582 подписчика

История одного автографа. Часть 1

Музей является хранилищем предметов – памятников истории и культуры и книга как нельзя более подходит под это определение. В фондах нашего музея собраны книги, обладающие краеведческой, художественной и полиграфической ценностью.

Так часто бывает – начинаешь с одного небольшого эпизода, а заканчиваешь масштабным расследованием, когда перед тобой открываются удивительные затейливые человеческие судьбы, связанные непосредственно не только с историей нашей страны, но и с историей Малой Родины.

Музей является хранилищем предметов – памятников истории и культуры и книга как нельзя более подходит под это определение.

У меня в руках небольшая, немного потрёпанная книга в плотной обложке «Н. Телешов. Всё проходит. Из литературных воспоминаний», Никитские субботники. Раскрываем книгу, и на обратной стороне обложки видим декоративный экслибрис М. И. Чуванова.

Музей является хранилищем предметов – памятников истории и культуры и книга как нельзя более подходит под это определение.-2

На титульном листе читаем:

Н.Телешов. Всё проходит. Рассказы о встречах и о былом (Из литературных воспоминаний)
1. Встречи с А. П. Чеховым
2. Первые знакомства
3. Кружок «Среда»
4. Про Леонида Андреева
5. Самоучка
6. О Малом театре.
Издательство «Никитские субботники».
Музей является хранилищем предметов – памятников истории и культуры и книга как нельзя более подходит под это определение.-3

Сверху листа чернилами написан текст: «Михаилу Ивановичу Чуванову в память о вечере 22\2 -1930. Н.Телешов».

На обороте листа – экслибрис: Типография словолитня «Красная Пресня» М. Грузинская ул. Столярный п., № 5–7.

Тираж книги 3.000 экз.

Меня заинтересовало это издание, а особенно дарственная надпись Николая Дмитриевича Телешова и личность адресата – Михаила Ивановича Чуванова. Оказалось, что М. И. Чуванов – известный полиграфист, коллекционер, собиратель автографов, рукописных и старопечатных книг, икон.

Михаил Иванович Чуванов
Михаил Иванович Чуванов

Михаил Иванович родился 14 октября 1890 года в селе Усады Серпуховского уезда Московской губернии в крестьянской старообрядческой семье, крепкой своими духовными и культурными традициями.

Какая атмосфера окружала Михаила Ивановича в детстве, можно узнать из следующего описания избы старообрядцев: «Богатство здесь старинных памятников письменности... Они свято хранятся здесь в таблях, в чуланах и крепких сундуках за замком не как вещи, имеющие ценность, как нечто старое, пережившие много столетий, но как материал для поучения и чтения назидательного, усладительного... свежие, недавние копии, целыми томами большого формата, со старопечатных книг и целые сборники-книги, которые поразительны по той разносторонней пытливости и любознательности, какими старались записывать … грамотеи все, что могло интересовать их».

Отец Михаила, Иван Фёдорович, был иконописцем, а впоследствии, когда стало слабеть зрение, следуя строгому, почти монастырскому уставу федосеевцев, отец удалился от семьи, однако религиозное и нравственное воздействие его на сына было велико. В деревне мальчик рос, воспитываемый матерью и бабушками. Бабушка Федосья Максимовна славилась своим большим знанием Священного Писания и старообрядческой литературы. Федосья Максимовна привила юному Михаилу страстную любовь, уважение и интерес к древней рукописной и печатной книге, которую он пронёс через всю свою долгую и тяжёлую жизнь.

Рано пристрастившись к книжному чтению, юный Михаил первую свою работу получил в волостном правлении села Вельяминово Подольского уезда, где мать стала работать у писаря, Михаила Ильича Ульянова. Писарь был человек начитанный, следящий за книжными и журнальными новинками. У него помимо казённого дома был свой, с библиотекой, куда получил доступ и малолетний Миша Чуванов.

