желаю. Отмечу лишь, что главный герой, взявшийся расследовать загадочное дело, попадёт в мир магии, колдовства, древних языческих божков и кровожадных существ. Впрочем, Джэнюэр с откопанным двуручным мечом своего шотландского предка, в рыцарском шлеме и кольчуге из сверхпрочных земных сплавов будет чувствовать себя в фэнтезийном обществе, как рыба в воде. И вы ведь не забыли, что он самый великий маг, пусть ни одно из его заклинаний и не действует?! «Гражданин маг, пора принимать лекарства!»

С боевой составляющей всё более или менее просто и пресно. Джэнюэр физически развит, владеет приёмами каратэ и, вероятно, именно знание восточных единоборств помогает ему так ловко орудовать огромным мечом и побеждать десятки противников, с детства привыкших к холодному оружию. (Реконструкторы, которые потратили не один год, чтоб научиться держать какой-нибудь цвайхандер, хором присвистнули и побежали записываться на киокусинкай или бить поклоны монахам Шаолиня).

Американского писателя Джорджа Генри Смита  (1922-1996 гг.) я открыл для себя совершенно случайно.-5

А вот магия у Смита проработана гораздо интереснее. На первый взгляд она смотрится сферическим конём в вакууме и возникает из... ниоткуда. На второй – понимаешь, что не всё «элементарно, Ватсон». Джэнюэр добросовестно пытается разобраться в истоках могущества ведьм и божков, рассуждает о психической энергии, телепатии и возможностях человеческого разума... Однако чтобы разгрызть орешек и добраться до глубин, герою явно не хватает образования. Ну а раз повелевать штормами и обрушивать на врагов огненные лавы не получается, он будет заниматься тем, что умеет: заниматься сексом с кровожадными вампиршами и уворачиваться от слюнявых ртов заколдованных принцесс.

Американского писателя Джорджа Генри Смита  (1922-1996 гг.) я открыл для себя совершенно случайно.-6

Отдельно следует сказать о мифологической составляющей романа. Быть может, на Западе кельтские легенды рассказывают детям перед сном, как у нас «Сказку о рыбаке и рыбке», но не уверен. Даже на фоне германского эпоса о каких-нибудь Нибелунгах они звучат необычно и интригующе. «Лохлэнн – это название кельтского потустороннего мира или одного из них. В кельтской мифологии встречаются десятки стран, находящихся под землей или в небе. Тир э Бео, Тир Этх, Маг Мор, Тир Онан-Ог, Анивн и другие. Лохлэнн – это подводная страна. Утверждается, что это жилище ведьм и колдунов». (Дж. Г. Смит, «Королевы и ведьмы Лохлэнна»).

Ну а где есть подводная страна, там будут и морской бог Ллир (это уже существо из валлийской мифологии, которое, если верить преданиям, было предком самого короля Артура. – Прим. авт), и его рыбоподобные дети (привет от Лавкрафта!), и море других удовольствий. Приятного чтения!

Американского писателя Джорджа Генри Смита  (1922-1996 гг.) я открыл для себя совершенно случайно.-7

Антон АГЕЕВ.

#книгочей

#фэнтези

#лохлэнн

#магия

#ведьмы

#лучшие книги

#кельтская мифология

#валеджо

#любовные роман

#языческие боги