583 подписчика

История одного автографа. Часть 2

Московский книжник, литературовед Николай Сергеевич Ашукин записал в альбом Чуванова:

Часы легко летят, как миги,
Всегда, когда я вижу Вас,
И про автографы, про книги
Ваш снова слушая рассказ.

И вот книга Ашукина «Живой Пушкин». Московское товарищество Писателей, 1934. Художник Н. В. Кузьмин. Технический редактор М. Чуванов. Это содружество преподнесло читателю чудесную книгу об Александре Сергеевиче и его месте в русской культуре – во всех её областях. На почётном месте в собрании Чуванова кузьминский портрет Пушкина – не вошедший ни в одну книгу, но, несомненно, один из лучших у этого тонкого иллюстратора великого поэта.

Искусствовед Сергей Голицын писал: «Со вниманием смотрел на всё, что собрано в этом доме, с такой любовью и тщательностью… Спасибо за сведения о В. А. Фаворском, о котором сейчас пишу книгу».

Владимир Андреевич Фаворский
Владимир Андреевич Фаворский

Чуванова и Фаворского связывала долгая и плодотворная дружба ещё со времён совместной работы в обществе «Старая Москва» в 20-х годах. В издательстве «Недра», в 39-й типографии при участии Чуванова вышло множество книг с гравюрами Фаворского. Когда редактор издательства Московского Товарищества Писателей Г. М. Шульц решил создать из сотрудничества Пришвина и Фаворского шедевр полиграфии, он обратился к Михаилу Ивановичу – тот знал обоих. Фаворский и Пришвин были старыми приятелями. Фаворский сделал прекрасные гравюры к книге Пришвина «Женьшень», и в 1934 году книга вышла в свет под технической редакцией Чуванова. Михаил Иванович сберёг титульный лист рукописи, и экземпляр с дарственной надписью выдающегося советского гравёра и бережно хранил всё, что связано с именем Фаворского.

Вот ещё одна интересная деталь. Редактор Сокольников сделал поэтическое послание Фаворскому, а Михаил Иванович показал опус автору и тот дописал, но уже прозой, разуверившись в своём поэтическом даровании: «Ответ на стихотворное послание редактора Сокольникова по поводу портрета Пушкина. В. Ф.». Судя по дате, речь шла о знаменитом ныне портрете Пушкина-лицеиста...

А вот ещё автограф: на фронтисписе диккенсовских «Записок Пиквикского клуба» – книги, подаренной Фаворским своему сыну Никите, – отцовское послание начинающему собирателю: «Дорогому сынишке как первое основание будущей библиотеки классиков. От отца. 1934 г. 17/3. Быть культурным – это не только уметь носить разглаженные брюки – это значит чувствовать свою связь со всей прошлой культурой, со всеми достижениями человечества. Это чувство возникает не потому, что мы знаем о том, что существовал какой-то писатель или в Риме был водопровод, а тогда, когда мы знаем, что написал этот писатель и как и кем был сделан водопровод. Читай этих классиков, если хочешь быть культурным».

Известность среди коллекционеров Чуванову принесла замечательная коллекция рукописей и книг, а также разного рода печатных изданий, выходивших в России в революционные и первые послереволюционные годы. Он был знаком с В. А. Гиляровским, М. А. Булгаковым, Ю. К. Олешей, И. А. Ильфом, К. Г. Паустовским и многими другими писателями, коллекционерами книг. В его библиотеке находились прижизненные издания Андрея Белого и М. И. Цветаевой с автографами поэтов.

Его библиотека содержала около 600 рукописных книг, в том числе более 40 рукописей XV – XVII веков, около 300 экземпляров кириллической печатной книги XVI – XX веков. Особый предмет его интереса составляла старообрядческая литература. В конце 1970-х годов Михаил Чуванов передал древнейшую часть коллекции старопечатных и рукописных книг в Библиотеку имени В. И. Ленина. В дар библиотеке он передал и около 1200 книг по истории Москвы. 75 икон XVI – XIX веков он передал в Музей личных коллекций.