В Подольске Михаил закончил двухклассное училище, где на мальчика обрушилась информация совсем другого настроя, поначалу чуждая. Но ни раздвоения, ни безоговорочного отрицания нового не произошло – сумел Михаил Иванович воспринять «внешнюю» культуру, и таким остался: жизнь его всегда открыта для всего лучшего, что создано человеческой культурой.

Купец Д. Расторгуев
Купец Д. Расторгуев
Работа на чаеразвесочной фабрике. Начало ХХ века
Работа на чаеразвесочной фабрике. Начало ХХ века

Достигнув отроческого возраста, Чуванов отправляется в Москву – работает на чаеразвесочной фабрике Расторгуева на Солянке, у Хитрова рынка. Платили там не плохо: пятёрка в месяц, хозяйские харчи, сахар и чай «от пуза». Раз в месяц выдавали четвертушку чая и пять фунтов сахара – можно отвезти домой гостинец. Работа была не слишком тяжёлая, но пыльная, и хозяин заставлял мальчиков-рабочих периодически выходить во двор – «прочистить лёгкие». Мальчишки сидели на свежем воздухе, в небольшом садике со скамеечками и глазели на прохожих.

В те годы купцам Расторгуевым принадлежал целый небольшой квартал в районе Солянки. Там же находилась церковь Рождества Богородицы, что на Стрелке. В этом районе в 1882 году архитектор Василий Николаевич Карнеев по заказу Расторгуевых строит знаменитый Дом с атлантами.

Музей является хранилищем предметов – памятников истории и культуры и книга как нельзя более подходит под это определение.-7

В доме Расторгуева жил хорист Большого театра Михаил Иванович Семёнов – друг Ф. И. Шаляпина еще по Казани. Оба они пели в расторгуевской церкви Рождества на Стрелке, что находилась на пересечении Солянки и Подколокольного переулка. Старший сын самого Расторгуева тоже работал в Большом. Вот в эту-то театральную компанию и был вхож Гиляровский.

Частенько заходил писатель в садик и беседовал с «чайными» мальчишками, расспрашивал о жизни, давал советы и наставления, очаровывал их своими рассказами — восторженных слушателей он любил… Владимир Алексеевич рассказывал о своих юношеских годах, и, что было самым привлекательным для детворы, демонстрировал силу и ловкость, учил приёмам французской борьбы. Михаил Иванович вспоминал, как ребята до умопомрачения колотили ребром ладони об стену, добиваясь окостенения, «как у дяди Гиляя».

Здание типографии Рябушинского, Москва
Здание типографии Рябушинского, Москва

В 1910 году Чуванов переходит в типографию Павла Павловича Рябушинского учеником наборщика, где и находит свою настоящую профессию печатника.

Владимир Алексеевич Гиляровский
Владимир Алексеевич Гиляровский

Близкое знакомство двух москвичей состоялось в 1921 году в редакции «Рабочей Москвы». Встретив здесь Гиляровского, Чуванов напомнил писателю девятисотые годы, их встречи в маленьком садике на Солянке. Сотрудник 39-й типографии Михаил Чуванов стал частым гостем семьи Гиляровских на третьем этаже дома в Столешниковом переулке. Именно в эти годы он собрал все книги писателя, а позднее заполучил архив его секретаря. На большинстве книг – автографы В. А. Гиляровского, например, вот какой автограф оставил Гиляровский на книге «Записки москвича»: «Михаилу Ивановичу, живущему среди книг и авторов их, особенно москвичей, от дяди Гиляя. 1931 год. Москва. Столешники». И следующая запись: «Дорогой Михаил Иванович! В память наших всегда интересных и увлекательнейших бесед о литературе, а главное, о поэзии, прими – хранитель книжных редкостей – и эту библиографическую редкость, случайно уцелевшую у меня и дождавшуюся лучшего применения в твоём хранилище». Михаил Иванович сохранил стихи, поэтическую биографию, шуточные зарисовки и экспромты, пригласительный билет на 75-летие писателя. Велика заслуга Чуванова в «проталкивании» и подготовке к изданию книги Гиляровского «Москва и москвичи» в 1934 году. Последняя датируемая запись на книге «Друзья и встречи»: «Дорогому Мише Чуванову от любящего его дяди Гиляя. Тревоги лет меня не губят: всё так же ем, пишу и сплю…».

