95K подписчиков

От всенародной славы до тюрьмы: «левые» концерты и аферы вокруг звезд советской эстрады

3,9K прочитали

Можно ли назвать звезд советской эстрады по-настоящему богатыми людьми в СССР?

Тогдашние обыватели, при всей любви к музыке и в целом к развлечениям, считали, что наши знаменитости незаслуженно купаются в деньгах.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Эти претензии озвучил в свое время Аркадий Райкин:

«Вот балерина – крутится, крутится, аж в глазах рябит. Прицепите ее к динамо – пусть ток дает в недоразвитые районы.»

И то верно: по сцене прыгать – этот тебе не кайлом махать.

Вот что отвечал Владимир Высоцкий своим завистникам:

Судачили про дачу и зарплату:
Мол, денег прорва, по ночам кую.
Я все отдам — берите без доплаты
Трехкомнатную камеру мою.

Итак, сколько же получали звезды эстрады в Советском Союзе?

По нынешним временам цифры поражают своей скромностью.

Зрители на концерте. Фото из открытых источников
Зрители на концерте. Фото из открытых источников

Низшая ставка составляла всего-то 3 рубля за концерт! Артистам второй категории платили чуть больше, аж 5 рублей, за высшую категорию – от 13 до 19.

Автор статьи – журналист Алексей Хотяновский. Статья специально написана для публикации на дзен-канале «В ЖИЗНИ И В КИНО».

Официально больше остальных получала в то время Людмила Зыкина: за концерт ей платили 33 рубля, плюс доплачивали три ставки за звание Народной артистки. Исполнителям народных песен в те времена всегда платили больше.

Для сравнения, Эдита Пьеха, Людмила Сенчина или Эдуард Хиль довольствовались всего 13-ю рублями за выступление. А ведь артистам надо одеваться. Да и по городу передвигаться желательно на машине, а не в общественном транспорте. Приходилось крутиться.

Официальный способ заработать приличные деньги – давать больше концертов. Конечно, это была настоящая работа на износ, но зато результат радовал.

Я помню, как в 1980 году в наш город приезжали «Песняры». Тогда они были на вершине славы, все мечтали увидеть их воочию и послушать знаменитую «Крик птицы». Так вот, они пробыли у нас 10 дней и ежедневно давали по три концерта. И каждый раз с аншлагом!

Так же поступали и другие исполнители. Эдита Пьеха, например, вспоминает, что ее личный рекорд – 39 концертов за 13 дней на Дальнем Востоке.

Эдуард Хиль и Людмила Сенчина. Фото из открытых источников
Эдуард Хиль и Людмила Сенчина. Фото из открытых источников

Но были времена, когда советские власти запрещали артистам и подобные стахановские методы. Так ставшая мегапопулярной после «Карнавальной ночи» Людмила Гурченко, устроила настоящий «чес» по эстрадным площадкам больших малых городов Союза.

Сами концерты были легальными, вот только в 1958 году любые «легкие деньги» считались чем-то позорным, недостойным советского человека.

Гурченко удостоилась обличающего фельетона в центральной газете и на 10 лет лишилась доступа к большим и главным ролям на центральных киностудиях. И лишь благодаря своему невероятному таланту смогла выбраться из негласной опалы и вернуться в когорту звезд первой величины.

Кадр из фильма «Карнавальная ночь»
Кадр из фильма «Карнавальная ночь»

Существовали и другие способы подзаработать, далеко не такие легальные. Прежде всего это «левые» или «черные» концерты. Вот тут в дело включались организаторы выступлений артистов.

Помните, как Жванецкий рассказывал про администратора Одесской филармонии, который поучал своих молодых коллег:

- Вот вы, молодые, я вам говорю: сначала разверните дело, потом включайтесь. Что вы воруете с убытков – воруйте с прибылей!

Администраторы артистов, организаторы концертов на местах и директора концертных залов и ДК действовали на свой страх и риск. Попадешься – можешь сесть по статье 93 за хищения в особо крупных размерах.

Иной раз артист и не знал об аферах, которые прокручивались за его спиной. Был случай, когда Муслим Магомаев отправился в отпуск и там, находясь на отдыхе, давал по 6(!) концертов в день.

Он был убежден, что все они проходят по ведомостям, налоги уплачены, никаких нарушений не допускается и не подозревал, что организаторы «мухлюют» с билетами и ставками для артиста (вместо одного реального концерта, провели по бумагам целых три).

За это всенародного любимца неоднократно допрашивали в ОБХСС и на какое-то время запретили ему выступать за пределами родного Азербайджана. В итоге никаких обвинений Магомаеву так и не предъявили.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Высоцкий, по слухам, отказывался петь меньше, чем за 5000 рублей – сумасшедшая сумма для того времени. И только скоропостижная смерть «избавила» кумира поколений от практически неизбежного уголовного дела…

Александр Кальянов, одна из звезд шансона, в те годы был звукорежиссером ансамбля «Лейся, песня», и они ездили на «халтуры» вместе с Владимиром Семеновичем. Кальянов рассказывал, что администратор певца даже показывал поддельную справку от Министерства культуры, якобы разрешающую Высоцкому получать большую надбавку за особое мастерство.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Одним из самых богатых музыкантов в 70-80-е годы был Юрий Антонов. Нередко он ездил в туры один, без коллектива, и делиться ни с кем не приходилось. К тому же большой доход приносили ему авторские отчисления за песни, которые пели по всей стране. Завистники утверждали, что иной раз, возвращаясь с гастролей, он отправлял багажом чемоданы, набитые купюрами.