С 1920-х годов М. И.Чуванов состоял членом общества «Старая Москва», Общества изучения Московской области, Московского клуба экслибристов, Общества изучения русской усадьбы (главный библиограф общества), Русского библиографического общества. С 1967 года до самой смерти Михаил Иванович был председателем старообрядческой Преображенской общины в Москве. Михаил Иванович был соредактором Церковного календаря для старообрядцев и автором некоторых статей в нём.

В конце 1970-х годов Михаил Иванович, желая сохранить свою коллекцию старопечатных и рукописных книг, передает древнейшую её часть в ГБЛ. В 1979 году в отдел редкой книги ГБЛ поступают старопечатные книги XVI – XVII веков. В мае 1980 года в отдел рукописей ГБЛ поступила часть собрания славяно-русских рукописей – 450 рукописей XV – начала XX века, получившая номер 775.

После смерти Чуванова оставшаяся часть собрания рукописных и старопечатных книг была приобретена Библиотекой Академии наук СССР в Санкт-Петербурге. В настоящий момент в отделе рукописей и редких книг Библиотеки АН имеется «Собрание М. И. Чуванова» с 682 единицами хранения и «Архив М. И. Чуванова». К сожалению, не сохранилось собрание Чуванова гражданских печатных книг XIX—XX веков с автографами писателей и других деятелей русской культуры. До сих пор на книжном рынке появляются книги из этого собрания у московских антикваров-букинистов. Старопечатные книги XVI – XVII веков, а также памятники древней письменности, сочинения исторического и литературного характера, старообрядческие, певческие рукописи на крюковых нотах, автографы русских писателей первой половины XX века. Документы показывают собирательскую деятельность М. И. Чуванова и его работу в Русском обществе друзей книги.

Многие годы жизни Чуванов отдал Преображенскому старообрядческому монастырю, которому оставил богатое собрание книг. С 1967 года он становится председателем Преображенской старообрядческой общины и остаётся им до своей кончины. Он был крупнейшим знатоком славяно-русских рукописей XV – начала XX века и старопечатных книг XVI – XVII веков. Огромное значение имеет исследовательская работа Чуванова по изучению и сохранению истории Преображенского кладбища. Благодаря собранным по крупицам и сохраненным Михаилом Ивановичем для потомков сведениям современные исследователи могут восстановить историю семьи или найти информацию о целых родах.

М. И. Чуванов пережил ужасы войн, аресты и ссылку в 1930-е годы, утрату двух библиотек – всё это подстегнуло его к активному собиранию и изучению рукописей, книг и икон. Для коллекционера не стояла цель поиска редких образов, главной задачей было спасение и описание древних икон.

Почти вся коллекция икон Михаила Ивановича Чуванова поступила в 1989 году в отдел личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина – 75 икон и один напрестольный крест. На сегодняшний день известно несколько икон из его собрания, не поступивших в музей и находящихся в частных собраниях.

Собрание гражданских печатных книг XIX – XX веков с автографами писателей не сохранилось; экземпляры из него периодически появляются на книжном рынке московских антикваров-букинистов. Коллекция предметов мелкой церковной пластики, рисунков, гравюр, фотографий, колокольчиков и пасхальных яиц после смерти Чуванова была продана частным лицам.

За несколько лет Михаилу Ивановичу удалось собрать свою первую библиотеку, в которой оказалось немало древних и старопечатных книг. Но в годы Первой Мировой войны библиотека погибла, когда Михаил Иванович был на фронте. Во время гражданской войны молодой печатник оказался на знаменитом агитпароходе «Красная звезда» и агитпоезде «Красный восток». В 1920 году погибла значительная часть и второй собранной библиотеки. В то беспокойное время не было ни одного прозаика или поэта, художника или гравера, культурного деятеля Москвы, который бы не был бы гостем дома Чуванова. Этот дом был выстроен в 1923 году по проекту А. М. Васнецова в сельце Михнево, рядом с Малаховкой, а в 1927 году дом-теремок разобрали и по брёвнышкам перевзли на станцию Ухтомская при помощи друзей по «Гудку». Увлекательная работа коллекционера и собирателя дорого стоила Михаилу Ивановичу, ближе к столетнему юбилею он стал плохо видеть. Ему сделали операцию на глаза, после которой он простудился и умер в больнице 15 апреля 1988 года, не дожив до своего столетия двух лет.