Служа в типографии, Чуванов посещал вечерние курсы для рабочих. В 1915 году был призван в армию. Принимал участие в Первой мировой войне. В 1918 году вернулся в Москву и вновь стал работать наборщиком в государственных типографиях. В типографии газеты «Гудок» прошёл путь от наборщика до заведующего типографией.

28 апреля 1933 года Чуванов был арестован якобы по обвинению в незаконном хранении оружия, но 5 мая того же года освобождён «из-за недостаточности материалов, изобличающих преступление». Вторично Михаил Иванович был арестован 20 марта 1936 года и после долгого следственного разбирательства 2 сентября 1936 года приговорён к двум годам лишения свободы за антисоветскую агитацию. Реабилитирован Михаил Иванович только в 1958 году, выйдя на свободу во время Великой Отечественной войны. И вновь его поглотила стихия собирательства.

Главным делом жизни Михаила Чуванова была его собирательская деятельность, его уникальная и разнообразная коллекция. Чуванов собирал все, что представляет интерес для истории и культуры разных исторических эпох. В состав его коллекции входили древние рукописные и старопечатные книги, архивные материалы, книги гражданской печати по разным отраслям гуманитарного знания и истории Москвы, художественная литература, печатные книги XIX—XX веков с автографами писателей и других деятелей русской культуры, старая и новая периодика, иконы конца XV — XX века, рисунки, гравюры, фотографии, предметы мелкой церковной пластики, колокольчики, художественно расписанные пасхальные яйца. Источниками поступления материалов служили антикварный рынок, старообрядческая среда, коллекционеры.

Михаил Иванович вспоминал: «Я знал многих своих знаменитых современников: Андрея Белого, генерала Алексея Игнатьева, который написал “Пятьдесят лет в строю”, Городецкого, Рабиндраната Тагора, Пришвина, Паустовского, Алексея Толстого, когда он правил свой роман “Пётр Первый”, а я работал начальником производства в типографии, Гиляровского, Капицу, А. Грина... Их книги с тёплыми надписями — на моих книжных полках».

Чуванов работал в своё время с Сергеем Есениным. В коллекции М. И. Чуванова хранился макет неизданного сборника «Звено» (1919), в котором предполагалось напечатать произведения С. Есенина и других поэтов. В частном собрании находится книга С. Есенина «Преображение» (1921); на странице 43 рукой Михаила Ивановича вписана другая редакция 5-й строфы стихотворения С. Есенина «Песни, песни, о чём вы кричите?» с пояснением: «Исправления сделаны автором на экземпляре, подаренному «Ивану Константиновичу Меньшикову с приязнью».

Из коллекции Чуванова, собранной им во время работы в типографии издательства «Недра», можно увидеть гранки и корректурные листы изданий с автографами Марины Цветаевой, Анатолия Мариенгофа, Бориса Пильняка и многих других. Чуванов выпускал с Маяковским «Окна РОСТа».

Михаил Афанасьевич Булгаков
Михаил Афанасьевич Булгаков

Личность собирателя неотделима от собрания Михаила Ивановича.