Но случались и неприятности. Не избежал их Борис Сичкин, сыгравший Бубу Касторского в отечественном боевике «Неуловимые мстители». Артист выступал перед сеансами в кинотеатрах, а деньги делил со своим администратором.

В итоге он год провел в тюрьме, хотя его вину так и не доказали. Но на эстраду его практически перестали приглашать. Что в итоге побудило актера к эмиграции из СССР.

Борис Сичкин
Борис Сичкин

Получил 3 года «химии» (принудительных работ) музыкальный руководитель ансамбля Аллы Пугачевой. Выяснилось, что администраторы концертных площадок при полных аншлагах отмечали в документах, что залы были полупустыми. Разницу делили между собой и заезжими исполнителями.

Сама Примадонна, вместе с Львом Лещенко и Иосифом Кобзоном прилетали на суд в Иркутск, чтобы дать свидетельские показания в пользу обвиняемого. Возможно, звездное представительство помогло, все-таки отправили его не на зону, а на «стройки народного хозяйства».

Пострадал Михаил Звездинский, исполнитель песни «Поручик Голицын». Он открыл в Москве настоящее кабаре и устраивал там для избранных подпольные концерты, в которых принимали участие звезды первой величины. В результате – 6 лет провел в заключении.

Звездинский в заключении. Фото из открытых источников
Звездинский в заключении. Фото из открытых источников

Да чего там, даже всенародного любимца Евгения Леонова вызывали во Всесоюзное Театральное Общество из-за анонимного доноса. А Евгений Павлович всего-то провел несколько дополнительных творческих вечеров.

Не оставались в стороне и рокеры. Их официальные концерты в Союзе были, как правило, запрещены, поэтому зарабатывали, в основном, на так называемых квартирниках. Билет туда стоил 5 рублей, в дополнение к этому посетители скидывались на выпивку. Гонорары музыкантов составляли в лучшем случае рублей сорок-пятьдесят.

Давали они еще подпольные концерты. Устраивали их под видом комсомольских вечеров, билеты продавались в учебных заведениях из-под полы. Нередко в самый разгар концерта появлялась милиция, некоторых музыкантов задерживали.

Так, пострадал лидер группы «Воскресение» Алексей Романов. Он признался, что получал за выступления деньги. В итоге провел 9 месяцев в КПЗ, после чего получил условный срок.

На квартирнике Виктор Цой и Майк Науменко. Фото из открытых источников
На квартирнике Виктор Цой и Майк Науменко. Фото из открытых источников

Все изменилось с началом перестройки. К власти пришёл Михаил Горбачёв, и гонорары у артистов стали договорными. Тут уже речь пошла о миллионных заработках.

Хочу поделиться историей о музыкальной афере, свидетелем которой я стал. Было это в самом начале девяностых.

Все началось с появления в нашем городе весьма солидного, хорошо одетого человека лет 50-ти. Он сразу же отправился к директору местной филармонии, представился Борисом Семеновичем и заявил, что является официальным представителем Аллы Пугачевой.

- Кстати, не можете ли вы помочь в организации совместного концерта Примадонны и французской певицы Патрисии Каас?

- Французской? – переспросил обалдевший директор. – Я, конечно, не против. Да вот только подходящего дворца у нас нет. Желающих будет много, а вместимость помещения небольшая.

- Какого еще дворца? – рассмеялся гость. – Берите выше! Тут нужен стадион, не меньше. Такие две звезды!

Две звезды. Фото из открытых источников
Две звезды. Фото из открытых источников

Стадион в городе был, даже два. Директор дал предварительное согласие, но для начала позвонил мэру. Все-таки событие неординарное. Мэр пожелал лично пообщаться с представителем Пугачевой, и вскоре встреча в высоком кабинете состоялась.

- А нельзя ли переговорить непосредственно с Аллой Борисовной? – решил поосторожничать мэр.

- Без проблем!– Борис Семенович тут же набрал на телефоне какой-то номер. – Аллочка, привет, это я, Боря! Тут с тобой хотят поговорить.

Мэр нерешительно взял трубку и представился. Услышав в ответ знакомый до боли голос, он неожиданно для себя встал с кресла и начал громко говорить:

- Алла Борисовна, как я рад вас слышать! Мы же с вами когда-то встречались. Помните, в Сочи, я еще вам букет роз подарил… Да-да, как в песне: миллион, миллион алых роз, - попытался он спеть. – Помните? Так вот, это я! Спасибо вам, что приедете в наш город. Встретим по высшему классу! И вас, и Каас! Да-да, прямо в рифму! Ждем!

События после этого развивались стремительно. Мгновенно появившиеся афиши кричали со всех тумб: «Две звезды! Пугачева и Каас! Только один концерт!». Была приведена в боевой порядок бывшая обкомовская гостиница и вышколен обслуживающий персонал. Народ безумствовал. Билеты в кассах были раскуплены в мгновение ока.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

За три дня до концерта на пороге кабинета директора филармонии снова возник Борис Семенович. Когда он вышел оттуда, в его руках был дипломат с выручкой от проданных билетов. Больше его никто не видел.

Как не увидели Пугачеву и Каас зрители, собравшиеся в день концерта у стадиона.

Вот и говорите после этого, что перевелись у нас Остапы Бендеры!