Московский книжник, литературовед Николай Сергеевич Ашукин записал в альбом Чуванова: Часы легко летят, как миги, Всегда, когда я вижу Вас, И про автографы, про книги Ваш снова слушая рассказ.-2

Похоронен Михаил Иванович Чуванов в Москве на Преображенском кладбище.

Михаил Иванович неустанно трудился. Классифицировал архивные материалы, описывал книги и рукописи, редактировал статьи, обновлял свою картотеку. И собирал книги, рисунки, картины. Новые экземпляры в его собрание поступали со всех концов страны и из-за рубежа. Почти столетний старик неутомимо пропагандировал искусство собирательства, выставлял книги своего собрания на заседаниях библиофилов. В главном книжном хранилище нашей страны образован фонд М. И. Чуванова, куда им переданы многие старопечатные книги, рукописи, издания по истории Москвы.

Михаил Иванович Чуванов
Михаил Иванович Чуванов

Московский книжник, литературовед Николай Сергеевич Ашукин записал в альбом Чуванова: Часы легко летят, как миги, Всегда, когда я вижу Вас, И про автографы, про книги Ваш снова слушая рассказ.-4

Век наш сложен, богат событиями, а наука достигла такого уровня специализации, что у многих притупляется интерес к тому, что выходит за рамки узких интересов. Другие устают до времени, иные просто равнодушны. Трудно сохранить цельное восприятие мира и определить свое место в нем. В этом отношении Михаил Иванович Чуванов являет образец лучших традиций отечественного собирательства.

Московский книжник, литературовед Николай Сергеевич Ашукин записал в альбом Чуванова: Часы легко летят, как миги, Всегда, когда я вижу Вас, И про автографы, про книги Ваш снова слушая рассказ.-5

Каким же образом могла произойти встреча знаменитого коллекционера М. И. Чуванова и писателя Н. Д. Телешова, и что их объединяло?

Николай Дмитриевич Телешов – русский советский писатель, поэт, организатор известного кружка московских писателей «Среда», Заслуженный деятель искусств РСФСР.

Московский книжник, литературовед Николай Сергеевич Ашукин записал в альбом Чуванова: Часы легко летят, как миги, Всегда, когда я вижу Вас, И про автографы, про книги Ваш снова слушая рассказ.-6
Московский книжник, литературовед Николай Сергеевич Ашукин записал в альбом Чуванова: Часы легко летят, как миги, Всегда, когда я вижу Вас, И про автографы, про книги Ваш снова слушая рассказ.-7

Книга «Записки писателя» Телешова неоднократно переиздавались в советское время и при авторских переизданиях дополнялась и исправлялась писателем. Мемуары иллюстрированы фотопортретами русских писателей. Портреты были примечательны тем, что каждый из них содержал личный дарственный автограф Телешову. Поскольку коллекционирование этих портретов было страстью Телешова, ему удалось получить дарственные надписи на портретах у Льва Толстого, Чехова, Короленко, Горького, Куприна, Бунина, Серафимовича, Вересаева, Белоусова, Скитальца, Леонида Андреева, Мамина-Сибиряка, Златовратского, Спиридона Дрожжина, Шаляпина и многих других.

Воспоминания Телешова дают представление не только о творческой интеллигенции конца XIX – начала XX века, но и быте, нравах тогдашних горожан. В истории отечественной литературы эти мемуары стоят в одном ряду с книгой «Москва и москвичи» Гиляровского. Кстати, по некоторым сведениям, её отдельные главы написаны как раз в доме Карзинкиных-Телешовых.

Дом Карзинкиных-Телешовых, Покровский бульвар
Дом Карзинкиных-Телешовых, Покровский бульвар

Телешов дружил с Гиляровским, Станиславским, Буниным, Горьким. Гиляровский любил работать в кабинете Телешова – здесь писал дневники и беседовал с главой семьи.

