У Андрона Кончаловского была эпическая «Сибириада». Если не видели, то непременно посмотрите. Хорошее кино. А у нас тоже своя многосерийная Сибириада. Ну, Сибирь-то у нас ого-го! Рассказать, не пересказать. Сегодня мы отправляемся к отцу городов сибирских — Тобольску.
Все туристические маршруты в Тобольске начинаются с его главной площади. Ну, понятно, что она как столичная и носит название «Красная».
В начале 17 века именно через Тобольск были проложены основные торговые пути из Европейской России в Китай и Среднюю Азию. Все образованные иностранцы того времени чётко знали, что в России теперь есть три столицы. Москва — старая, Санкт-Петербург — новая и Тобольск — сибирская.
Однако Красная площадь. Белоснежный красавец, каменный Тобольский Кремль, стоящий на высоком холме, виден ещё при подъезде к городу. Софийско-Успенский кафедральный собор середины 17 века, 75-метровый колокольний, здание ориентареи, т.е. казенные палаты Тобольского Кремля, а также тюремный замок. Вот всё это создаёт невероятный по красоте ансамбль.
Город основали в 1587 году. Изначально был известен как начальный пункт ссылки на каторгу.
Но за более чем 4 века своего существования, а в этом году Тобольску стукнет 437 годков, он успел стать одним из самых больших городов Западной Сибири и долгое время являлся крупнейшим политическим и экономическим её центром.
Наш с вами великий император Пётр I был очень заинтересован в развитии Сибири и потому повелел сделать из Тобольска столицу с представительской внешностью. По его приказу построили приказную палату и гостиный двор, а 324 года назад заложили первым в Сибири и потому единственный каменный Кремль.
Проектировал его и начинал строительство картограф, историк и архитектор с незатейливой такой внешностью Семён Ульянович Ремезов, обучившийся каменному делу в Московской оружейной палате. И все задуманное Тобольским мечтателем, архитектором Ремезовым, удалось воплотить. Строительство Тобольского Кремля затянулось, более ста лет сооружали. Но зато в итоге появилась почти 400-метровая лестница Премского ввоза, символизируя торжественный вход не только в Кремль, но и в саму Матушку-Сибирь.
Да, не всякая пенсионерская душа долетит до середины подъема. А кто вам обещал легкой жизни при посещении Тобольска.
Мы попали в Тобольск в очень важный для всех верующих людей день. Крестным ходом в Софийский кафедральный собор несли одну из наиболее почитаемых сибирских икон — Абалакская икона Божией Матери «Знамение».
По воспоминаниям пенсионеров, в 1665 году в этих местах несколько месяцев шли непрекращающиеся дожди, началось наводнение, весь урожай должен был погибнуть, людей ждал голод. И тогда жители Тобольска стали молиться перед этой иконой, чтобы она им помогла. И ведь чудо-то произошло. Дожди прекратились, и люди были спасены. Вот так и появилась в середине 17 века традиция ежегодного крестного хода и сохранилась до прихода родной советской власти.
И было 70 с лишним лет воинствующего безбожья. И лишь в нашем, просвещенном в XXI веке, она, эта традиция, возобновилась. И мы с вами этому рады. В такие дни на колокольне Софийского собора бьют в самый большой колокол, в самый большой из Тобольских, хотя и в мире он занимает почетное 23 место. Мы забрались на колокольню, чтобы познакомиться с его величеством поближе.
Знакомьтесь, вес 25 тонн, язык весит 770 килограммов, управляют им с помощью специальной педали. Отливали колокол в Воронеже. Его предшественник был значительно меньше, всего-то 16-тонник. В компании с ним колокола по 5, я уж не говорю, по 2 тонны, ну, выглядят совсем малышами. Верно? Но зато как красиво звучат.
Глядя на них, у меня вспомнилась история про угличский ссыльный колокол, который в 1591 году известил о смерти царевича Дмитрия, за что, по распоряжению Бориса Годунова, был сброшен с колокольня, высечен плетями, а позже с вырванным языком и отрубленным ухом отправлен в ссылку к нам, вот сюда, в Тобольск. Ну да, весил он, конечно, значительно меньше, всего 319 килограммов. Но, товарищи, где Углич и где Тобольск? Уму непостижимо.
Это сколько же сил и времени заняла дорога? Но царский приказ обжалованию не подлежал, и нарушить его никто не посмел. Господи, да что же за времена-то такие были, а? Нет, нам с вами повезло!
Бродя по Тобольску, мы наткнулись на трогательные фигурки ангелов. Ангел созерцающий, ангел архитектурный, ангел музыкальный. Десять фигурок тобольских ангелов появились в городе недавно. Это не просто милые скульптурки для селфи. Каждый ангел рассказывает какой-то сюжет из истории города.
Для этого просто нужен гаджет. А они нынче есть у каждого. Тут и ребёнок справится. Кстати, об ангелах. Вот вы знаете, что Тобольск называют Ангелом Сибири? Да? Да ладно вам. А я вот не знал. Ангелом Сибири его назвал уже упомянутый нами Семён Ремезов, создатель Тобольского Кремля, который мы нынче называем Жемчужиной Сибири.
Однажды, и тому были свидетели, архиепископу сибирскому и тобольскому Киприану во сне явился ангел и сказал «Киприан, на город зайдет Божья благодать, и будут рождаться люди, Богом поцелованные, но для этого, слушай сюда, нужно построить церкви так, чтобы они закрывали Тобольск, как ладонь ангела». Ну, а что, так и сделали. В городе появились Крестовоздвиженская, Пятницкая, Рождественская, Благовещенская, Богоявленская и Церкви Захария, Елизаветы и Михаила Архангела. Поразительно то, что на начало XX века в городе, где проживала чуть больше 20 тысяч жителей, действовали 27 храмов.
