Что? Выставка мировых шедевров фэшн-фотографии XX—XXI веков.
Где? Мультимедиа Арт Музей (МАММ).Остоженка, 16.
Когда? 13 апреля —15 июля 2024
Бесплатный день: каждый вторник на третьей неделе месяца (См. подробнее на сайте https://www.mos.ru/city/projects/museums/week/ )
Фонд Still Art, коллекция которого представлена на этой выставке, является обладателем "самого масштабного собрания западной фотографии XX–XXI веков в России"( Источник: https://stillfoundation.art/ ). На выставке, действительно, широко представлены культовые фэшн-фотографы, снимки которых вы точно видели, даже если никогда не покупали Vogue вместо ужина (по заветам Кэри Брэдшоу).
Выставка не разделяется на какие-то блоки, однако из-за этого не выглядит хаотичной. Кураторы (Ольга Свиблова, Анна Зайцева) объединяют работы скорее семантически, а не тематически. То есть фотографии сообщаются между собой цветовыми пятнами, формами и форматами. Это говорит нам, с одной стороны, о серьезной работе, которую провели кураторы выставки, но, с другой - такой формат может затруднять восприятие для зрителя.
Давайте пройдемся по основным шедеврам, которые представлены для нашего скромного внимания..
Энни Лейбовиц (1949- настоящее время) , наверно, наиболее известна широкому зрителю. Её снимки вы точно видели, если хоть раз в жизни заходили в Интернет. Именно она сделала самый последний снимок Джона Леннона за пять часов до его смерти ( на выставке его не было). Помимо этого, Лейбовиц стала первым фотографом из США, которому выпала честь сделать официальные снимки королевской семьи (2007).
Один из моих любимых героев на выставке - Ирвин Пенн (1917- 2009). Ребенок русских евреев-эмигрантов ( ну а куда же без русского следа), переехавших в США после революции. Непревзойденный мастер свето-тени. Перфекционист во всем, начинал свой путь как художник, но уничтожил все свои работы, потому что они ему разонравились. Стал арт-директором Vogue, однако постоянно был не доволен фотографиями, которые делали для журнала штатные фотографы, и тогда принял решение взяться за камеру сам.
Историю снимка ниже стоило выдумать, если бы она не была правдой. Его автор Ормонд Джильи (1925-2019) жил в Нью-Йорке напротив этого заброшенного здания. Через час после того, как была сделана эта фотография, его снесли. Девушки - модели, которые согласились сняться за доллар ( Джильи не был жмотом, у него просто не было денег..). А инспектор по сносу согласился задержать процесс уничтожения здания только на условии, что его жена будет присутствовать на фотографии ( она где-то в третьем ряду слева).
Ниже подборка работ Патрика Демаршелье (1943-2022). Само собой, сказать о нем что-либо и не скатиться в пошлость практически невозможно. Король спонтанности, певец женской красоты, мастер случайного кадра. Он говорил, что всегда старается создать непринужденную атмосферу на съемках. Не знаю, насколько непринужденно чувствовала себя Наталья Водянова ( третий снимок в подборке), но портретные съемки у него, действительно, всегда очень живые.
Завершает мою подборку прекрасный Роберт Мэпплторп (1946-1989). Скандальный фотограф, певец мужской красоты ( если вы понимаете о чем я)), снимал в основном обнаженную натуру. Его портрет Энди Уорхола входит в список самых дорогих фото-снимков.
Эта работа, с одной стороны, очень проста ( что может быть проще обнаженного тела и геометрической формы), но, с другой стороны, за ней стоит большая художественная история. Это и витрувианский человек Леонардо да Винчи ( в подборке), и мистические работы Уильяма Блейка, и супрематизм. Мне кажется, что этот снимок хорошо иллюстрирует концептуальность фешн-фотографий в целом: это не про гламур, это больше, чем просто красивые и дорогие платья. Нужно только рассмотреть!