Вот, как он вспоминал о Михаиле Булгакове: «В начале 20-х годов я часто встречал у букинистов молодого, вихрастого блондина, который рылся в книжных развалах, подыскивая книги в свою библиотеку. Он тогда всё больше интересовался русской классикой, исторической серьёзной литературой. Чувствовалось, что перед тобой очень воспитанный, высокоинтеллектуальный человек. Однако с окружающими был никак не нараспашку, сквозила какая-то внутренняя настороженность и, я бы сказал, жёсткость. Он нередко приходил и мне на помощь, когда я сомневался в покупке той или иной книги. Позже я узнал, что это автор небольших остроумных книжечек, которые только появились на книжном рынке, – Михаил Булгаков. У меня его есть все книги, которые вышли при жизни писателя. Конечно, есть и его книги, которые были изданы уже посмертно. Очень жаль, что такой замечательный писатель прожил так мало. У меня сохранился корректурный экземпляр книги Булгакова “Дьяволиада” с правкой, сделанной рукой автора перед отсылкой текста в типографию. Там, например, в первоначальном варианте повести “Роковые яйца” Александр Семёнович именовался Семёном Борисовичем, а Маня – Дорой.., было много там и других правок. Однако показать его вам я сейчас не смогу — отдал на время в Ленинскую библиотеку в Москву…»

Михаил Иванович вспоминал, как выпускал в 13-й типографии «Дьяволиаду» Михаила Булгакова, сообщит, что демон Азазелло из «Мастера и Маргариты» известен по древним хроникам как дух пустыни. Рукописи романов «В тупике» Вересаева, «Пётр Первый» А. Толстого (первоначальный вариант, сильно отличный от общеизвестного).

Чуванов ценил все: собирал, складывал – на память о своей работе, о людях, о делах. Хранил категоричные рекомендации Пильняка оформителю книги, расписку Мандельштама в получении гонорара, приказы Кольцова и письма Короленко.

Вот изданная осенью 1900 книга Валерия Брюсова «Tertia Vigilia» («Третья стража»), с которой, как вспоминал Брюсов, «началось моё “признание” как поэта. Впервые в рецензиях на эту книгу ко мне отнеслись как к поэту..., и впервые в печати я прочёл о себе похвалы». В чувановском экземпляре рукой поэта выведено стихотворение, своеобразный эпиграф ко всему сборнику. В примечаниях к последнему семитомнику Брюсова названию сборника дано следующее объяснение: «В сторожевой службе римских войск ночь делилась на четыре стражи (смены караула); третья стража приходилась на первые три часа после полуночи — самое глухое время ночи». Но Чуванов считает, что поэт не мог иметь в виду символ «самого глухого времени ночи», определяя общую тему стихов, о которых сказал: «Это мои лучшие вещи, может быть лучшее, что я могу написать в стихах». Астрономы древнего Востока делили ночь на три стражи, и тогда «третья стража» означает те часы, когда земля предчувствует рассвет, пробуждается, встречая зарю нового дня. Тогда становится ясно, считал Чуванов, почему Блок определял эту книгу Брюсова новым этапом в его творчестве, когда он становится «учителем новой поэзии, подлинным большим русским поэтом».

У Михаила Ивановича было особое отношение к художникам, работавшим в книжной иллюстрации, – ведь это его мир. Он бережно хранил макет сказки Виктора Васнецова «Как рыбка попала в ПРУД и что с ней было». Готовя второе издание, художник намеревался поместить в ней рисунки своих детей: книжка не вышла, но макет сохранён Чувановым в единственном экземпляре.

Аполлинарий Михайлович Васнецов
Аполлинарий Михайлович Васнецов

Более тесные контакты были у Михаила Ивановича с младшим Васнецовым, Аполлинарием: их сплотил интерес к русской старине, к древней Москве. Оба – не коренные москвичи, но, приехав в столицу, были ею очарованы.

Художник писал: «Я люблю всё родное, народное, а старая Москва — народное творчество в жизни прошлого... Чем дальше шло увлечение прошлым Москвы, тем более и более открывались несметные сокровища этого исторического города». Чуванов и Васнецов участвовали в археологических раскопках, изучали старые чертежи города.

Подготовила Татьяна Андреева, методист Музея п. Малаховка (подразделение МУК "Музейно-выставочный комплекс" г.о. Люберцы)

Продолжение следует.