Писатель Н. Д. Телешов упоминал о первой встрече с Гиляровским, состоявшейся в 1887 году: «Подошёл Гиляровский – познакомились. Он был во фраке, с георгиевской ленточкой в петлице. В одной руке держал открытую серебряную табакерку, другой рукой посылал кому-то через всю комнату привет, говорил Чехову рассеянно что-то рифмованное и весёлое и глядел на меня в то же время, но меня, кажется, не замечал, занятый чем-то иным. Не успели мы и двух слов сказать для первого знакомства, как загремела опять музыка, и меня, как молодого человека, утащили танцевать".

Николай Дмитриевич собирал не только портреты, автографы писателей и других деятелей культуры. Ещё одним увлечением было коллекционирование инструментов для письма – перьев. Начало этой необычной коллекции было положено будущим писателем ещё в 1877 году. Кстати, это дело продолжили сын Андрей Николаевич и внук Владимир Андреевич. Более трёх тысяч перьев собраны Телешовами за сто с лишним лет. Эти маленькие экспонаты и сейчас украшают жилую квартиру-музей Телешовых на Покровском бульваре в Москве.

Страсть к коллекционированию, собирательству, конечно, роднила этих двух замечательных представителей русской, советской культуры. Их встречи происходили и в обществе «Старая Москва».

В 1909 была образована Комиссия «Старая Москва» по изучению старой Москвы в структуре Московского археологического общества.

Это краеведческое объединение в Российской империи, в которое вошли известные в то время учёные и исследователи: А. В. Арциховский, М. И. Александровский, П. Д. Баранов, А. А. Бахрушин, С. В. Бахрушин, М. А. Ильин, П. В. Сытин, писатели В. А. Гиляровский, Н. Д. Телешов.

После ликвидации общества в 1923 существовала «группа лиц, интересующихся изучением старой Москвы при Историческом музее», которая в том же году объединилась с Музеем старой Москвы (основан в 1919) и в январе 1924 оформилась как Учёная комиссия при отделении ГИМ «Старая Москва». В 1926 – 1930 входила на правах секции в Общество изучения Московской губернии. Одним из председателей этой секции (1919 – 1923) был А. М. Васнецов. Среди активных членов этой организации находим фамилии М. И. Чуванова, В. А. Гиляровского и Н. Д. Телешова.

Таким образом, Николай Дмитриевич Телешов и Михаил Иванович Чуванов были знакомы по совместной работе, как в обществе «Старая Москва», так и по издательской деятельности. Эти два замечательных представителя российской культуры работали, творили, дружили в среде корифеев культуры и искусства. А также об их знакомстве и дружеских отношениях говорит тот факт, что место проживания Н. Д.Телешова и М. И.Чуванова связано с Люберецким краем.

Продолжая исследовательскую работу в фондах нашего музея, нашли несколько газетных вырезок с экслибрисом М. И. Чуванова, связанных с именем Н. Д. Телешова:

  • Вырезка из газеты (название неизвестно), 1940-е годы – фото «В музее Станиславского». На фотографии: сидят за столом несколько человек, в том числе Н. Д. Телешов. Фотограф А. Лизирев, дата 1940-е. На обратной стороне вырезки – экслибрис: «Собрание М. И. Чуванова».
  • Вырезка из газеты «Вечерняя Москва», 1952 год. Статья В. Шевцова к 85-летию Н. Д.Телешова. На обратной стороне экслибрис: «Собрание М. И. Чуванова».
  • Вырезка из газеты «Правда», от 15 марта 1957 года. Некролог Н. Д. Телешова. Экслибрис: «Собрание М. И. Чуванова».
  • Фототипия. Николай Дмитриевич Телешов. Предположительно – издательство Сытина, 1897 год. Экслибрис: «Собрание М. И. Чуванова».

Подготовила Татьяна Андреева, методист Музея п. Малаховка (подразделение МУК "Музейно-выставочный комплекс" г.о. Люберцы)