А что о рождении поцелованных людей, предсказанных ангелом? Так он сдержал свое обещание, данное Киприану. И в течение нескольких веков в сравнительно небольшом Тобольске родилось много людей, знаменитых на весь мир. Это и Дмитрий Менделеев, проведший в Тобольске свои детские и юношеские годы, и автор музыки знаменитого романца «Соловей», композитора Александр Алябьев, и художник-передвижник Василий Перов.
В Тобольской губернии родился автор всемирно известной сказки «Конек-горбунок», переведенный на 27 языков Петр Ершов. Мы заглянули в сквер имени Ершова, чтобы полюбоваться невероятными бессмертными персонажами его сказки. Из имен 20 века, конечно же, следует упомянуть любимца всех девушек и женщин СССР, актера Александра Абдулова, актрису Елену Корикову. А люди нафталинового возраста вспомнят красавицу, народную артистку СССР Лидию Смирнову.
Храм Архангела Михаила.
Он, как и Софийско-Успенский собор, тесно связан с именами многих знаменитых людей, что бывали в нём. Венчались, ходили на службы, на отпевания. Здесь бывали опальные декабристы. Сюда приходил молиться Александр Радищев, пока жил полгода в Тобольске, по пути на Елимскую ссылку. Почему я об этом говорю, об этих давно ушедших людях, к нам уже не имеющих прямого касательства? Да потому что допускаю сохранение частицы душ, духа в предметах и пространстве. Определяющее слово здесь «допускаю». Ну вот как я допускаю иную точку зрения у вас.
Среди множества храмов Тобольска, как любят говорить гиды, яркой доминантой выделяется краснокирпичный готический собор — римско-католический храм Пресвятой Троицы. Его еще называют польский костел. Возник он в самом начале ХХ века, т.е. при последнем царе. Первые поляки в Тобольске появились еще с казаками Ермака.
Позже сюда прибывали польские ссыльные. Сейчас католическая община Тобольска весьма невелика. В костеле, как полагается, светло, лаконично, просто. Все лето, каждые выходные здесь проходят органные концерты. Органист Гайк Аганисян родился в Армении. Но вскоре их семья переехала в Тобольск, и его отец стал одним из реставраторов по восстановлению костела. Постепенно и отец, и сам Гайк, и его брат приобщились к этой вере. Недавно Гайк играл свадебный марш Мендельсона на церемонии венчания своего брата. Да, в этом самом костёле.
Все религиозные конфессии в Тобольске соседствуют. Есть в городе и две мечети. На 100 тысяч жителей города мусульман почти пятая часть. Эта мечеть старинная, построена в конце 19 века. Стоит она в татарской слободе, где испокон веков селились татары. Её построил купец-меценат на собственные деньги, вырученные от продажи огромного золотого казана, которому с ним кто-то расплатился за мягкое золото — пушнину. В советское время в мечети крутили кино, устраивали танцы. В 1988 году, в разгул перестройки, мечеть открылась снова для верующих.
Я с глубоким почтением отношусь к людям, кто умеет что-то делать руками. В один из дней с утра мы отправились в мастерскую к хранителю традиций, к косторезу Менсалиму Тимиргазееву. Мастер поначалу был суров, но постепенно, слово за слово, ножиками по столу, он раскрыл нам некоторые секреты своего мастерства. Оказывается, чтобы стать хорошим мастером, нужно, ну, во-первых, быть банально правшой, поскольку весь инструмент в этом ремесле заточен под правую руку.
А во-вторых, главное… В нашей работе, учти, один из главных постулаторов — надо садиться и работать.
Сто пудов. У меня именно так. Ну, впрочем, это можно сказать о любой творческой работе. По словам Менсалима, конкуренция в Тобольске очень большая.
Но ремесло они своё не бросают. Жизнь продолжается. Материал для работы — кость. Её покупают на мясокомбинатах и особым образом подготавливают к работе. Используют лосиный рог. В марте в тайге их можно найти немало. В основном косторезы работают под заказ, но какие-то изделия делаются и для выставок. В Тобольском доме мастеров множество занимательных вещиц, исполненных тюменскими косторезами. Основная тема изделий — мифология. Украшения, по мнению нашего мастера, лучше удаются женщинам-косторезам.
Мужчинам — изготовление прикладных вещей. Кубки для вина, музыкальные инструменты, шкатулки, ложки, напёрстки. Обучают косторезному мастерству в специальных колледжах. Хотя некоторые мастера выходят из семейных династий. Вот супруга и два сына Менсальема Темиргазеева также занимаются этим ремеслом.
И ещё один тобольский мастер золотые руки — Шейдула Хамедулин. Он шьёт национальную обувь сибирских татар — ичиги. Подобные татарские сапоги во все времена были своеобразным брендом народа. Они были популярны у жителей Башкирии, Татарстана, разных стран Азии, у народов Северного Кавказа. У них ичиги использовались для танцев, охоты, джигитовки. Шейдула – самоучка, увлёкся этим ремеслом чуть более десяти лет назад. А начинал с самого простого — с тамбурного шва. Изучал исторические книги, альбомы по искусству. Теперь его сапожки — предметы искусства.
По словам мастера, кроме него, никто таких больше не делает.
Самое сложное в этих работах — это делать композицию. Вышивать намного проще.
Шейдула — инженер-механик по профессии. Все станки и оборудование для своего ремесла, представьте себе, он сделал собственными руками. Сетует, что нет учеников, некому передать мастерство. Хотя, может, и немного лукавит. Вот эта восточная красавица, внучка Шейдулы, справляется с вышивкой не хуже своего учителя.
Продолжение следует...
Если вас заинтересовала статья, подписывайтесь на канал. Дальше будет интереснее